|
||||||||||||||
Милосердие — монашеское ли дело?За последние двадцать лет в России было возрождено немало монастырей. Стены отстроены, купола сверкают, а чем святой обители заниматься дальше, в каком направлении развивать свою деятельность? Быть может, настала пора позаботиться о стариках, инвалидах, сиротах? Или же главное дело монахов — молитва, а благотворительность — призвание добрых мирян? ![]() Отец Сергий напомнил, что знаменитая Марфо-Мариинская обитель милосердия, основанная на Большой Ордынке Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, не была монастырем в полном смысле этого слова. Некоторые из сестер давали обеты не навсегда, а на определенный срок, после которого могли вернуться в мир и выйти замуж. По словам игумена, "устав у них был очень интересный. Там предполагалось, что сестрам, которые преуспевали в духовной жизни, создавались условия для монашеской жизни. В частности, они всегда жили в одном загородном скиту и там занимались духовной жизнью. А те сестры, которые еще не перешли в эту меру или сами этого не хотели, оставались в городе, ухаживали за больными, бедными". Предполагалось распространить эту идею на другие города, везде создать такие обители, а при них скиты, которые позволяют жить жизнью более глубокой, созерцательной", — добавил отец Сергий. По его мнению, "прежде всего, монашеская жизнь, конечно, — это жизнь молитвенная, но, с другой стороны, она никак не противоречит самой широкой благотворительности. Тем более, у богатых монастырей могут иметься и собственные средства, для них не обязательно самим заниматься благотворительностью, можно для этого нанять людей — например, организовать детский приют, нанять туда персонал. А монастырь это будет просто курировать и финансировать". "Я считаю, когда люди замыкаются в самих себе, особенно если монастырь находится в какой-то деревне, то в духовном отношении это малоплодно. Быть может, люди потому и уходят из этих монастырей, что человек современный все-таки малоспособен к жизни только молитвенно-созерцательной. Для того чтобы прийти в такую форму, в которой находятся афонские монахи, требуется 20-30 лет. А до этого нужно общение с людьми. И в тех монастырях, где нет паломников, нет возможности послужить паломникам, например, экскурсию провести, там люди начинают киснуть, загнивать. Поэтому в таком месте очень уместно устроить богадельню для каких-нибудь старичков", — сказал отец Сергий. Как подчеркнул он, в современных условиях благотворительную деятельность монастырей необходимо развивать. "Есть такая возможность, потому что монастыри стали материально обеспеченными. Куда деньги-то девать? Золотых львов ставить около дверей? Зачем все это надо? Бедным надо активно помогать", — убежден игумен. По мнению отца Сергия, монашеская жизнь в обителях должна разумно сочетаться или с благотворительностью, или с "миссией, просветительской деятельностью, книгоизданием". Развитие приютов для сирот и детей, брошенных родителями, является одним из приоритетных направлений церковной благотворительности. При патриархе Московском и всея Руси была создана специальная Комиссия по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, призванная следить за порядком и методами воспитания в приютах. В последние два года вокруг одного из церковных приютов — при Свято-Боголюбовском монастыре во Владимирской области — разгорелся скандал, связанный с побегом детей, которые жаловались на жестокое обращение. Но это случай скорее исключение — среди церковных приютов немало образцовых, где дети из неблагополучной среды полностью реабилитируются, получают хорошее образование и подготовку к самостоятельной жизни. Одним из лучших считается приют "Отрада", организованный при Свято-Никольском женском монастыре в городе Малоярославце Калужской области. Первоначально он был открыт для реабилитации девочек-наркоманок, но сегодня там благополучно воспитываются девочки и с другими социальными болезнями. Благотворительность — это всегда двустороннее движение. Трудно сказать, кому дела милосердия приносят больше пользы — тому, кому оказывается помощь, или тому, кто ее оказывает. Сегодня в России женских монастырей значительно больше, чем мужских. Некоторые опытные духовники советуют пожить несколько лет в монастыре женщинам, потерпевшим крах на личном фронте — например, пережившим тяжелый развод или уставшим от бесплодных попыток создать семью. Поскольку речь здесь не идет о принятии монашества, таким женщинам гораздо лучше бы подошла обитель милосердия, в которую можно поступить на время. Кроме того, неудачи в личной жизни обычно бывают связаны с психологическими проблемами. Духовники и светские психологи согласны в том мнении, что именно дела милосердия способны помочь научиться таким необходимым в семье качествам, как умение любить, жертвенность, забота о ближнем. Так что в монастыре можно научиться не только посту и молитве, но и умению быть хорошей женой и матерью.
Образование и Православие / Ольга Гуманова |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2841 |