Опубликовано 03.04.2011 в рубрике  Новостная лента
 

Дух раскола (“открытое письмо” трех ижевских клириков)


В светских СМИ распространяется “открытое письмо” трех ижевских клириков - о. Сергия (Кондакова), о. Михаила (Карпеева), о. Александра (Малых) - к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором они заявляют об отказе поминать его за богослужением. Увы, некоторые последовали в след Диомиду; что же можно сказать на это?
 
В житейских делах рассудительность требует, слыша обращенную к нам речь, задаться вопросом “чего от нас хотят?”. К каким действиям нас хотят побудить? Мы легко можем нарваться на мастеров психологической манипуляции, которые, незаметно для нас самих, склонят нас к действиям, о которых мы потом пожалеем - в лучшем случае, к бесполезным тратам. Но эти люди имеют, чаще всего, корыстный интерес, и потери, которые они нам наносят, имеют обычно чисто материальный характер.

В мире духовном такая рассудительность еще более необходима - поскольку враги нашего спасения отличаются куда большей изощренностью. Трое священников, опубликовавших свое обращение к Патриарху, увы, не задались этим вопросом. Куда ведут внушаемые им помыслы и кто, в таком случае их внушает? Каков вывод из всей их речи? Мы находим его в самом письме - разрыв общения с Патриархом и предъявление ему различных тяжких обвинений.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставлен на это служение Поместным Собором; он находится на своем месте по воле Божией, которая была явлена в соборном решении Церкви. Он пребывает в общении с Предстоятелями других поместных Православных Церквей. Отказаться поминать его - в то время, как его поминает весь православный мир - значит противопоставить себя не только Русской Православной Церкви, но, неизбежно, и Вселенскому Православию.

Кто может желать отторгнуть людей от общения с Вселенской Церковью? От кого могут исходить такие помыслы? Это вопрос, который стоит поставить в первую очередь - еще перед тем, как перейти к рассмотрению оснований, предлагаемых для такого решения.

Авторы письма чрезвычайно резко критикуют миссионерскую работу в Церкви, обрушиваются на диакона Андрея Кураева, а также неких неназванных “пастырей-каратистов, пастырей-футболистов, пастырей-штангистов, пастырей-артистов, пастырей рок-певцов, пастырей-банкиров”. Обоснована ли критика о. Андрея? Этот вопрос можно просто оставить в стороне - потому, что он не имеет никакого отношения к сути проблемы. В Русской Православной Церкви есть как те, кто одобряет деятельность о. Андрея, есть те, кто ее резко критикует - ни тем, ни другим в голову не приходит по этому поводу отказываться поминать Патриарха. Кто-то одобряет проповеди на рок-концертах, кто-то находит их в высшей степени неуместными и решительно об этом заявляет - но, повторим, ни тем, ни другим не приходит в голову порывать из-за этого с Церковью.

Авторы письма считают неправильным то, что многие, недостойные на их взгляд люди, в частности, представители власти, получают церковные награды. Более того, они упрекают Патриарха в том, что он не обличает “представителей высшей власти”. Здесь нельзя избежать ряда вопросов. Один из авторов письма, протоиерей Сергий Кондаков, считает нужным дважды указать, что он является “руководителем Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, членом Общественной Палаты Удмуртской Республики”. То есть о. Сергий и сам вхож в коридоры власти, и, надо думать, использовал эту возможность для служения Церкви и народу. Если взаимодействие с гражданскими властями вполне прилично самому о. Сергию, то почему же он полагает, что оно неприлично Патриарху? В чем должны состоять “обличения власти”? В публичных революционных призывах? Очевидно нет, и надо думать, сам о.Сергий, будучи членом общественной палаты Удмуртии, от таковых воздерживается. В мягком и терпеливом увещевании с глазу на глаз? Но тогда откуда о.Сергий знает, что в беседах Патриарха с “сильными мира” такого нет? И - еще раз - в Русской Православной Церкви есть люди, которые полагают, что и церковные награды дают не тем, и властями обходятся не так - но которые продолжают оставаться ее верными чадами.

Далее авторы пишут, что “жизнь многих сельских батюшек на грани нищеты, в то время как немалая часть духовенства, обласканная сильными мира сего, утопает в роскоши”. Проблемы помощи беднейшему духовенству надо, несомненно, решать, и, авторы, если их действительно беспокоит этот вопрос, могли бы выступить с конкретными предложениями. Но вновь возникает тот же вопрос - это что, уважительная причина для того, чтобы уходить в раскол? И не был ли сам о.Сергий - судя по перечисленным им высоким постам - “обласкан сильными мира сего?”

В письме говорится, что священноначалие проводит “линию, направленную на объединение с погрязшим в ереси Ватиканом”. Это просто неправда, и неправда заведомая. Ни о каком объединении не идет и речи - речь идет о совместных действиях перед лицом воинствующего секуляризма.

Далее содержится требование “вывести Русскую Православную Церковь Московского патриархата из Всемирного совета церквей”. Что же, многие члены Церкви полагают, что лучше бы и вывести - да вот только, скажем еще раз, к расколу их это никак не склоняет.

Авторы требуют “положить конец бесчинствам тех священнослужителей, в том числе и весьма высокопоставленных, которые предаются … содомии”. Что же, это было бы совершенно понятным требованием, если бы речь шла об обвинении конкретных лиц, подкрепленном надежными свидетельствами. Святой Апостол Павел пишет в Послании к Тимофею: “Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. (1Тим.5:19)”. Если Вы хотите изобличить грех - прекрасно, укажите виновных, представьте свидетелей. Неконкретные обвинения неких неназванных священнослужителей, которым, якобы, не препятствует Патриарх, выглядят как попытки замазать грязью, в то же время не беря на себя никакой конкретной ответственности.

(Отметим в скобках, что в эти же дни священноначалию высказывается и ровно обратный упрек - в поспешном и суровом лишении сана человека, обвиненного в содомии)

Авторы заканчивают свое письмо несколько загадочно - то именуя Патриарха “Святейшим владыкой”, то заявляя, что “не может быть нашим Великим Господином тот, кто ведет нас по пути апостасии и унии с папистами”, то заявляя о своей “многогрешности”, то требуя от Патриарха “покаяния за эти грехи”.

Но подведем некоторые итоги; в этом письме поднимаются некоторые вопросы, являющиеся предметом оживленной полемики в Церкви - но вот только ее участникам, в отличие от авторов письма, в голову не приходит удаляться в раскол. С другой стороны, выдвигаются ничем не подкрепленные обвинения в “унии с папистами” и тому подобном. Можно ли усмотреть в этом письме “чувство заботы о своей пастве и о своем личном душевном спасении”? Нет. Заботясь о пастве, не учиняют расколов. Заботясь о спасении своих душ, не выдвигают необоснованных обвинений.

Что же, все мы слабые люди, склонные грешить и ошибаться, иногда тяжело. Но Церковь всегда ожидает покаяния и готова принять тех, кто в неразумии восстает на нее, как только они обратятся к истине. Будем же молиться о том, чтобы Бог дал покаяние и отцу Сергию, отцу Михаилу и отцу Александру.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 2266


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (18)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930