Константин Кинчев: Разговор по душам
Он не пел песен. Он не давал готовых рецептов. Он не говорил штампами. Он не пытался быть гуру. Он пришел к молодежи поговорить по душам «за жизнь», послушать, услышать, и вместе думать-искать ответы на тысячелетние вопросы.
«Очень душевный получился разговор» – напишут участники встречи в своих блогах через пару часов. Вечер Константина Кинчева, организованный Патриаршим центром по работе с молодежью при Свято-Даниловом монастыре, прошел в Центральном доме журналиста. Зал был переполнен, Кинчева не отпускали.
ФОТО Юлии Маковейчук
О слогане «Православие или смерть» и о «Козе»
Слоган «Православие или смерть» — это всего лишь переиначенная фраза Феофана Затворника «Не знаю как кому, но мне без Православия не спастись». И я только этот смысл вижу в этой надписи на футболках, которую признали экстремистской. Это мне без Православия смерть. Вот и все.
Что касается «козы»… Вот это вот сейчас сфотографируют, а потом скажут, что отец Иоасаф — мракобес (смех в зале).
Для всего рок-н-ролла этот знак – штепсель и розетка: подключаешься и происхожит обмен энергией. Это и происходит на концерте. Что касается меня, если вы внимательно посмотрите, как я использую эту жестикуляцию… Я делаю следующим образом: когда я о чем-то негативном пою, я делаю так (делает “козу”). Когда о чем-то позитивном, я делаю так (”коза” со соединенными вместе средним и указательным пальцами). Этот знак о чем-то говорит? Ну вот. Но, почему-то все время фотографируют меня либо вот так (вскидывает руку), либо вот так («КОЗА»).
***
Об Иерусалиме
Я побывал в Иерусалиме в 1992 году, после этого приехал в Россию и крестился, с тех пор я православный христианин. Что так на меня повлияло? Это было настолько сильное сердечно потрясение. Я понял, что все мои предыдущие поиски были тщетны: я метался, искал и там, и тут, а истина оказалась рядом, оказалась, что она всегда со мной. Я понял, что зря метался, я нашел, что искал. Приехал в Россию и крестился.
О возможности изменить что-то в прошлом
Ну, естественно, я много сделал ошибок в прошлом. Главную жизненную линию оставил бы такой, какая есть. А частности бы многие поменял. В частности, попытался бы вычеркнуть самодовольство, самомнение, то есть все что связано со словом «самость». Чуть-чуть посмирнее бы себя в юные годы вел. Но это все, к сожалению, приходит только с житейским опытом.
***
О плодах
Какой плод мы себе наработали по жизни, узнаем после смерти. Сейчас о плодах рассуждать преждевременно, потому что можно очень сильно обломиться: тебе будет казаться, что ты на арбуз наработал, а окажется, что на семечку от клубники.
Я просто живу и чувствую себя причастным к великой Церкви. Со всеми ее таинствами, ритуалами, послушаниями, аскезой. Мне все в Ней нравится. Другое дело, что я через пень-колоду работаю над собой. И послаблений себе массу даю, по собственной своей слабости. Вообще я, конечно, не очень хороший христианин.
Вот эту фразу тоже выцепят и заголовком дадут: «Кинчев сказал…»
…Во мне есть много, над чем работать.
***
О вере
Вера заполняет пустоту жизни колоссальным образом. Как только ты вступаешь в церковную жизнь, ты понимаешь, насколько перед тобой небъятное поле работы, работы над собой. На праздность не остается времени. И, соответственно, на уныние и тому подобные вещи — тоже.
***
О «Докторе Хаусе»
Что смотрю?
Во время гастролей смотрел «Доктора Хауса», сериал. Хороший сериал, крепкий. Главный герой, к сожалению, в Бога не верит. Но образ интересный, за ним наблюдать интересно: он все анализирует, ищет и сопротивляется злу.
А читаю я мало.
«Братьев Карамазовых» недавно перечитал о очередной раз и…обломился. В 25 лет прочитал — не зацепило, в 35 лет прочитал — зацепило, потом ходил под очень сильным впечатлением. Сейчас прочитал — слабо… Вот так.
Паисия Святогорца люблю читать. Больше, чем «Братьев Карамазовых» :)
***
— Вы занимаетесь благотворительностью?
— Занятия благотворительностью должны быть анонимными, поэтому этот вопрос снимается.
***
— Бывало ли вам стыдно хотя бы за одну вашу песню?
— Практически ни за одну написанную песню мне не стыдно – вот такой я, видимо, бесстыдный персонаж. Это не добавляет мне никаких бонусов, а говорит о том, что я весьма спорный субъект, которому почему-то доверяет много людей.
***
— Как уживаются в вас язычество и православие?
— Так же как во всех православных людях. Ощущение себя на своей земле и причастным к великой Соборной и апостольской Церкви. Так вот и уживаются. Не чрез суеверие и ритуалы, а через ощущение причастности к земле и к тому, что на этой земле происходит.
***
О национальности
У всех есть ощущение дома, а у нас…мы вроде русская нация и говорим на русском языке, а чувствуем себя, как индейцы в резервациях.
Тут все гораздо глубже. Государство считает, что мы многонациональная страна, и боится самоидентификации. Национальности ведь вымарываются из всех документов. Как было раньше — «советский народ», а сейчас мы такие вот «россияне». Мне это не нравится, я хочу ощущать себя русским. И хотелось бы, чтоб мне определили клочок земли, пусть даже где-нибудь на Колыме, но это будет моя земля, чтоб я понимал, это моя земля и я здесь должен жить. Мне хотелось бы, чтоб русский человек знал, где его территория, его земля. А у нас этого нет.
О Церкви и власти
Мне б хотелось, чтоб Русская Православная Церковь и, в частности, наш Патриарх Кирилл не боялся слова “русский”. Меня расстроила речь Патриарха после событий на Манежке. Я всецело за симфонию властей, но эта симфония должна строиться исключительно таким образом, чтоб власть светская получала окормление у власти духовной, а не наоборот. Патриарх, к сожалению, озвучил то, что хотело услышать государство, от себя ничего не сказал. Но, видимо, наш Патриарх — просто дипломат, и не мне его судить, он большой человек, кто я такой, чтоб делать замечания?! Но если уж разговор об этом зашел, его речь меня расстроила.
***
— Пожалуйста, расскажите, что означают кольца на ваших руках – с черепом, с рыбой — и хотелось бы, чтобы священник это как-то обосновал, прокомментировал.
К.К.: Отец Иоасаф, давайте.
О.Иоасаф: Я должен сказать, что никаких богословских замечаний нет. У меня на кресте тоже есть череп. В христаинской традиции череп ассоциируется с Адамом, первым человеком, который был восстановлен в своем потерянном достоинстве. Он умер. Но в новом Адаме, во Христе, воскрес, как и каждый из нас. С рыбой – еще проще. Это древний христианский символ. Если греческое слово «рыба» — «ихтус» — расшифровать, то получится как раз сокращенно «Иисус Христос».
К.К. Спасибо, отец Иоасаф. Можно я коротко и «по-пацански» попытаюсь обосновать? У меня на кольце — череп в каске. Это воин, который готов умереть за Христа. Вот, собственно, и все. Хотелось бы в трудную годину выстоять и быть (по своим делам и словам) ближе к этому воину.
***
— На ваших песнях воспитывалось не одно поколение? Вы себя ощущаете проповедником или учителем?
— Я вас разочарую: я себя ощущаю просто рок-звездой.
— Вы понимаете, что ваши песни несут воспитательную направленность для молодежи?
— Я не знаю. Я пишу их честно. А «как наше слово отзовется» — об этом даже в общем и задумываться неправильно. Если ты делаешь свое дело предельно честно, на любом поприще, тебе и вернется так же.
***
— Как вы стали музыкантом? И что вы посоветуете человеку, который тоже хотел бы стать музыкантом?
— Странно жизнь складывалась у меня. Сколько себя помню, я все время хотел быть кем-то. Сначала я хотел быть Чингачгуком. Потом я хотел быть одноногим Сильвером. Потом я увлекся хоккеем и очень хотел быть Бобби Халом. Прочитал его книгу «Моя игра в хоккей» — и уже видел себя с девятым номером на площадке. Научился играть в хоккей, поступил в спортивную спецшколу, отзанимался 7 лет.
А однажды в пионерлагере я услышал группу Black Sabbath. У нас был продвинутый радиорубщик, а лагерь был маленький, без особого надзора, так что на побудку у нас звучала песня “Святые” с 3-го альбома Black Sabbath. Я из этого пионерлагеря приехал и решил, что буду Оззи Осборном. С тех пор все и началось.
Когда пришло осознание, что Оззи Осборном мне не быть, я понял, что я стану Константином Кинчевым, рок-звездой. Это произошло, когда мне было 14 лет. Так вот когда вы осознаете, что вы хотите быть не кем иным, а только самим собой, музыкантом, исполняющим свои песни, уверенным в том, что вам есть, что сказать окружающим, с этого момента все у вас и будет выстраиваться. В жизни все чудесным образом складывается — я чем больше живу, тем больше в этом убеждаюсь.
Если истинно хочешь чего-то, то тебе Господь это «чего-то» и дает. Другое дело, что оно может оказаться печальным подарком, потому что хотел ты немного не того…
Я пока не обломился, мне нравится поприще, которое я выбрал, мне на нем хорошо.
***
О концерте «Рок — к Небу» в начале 2000-х гг.
Это было достаточно сумбурное мероприятие, но то, что Санкт-Петербургская епархия дерзнула такой концерт организовать, это, мне кажется, огромная ее заслуга. Мы стали ближе и понятней нашей Церкви благодаря этому концерту.
***
О дружбе
Я вырос в районе ВДНХ, у меня все близкие друзья оттуда. Друзья все из детства и связи мы не теряем. Это Лева, Лёвчик мы его называем, он работает в группе «Алиса». Это Мешок, как мы его величали, а сейчас он — отец Владимир и служит в Останкино, в храме Святой Троицы; это Ганс, который трудится на музейной ниве в Коломенском. Эта дружба никогда не прерывалась.
***
— Какие качества вы больше всего цените в людях?
— Да все те же, которые цените вы. Все те человеческие качества, которые угодны Богу.
— Я, например, ценю искренность больше всего.
— Я тоже. Порядочность, доброту, честность, искренность. И ненавижу то, что является антиподами этих понятий. И внутри себя это ненавижу. Потому что внутри меня, к сожалению, это все есть: и ложь, и лицемерие, и фальшь, и, наверное, даже и предательство. С этим бороться надо. Вышеперечисленному – доверять, а с нижеперечисленным – бороться внутри себя. Мы очень противоречивые создания. Все в нас есть, весь мир, со всеми его плюсами и минусами, все абсолютно в каждом из нас, и я не исключение. Важны приоритеты, вектор, который ты выстраиваешь. Или он направлен в небо, к Богу, и ты служишь Богу, или он направлен к земле, и ты служишь рогатому. Может, звучит очень плоско и по-детски, но я так ощущаю.
***
— Как вам удается идти по жизни с заповедью «Возлюби ближнего как самого себя»?
— Да со скрипом, конечно. Большей частью и не удается. Иногда киплю, а иногда бывают приступы неконтролируемой ярости. Что даже страшно. Так и живу. Поярюсь, потом каюсь.
***
О духовной музыке и пении
Мне нравится, как у нас в храме поют. Но заслуга это, конечно, нашего регента, Евгения Сергеевича Кустовского, который организовал регентские курсы в Москве и воспитал много очень крепких певческих групп. И регентов.
Вне храма я эту музыку не слушаю, это не моя музыка. Я тяжелый рок слушаю.
А в церкви — это такая помощь службе.
Хотя исполнение бывает разное. Я летом живу в деревне, в Луке. Там на службе я просто слышу, как поет, наверное, учительца из музыкальной школы — она себя подает. А задача Евгения Сергеевича — наоборот, не мешать службе, а очень деликатно поддерживать ее.
Так что разница колоссальная! Там, в деревне, тоже замечательные люди, но они все-таки как на сцене — регент привел своих артистов. А здесь все очень деликатно.
***
Об искушениях и зависимостях
Все идет от самости. Без руля и без ветрил, доверяешь только себе. Молодые люди приходят со страстным желанием этот мир познать, со всем его разнообразием, со его плюсами и минусами. В молодости есть ощущение, что у тебя все под контролем и ты со всем справишься. А когда понимаешь, что не справляешься, бывает зачастую уже слишком поздно. У меня никаких рецептов нет, как этих искушений избежать.
***
О «Шабаше»
В интернете по поводу меня истово православные сайты пишут, что вот, в ту пору, как вся православная общественность ведет аскетичный образ жизни, поскольку сейчас Великий Пост, псевдоправославный, а проще говоря, сатанист Кинчев отмечает шабаш, и делает это из года в год 20 лет. Хочу истинно православным людям сказать, что я не отмечаю шабаш 20 лет подряд, я отмечаю шабаш. И всего лишь один раз за 20 лет. Этот альбом так и называется – шабаш, то есть конец. Всему. Одноименная песня посвящена Сане Башлачеву, который самовольно ушел из жизни и сказал напоследок: «Шабаш». Моя грусть будет передаваться вам 29 апреля в Москве, 1 мая в Санкт-Петербурге. Больше мы «Шабаш» играть не будем. А песня…об этом.
***
— Как вы относитесь к позиции БГ, что Бог для всех один, нет разницы, мусульманин ты, буддист, католик, протестант?
— Мы это поймем, когда умрем. Там все выяснится. А пока, следуя словам апостола Павла, буду жить с ощущением осуществления ожидаемого и с уверенностью в невидимом.
Записала Валерия Посашко
Про перстень на пальце: у меня здесь череп в каске – это воин, который готов умереть за Христа.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|