|
||||||||||||||
Анатолий Байбородин: Сегодня властители умов и душ без Бога и царя в голове«В корне российских бед лежит бездуховность и безнравственность государственной политики, изъеденной коррупцией», - считает член Союза писателей России, заместитель председателя Иркутского регионального отделения партии «Патриоты России» Анатолий Байбородин. Получив право выступить на сессии областного Законодательного собрания как представитель партии, не представленной в Государственной думе РФ, он говорил о состоянии нравственной среды, судьбе русской литературы и языка, без которых нет духовности русского народа, а значит - и будущего страны. «Россия – страна многонациональная, и наша Иркутская губерния населена многими народами, но я веду речь лишь о духовно-нравственном состоянии русского народа, и о русском традиционном искусстве, и особо о русской литературе, которая испокон веку воспевала и утверждала высокие духовно-нравственные идеалы. Когда мы говорим о русской литературе, то неизбежно вспоминаем имена дворянских писателей - Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. И далее народных писателей - Куприна, Шмелева, Есенина, Шолохова, Леонова. А потом и писателей по сути наших современников - Шукшина, Астафьева, Белова, Распутина. И мы понимаем, что помянутые и не помянутые выдающиеся русские писатели – гордость России, ибо воспевали и утверждали в народном самосознании высокие духовно-нравственные идеалы, созидали славу и величие государства Российского. Но на помянутых именах русская литература не завершилась. И в последующих поколениях есть писатели, творчеством которых может гордиться народ. Если, разумеется, узнает о них, а потом и прочтет. В России традиционная художественная литература занимала верховное положение среди искусств в имперскую эпоху – и царскую, и советскую. Талантливые произведения русской литературы легли в основу многих выдающихся произведений живописи, музыки, театра и кино. Развитие художественной литературы было заложено в государственную политику страны в области культуры и искусства, о литературе заботились и региональные власти. Еще недавно книги и журналы издавались миллионными тиражами, и читались народом, талантливым русским писателям внимала вся Империя, когда транслировались литературные беседы из Останкинской телестудии. И авторитет народного писателя был столь высок, что власть прислушивалась к писательскому слову. Но со второй половины восьмидесятых годов русскую традиционную народную литературу, словно безродную и бездомную нищенку, «российская» власть выпихнула на задворки культуры, отдав предпочтение зрелищным искусствам, нередко и низкого пошиба. Это было похоже на пореволюционные большевистские годы: хлеба и зрелищ, а Пушкина вон с корабля современности. Трагедия перестроечной России даже не в том, что к власти пришли искушенные Западом, циничные корыстолюбцы, которые и растащили наш колхоз, кто за гриву, кто за хвост, и российский народ проснулся нищим и обездоленным. Это беда, но трагедия не в этом – народное хозяйство можно восстановить, пусть даже экономическим чудом. Великая трагедия России в том, что нынешние властители умов и душ, что без Бога и царя в голове, Иваны не помнящие родства, вот уже два десятилетия с дьявольским упорством, с дьявольской методичностью работают над изменением русского менталитета. Массовые зрелищные «искусства» с помощью всеохватного телевидения, вездесущего Интернета выживают из русского характера исконные духовно-нравственные начала: любовь к Вышнему и ближнему, любовь к родному народу и Отечеству, братчинность, общинность, честность, совестливость. Эти высокие и спасительные для народа и Отечества духовно-нравственные начала вытесняются индивидуализмом, корыстолюбием, честолюбием, животными инстинктами. Чего ради сие творится? Историческая случайность или некий политический и, я бы даже сказал, мистический замысел о России? Ответ предельно прост. Вот ставшая уже хрестоматийной, набившая оскомину цитата из политического учения А. Даллеса: «…Посеяв в России хаос, мы, незаметно подменив их ценности на фальшивые, и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа; окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. Отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом». И вторая, столь же хрестоматийная цитата из поучения Збигнева Бжезинского: «Разрушим их хваленую духовность, и Россия рассыплется сама». Значит, грядущая судьба России находится не в социально-экономической области, а в области духовности и нравственности. Попытки насильственного изменения русского образа жизни, русского духа в истории России случались, но настолько еще крепки были в народе духовно-нравственные, православные основы и несовершенны методы и приемы воздействия на психику нации, что коренным образом изменить национальный дух не удавалось. Но пришли иные времена, про которые писатель Валентин Распутин сказал: были времена потяжелей, но не было подлей. И первое, что постсоветские властители душ и умов сотворили, загнали в катакомбы русскую традиционную литературу, видя в ней оберег русского народного характера. Лукавые властители или растлители душ и умов, затаив радость фарисейскими вздохами, беспомощно разводят руками: нынешний ритм жизни предельно ускоренный, предельно напряженный, читать некогда, да и время такое, вытеснили художественную литературу массовая развлекательная культура с всеохватным телевизором и вездесущим Интернетом. Но телевизор, где годом да родом демонстрируются легковесные фильмы по мотивам русской классики, никогда не заменит уединенное чтение художественной литературы. Чтение серьезной, талантливой литературы по духовному, эмоциональному, интеллектуальному воздействию на человека значительно превосходит воздействие зрелищных искусств, ибо при чтении читатель становится соавтором писателя, размышляя над судьбами героев, ассоциативно сопоставляя со своей судьбой, со своими мыслями и переживаниями. Чтение традиционной русской прозы и прошлых веков, и нынешнего века – насущная необходимость для представителя любой профессии, поскольку развивает интеллект и творческий дух, дает любовное и сострадательное знание многовековой судьбы родного народа, его души, его вековечных идеалов. Самый лукавый довод, что приводят растлители душ и умов, «мы даем читателю, зрителю выбор – можешь читать вульгарные, бульварные романы, а можешь читать Ивана Шмелева «Лето Господне», никто тебе не запрещает. Но если четверть века вбивать в голову по сорока телеканалам о суетных страстях мира сего и умалчивать о великих творениях помянутого Ивана Шмелева, умалчивать о гениальной музыке Георгия Свиридова, то народ духом и погрузится в суетные страсти мира сего. Известно, если человеку сто раз сказать, что он свинья, то человек свиньею и станет. Нельзя забывать, что вниз катиться легко, возвышаться духом трудно, но это истинное счастье, главная человеческая цель на земле перед Вечностью, перед Судом Божиим. Духовному возвышению служит Русская православная церковь и традиционное русское искусство, и дай-то Бог, чтобы духовному возвышению служили и средства массовой информации, и особенно телевидение. Разумеется, властители не смогли откреститься от выдающихся народных писателей и почивших, и ныне здравствующих, потому что имена их уже в советскую пору были прославлены на весь мир. Но властители исподволь дали понять, что на этих именах народная литература и завершилась. А это неправда: хоть и в катакомбах, но жива традиционная литература, и Бог весть, не живем ли мы рядом с писателями, подобными Гоголю и Достоевскому. Пощадила постсоветская власть космополитическую литературу и «бульварную» беллетристику, кою испокон веку корежило от духа русского. Но если бы российская власть была истинно народной по духу и слову, то «бульварным писателям» она бы чинила препоны, а писателей традиционно-народных, кои еще не перевелись на Руси, власть бы носила на руках, потому что с ними слово, созвучное великому и многовековому устному поэтическому слову, с ними двухтысячелетняя народная и Божественная мудрость, способная созидать и укреплять нравственный и творческий дух нации. Российская власть гордилась бы народными писателями, как власти иных народов гордятся своими национальными эпосами, но власть российская, несмотря на «ура-патриотические» вопли, похожа на колониальную, алчущую заживо похоронить русскую народную литературу, а прочая, де, и сама выживет, – прочая, знать, порочащая и народ русский, и слово русское. В особенно трагическом положении оказалась русская традиционная народная проза. Поэт может хотя бы со сцены прочесть свои стихи, примкнув к зрелищным искусствам, а для прозы нужно уединенное чтение и размышление. Традиционная русская проза – не беллетристика, страдающая журнализмом либо подобная «мыльным операм» и детективам; всякому серьезному художественному произведению предшествует кропотливая исследовательская работа, порой превосходящая даже и научную академическую, потому что требует еще и художественного воплощения. А коль пишущий подобную прозу не может издать свои произведения, а чудом издав, не может представить свои произведения в СМИ, то подобный писатель в отличие от поэта каменной стеной отгорожен от читателя и вещает в пустоту, толкует с воображенным читателем, словно умалишенный из богадельни с зарешеченным окном. Без возрождения русского духа с его исконными и высокими нравственными началами невозможно возрождение былого величия государства Российского, невозможно спасение самого народа русского. Без возрождения духовно-нравственных основ в народе любая, даже самая гениальная, социально-экономическая программа обречена на провал, поскольку породит еще более гениальное мошенничество. Постсоветское время – время самых великих искушений князя тьмы, и в среде власть имущих мало тех, кто устоял перед соблазнами мира сего. А что можно ожидать от законодателя, чиновника, предпринимателя, душа которого мертва, убита корыстолюбием, убита равнодушием к судьбе родного народа и Отечества, даже если они при случае могут козырнуть патриотической и даже православной фразой?! А возрождение духовно-нравственных основ в народе невозможно без возрождения русского искусства – литературного, живописного, музыкального, театрального – воспевающего и утверждающего любовь к Вышнему и ближнему, любовь к родному народу. Повторю, грядущая судьба России находится не в социально-экономической области, а в области духовности и нравственности. Читаю зловещую российскую да и региональную статистику: в России – 24 млн. бедных и российские жители живут в 6 раз беднее европейцев; миллион сирот, 54 миллиона детей не могут посещать детские дошкольные учреждения, потому что семьи не имеют средств на коммерческие детские сады и ясли (там надо платить до 10 тыс. в месяц), а в муниципальные миллионная очередь; расходы на медицину – 3-4 % от ВВП, в Германии – 10, 7 %, в США – 15 %., а по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения расходы на медицину должны быть не менее 5 %. По этой причине в год от болезней умирают до 500 тысяч, 2 млн. алкоголиков на учете и столько же неучтенных. В России – 18 убийств на 100 тыс., в США – 3. Россия занимает первое место по числу молодых преступников, сидящих в тюрьмах. Самое скорбное, что опрос показывает: 70 % молодежи не имеют никаких гражданских, духовно-нравственных целей в жизни, то есть, как говорили в былые времена, безыдейная, готовая в любое время кинуться во все тяжкие. Мрачную статистику можно и далее продолжать. Повторю, что в корне российских бед лежит бездуховность, безнравственность самой государственной политики, изъеденной коррупцией. Я осознаю, что проблема духовно-нравственного возрождения народа путем приобщения к русской традиционной культуре и особо литературе – классической и современной – проблема эта может решаться лишь на российском законодательном и исполнительном уровне, но почву для решения этой проблемы могут готовить и региональные власти. Этим посильно и занимаются в иных губерниях, даже вопреки государственной воле или властному безволию. Я сужу хотя бы по деятельности министерства культуры и архивов Иркутской области, крупные проекты которого имеют духовно-нравственную, державную направленность. Можно вспомнить хотя бы знаменитые на всю Россию «Дни русской духовности и культуры», где особая, главенствующая роль отводится традиционной русской литературе. И долг губернских властей всемерно поддерживать проекты, направленные на развитие боголюбивого и человеколюбивого русского искусства».
Образование и Православие / Агенство региональных новостей |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2774 |