|
||||||||||||||
В Институте философии РАН состоится защита диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук на тему: Философские представления о природе зла в Древней РусиСоискатель - Щеглов Андрей Петрович Защита состоится 26 мая 2011 года в 10.00 на заседании Диссертационного совета Д.002.015.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте философии РАН по адресу: 11991, Москва, ул. Волхонка, дом 14. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии РАН. Целью исследования является реконструкция философской средневековой теодицеи на Руси. В этой связи предстоит исследовать онтологические и метафизические представления о происхождении зла в Древней Руси. При этом необходимо выяснить, какие метафизические принципы лежат в основе древнерусской теодицеи? Будут рассмотрены онтологические категории абсолютного и относительного применительно к древнерусским представлениям о существе зла, существующего в вечно изменяющемся наличном бытии. Чтобы понять, как понималась природа зла в древнерусском мировоззрении надо изучить, что является в бытии абсолютным, а что подвержено относительной неустойчивости и изменению? Без объяснения, какие начала в бытии были абсолютными, а какие относительными, невозможно прояснить как представляли древнерусские мыслители сущность зла. В процессе исследования предстоит выяснить, кто или что понималось под Абсолютом в средневековой Руси и как Абсолют был связан с относительным бытием. Предполагается рассмотреть Абсолютную Сущность, в Ее внутреннем бытии, подвергнуть анализу понятие «Ипостась» в понимании средневековой русской метафизики. Являются ли «Ипостаси» модусами бытия или «Ипостаси» обнаруживают совокупность равных абсолютных частей не делимых на бытие? Анализируя эти вопросы, возможно получить ответ на главный вопрос древнерусской теодицеи как Абсолют может допустить существование зла. К задачам исследования относится реконструкция понятийного аппарата и методов древнерусской философской теодицеи, что должно привести к пониманию связи двух онтологических полюсов абсолютного действия в изменчивом и конечном относительном множественном мире. Именно на границе этих онтологических взаимоотношений и возникает, как считали древнерусские ученые люди, такое явление как универсальное зло. Другими словами, предстоит выявить аспекты всякого относительного вещественного сущего в отличие от другого абсолютного аспекта - сущности. Если относительное сущее «существует» в относительном бытии, то оно всегда только аспект сущего, его трансцендентной основы, включающей в себя абсолютное действие или движении. Одной из центральных задач исследования является выяснение природы онтологических, метафизических типов древнерусской мысли. Исследование Абсолютного действия и движения в конечном универсуме. Изучение взаимодействия относительных различных типов вещей (категорий), наличествующих в мире, а также абсолютных и относительных типов отношений между вещами. Решение этих задач поможет выяснить позиции древнерусской метафизики по такой проблеме как сущность зла и его происхождение в бытии. Научная новизна работы состоит в том, что впервые в отечественной историко-философской науке проведен последовательный, системный анализ рецепции и трансформаций философских идей древнерусской теодицеи. Учение древнерусской теодицеи представлено как этап непрерывного развития русской философской мысли. В ходе исследования были получены представляемые к защите результаты. 1. Автор выявил основные положения и направления древнерусской теодицеи, которые ранее имели формы исключительно религиозно-философских доктрин, исследовал закономерности и особенности восприятия природы зла в Древней Руси. В диссертации указывается важная особенность древнерусской теодицеи – в средневековой Руси появление и возникновение зла относилось в первую очередь к метафизическому и онтологическому горизонту и только уже потом к антропологии, к аксиологическим и этическим аспектам. 2. В диссертации представлен анализ философем, под которыми понималась природа зла в Древней Руси и тех специфических средневековых форм, в которых эти философемы выражались. Данный подход позволяет достаточно обосновано, полно и убедительно выразить адекватную средневековому мировоззрению структуру средневековой теодицеи и с учетом семантики и понятийной специфики выразить смысловые философемы древнерусских текстов. На основании данных древнерусской письменности становится возможным проследить понимание средневековыми авторами древнерусской теодицеи. 3. Доказана актуальность анализа разнообразных средневековых источников, позволяющая получить подлинное представление о природе зла в Средневековой Руси. В этой связи в данной работе присутствует филологическая составляющая. Предлагается перевод некоторых текстов древней русской традиции на язык адекватных философских понятий, выраженных современным русским языком. Для этой цели в диссертации используются как имеющиеся в публикациях переводы источников, так и новые переводы, выполненные автором исследования. При изучении текстов русского средневековья применяется современный комплексный герменевтический подход, в котором непосредственное участие имеет авторский опыт религиозно-философской экзегезы, основанный на современных герменевтических исследованиях. 4. На первое место в исследовании ставятся не аспекты выражения, а аспекты смыслового содержания, поскольку выражение содержания представляет собой раскрытие индивидуальности, в нашем случае древнерусской смысловой индивидуальности. Выявление диалектического смысла позволяет раскрыть предметное содержание произведения в его целостности интенциональных актов, тот «нетематический горизонт», который дает знание о предмете. Горизонты отдельных смыслов при таком подходе сливаются в единый тотальный горизонт, «жизненный мир», далекой от нашего понимания духовного и культурного мира древнерусской культуры. Это позволяет реконструировать «горизонт», «жизненный мир» этой культуры, в соотнесении с которым представляется возможным понять ее смысл. 5. В рамках исследования древнерусской теодицеи максимально редуцируется актуализация субъективного начала. При таком подходе исследователь становится менее детерминирован рамками современного философского дискурса, поскольку ослабление современных историко-философских актуальных связей позволит выявить сложнейшую подлинную ценность древнерусских представлений. Предлагается исходить из предварительного (архитипического) смыслового понимания, заданного самой древнерусской традицией. Применение указанных герменевтических методов позволяет найти правильные корректировки всей симфонии философских композиций Древней Руси, в первую очередь древнерусских представлений о природе зла. 6. Научно-практическая ценность работы заключена в объяснении древнерусского понимания природы зла и причин его существования в бытии. Выявлена и проанализирована связь теодицейных представлений с другими основополагающими духовными и интеллектуальными константами в Древней Руси. При этом важно заметить, несмотря на то, что религиозно-философские представления о природе зла в Древней Руси были во многом оригинальны и специфичны, но сама попытка философской идентификации природы зла, выводила допетровскую Русь на один уровень с общечеловеческими надеждами существовавшими во все исторические эпохи о земной справедливости и обретении подлинного смысла жизни. 7. В работе рассмотрены связи и взаимовлияния древнерусских взглядов на появления зла. Установлено соответствие понятий «зло», которые древнерусская метафизика разделяет на три вида: зло метафизическое – несовершенство ноуменального и пространственно-временного континуума, зло физическое – изменение вещественных субстанций, приводящих к страданию, зло, существующее в нравственной сфере – грех, выступающий как сознательное или бессознательное противление первоначальной абсолютной воли, создавшей гармоничный мир.
Образование и Православие / ВАК Минобрнауки РФ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2935 |