|
||||||||||||||
Вниманию педагогов православных средних образовательных организаций. Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образованияВ ходе завершения доработки Стандарта православного компонента начального (общего), основного (общего), среднего (полного) образования просим внести свои предложения по конструктивному изменению представленного текста. Комментарии можно присылать на e-mail: vpoleshkevich@otdelro.ru СТАНДАРТ ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 2010 г. Пояснительная записка. Введение Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее Стандарт православного компонента общего образования) обусловлено особенностями развития современного общества, а также приспособлением образования к требованиям времени, что, в частности, предполагает качественное улучшение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и духовное оздоровление общества. Стандарт православного компонента общего образования представляет концептуальные параметры православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церкви, иных образовательных организациях. Стандарт православного компонента общего образования разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии, с учетом педагогических традиций и воспитательных идеалов, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью. Основы систематического обучения на Руси, как свидетельствует «Повесть временных лет», были заложены Крестителем Руси cвятым равноапостольным князем Владимиром. Созданные им в Киеве и Новгороде первые училища положили начало православным общеобразовательным учреждениям. За более чем тысячелетний период православная педагогика накопила многоценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. В середине XVIII века, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназий в России, М.В. Ломоносов фактически сформировал православный компонент гимназического обучения. Научно-педагогические принципы нравственно-развивающего обучения в 60-е годы XIX века были сформулированы великим русским педагогом К.Д. Ушинским, полагавшим веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции залогом правильного воспитания школьников как свободных и ответственных граждан России. В первые послереволюционные годы (1918-1920) православный компонент образования был изъят из системы общего образования Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (январь 1918 г.). Советская система общего образования, с одной стороны, сумела заимствовать у дореволюционных гимназий, лицеев и реальных училищ хорошо организованную структуру народного образования, а с другой стороны, будучи атеистической, понесла невосполнимые утраты в области духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. Со знаменательного празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) началось возрождение общеобразовательной деятельности Русской Православной Церкви. При православных приходах стали открываться первые воскресные школы. Закон «Об образовании» 1992г. в Российской Федерации предоставил зарегистрированным религиозным организациям право на создание общеобразовательных учреждений, что положило начало их формирования при приходах, епархиях Русской Православной Церкви, православных братствах. Важными основаниями для рассмотрения вопроса о введении Стандарта православного компонента общего образования явились изменения в Законодательстве Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. N 751 «О национальной доктрине образования в РФ» (опубликовано в Бюллетене МО РФ, 2000 г., N 11). Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития. К стратегическим целям образования Доктрина относит: создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности. Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» 01.12.2007г. №309-ФЗ в Статью 9. Образовательные программы П.6. Основные общеобразовательные программы «... обеспечивают реализацию ФГОС, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников и включают в себя рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся…». В Статью 14. Общие требования к содержанию образования П.2. Содержание образования должно обеспечивать: - интеграцию личности в национальную и мировую культуру; - формирование духовно-нравственной личности; П.4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. П.5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими ФГОС. Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта в Российской Федерации также призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. Это задачи первостепенной важности. В структуре основной образовательной программы в дополнение к фундаментальному ядру содержания образования предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся должны быть интегрированы во все виды деятельности и формировать уклад школьной жизни. Поручения Президента РФ от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Правительства РФ от 11 августа 2009 г. № ВП-П44-4632, и издание Распоряжения Правительства РФ от 29 октября 2009 года № 1578–р о проведении мероприятий по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики, в 2009-2011 годах, стало ключевым моментом в принятии решения о разработке и внедрении Стандарта православного компонента общего образования, как системы непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания. В национальном законодательстве стран бывшего СССР в области образования и свободы вероисповедания также было закреплено право религиозных организаций на образовательную деятельность, предусматривалось наличие частных учебных общеобразовательных организаций (Закон Украины «Об образовании» от 23.05.1991г. № 1060-XII, Закон Украины «О свободе совести и религиозных объединениях» от 23.04.1991г., Закон Республики Беларусь «Об образовании « от 29.10.1991г. № 1202-XII, Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций» от 17.12.1992г., Закон Республики Молдова «Об образовании» от 21.07.1995г. № 547-XII, Закон Республики Молдова «О культах» от 24.03.1992г. № 979-XII). Стандарт православного компонента общего образования призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей, для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание их в духе отечественных православных традиций является важнейшим компонентом образования и воспитания. Введение и реализация Стандарта православного компонента общего образования обеспечит: • сохранение традиционных ценностей в современном обществе; • консолидацию общества на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных вероисповеданий; • национальное согласие; • духовную безопасность личности и общества. Введение Стандарта православного компонента в начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование опирается на: • Конституцию Российской Федерации, Закон «Об образовании», «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, подзаконные нормативные акты внедрения ФГОС в систему государственного образования, Программу национальных инициатив «Наша новая школа»; • более чем двадцатилетний опыт преподавания вероучительных дисциплин в системе образовательных организаций Русской Православной Церкви. За пределами Российской Федерации введение Стандарта православного компонента общего образования опирается на соответствующую национальную нормативно-правовую базу, Цель внедрения Стандарта православного компонента общего образования – формирование у учащихся целостного христианского мировоззрения, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности. Задачи Стандарта православного компонента общего образования: • ознакомление с основами Православной веры, религии и культуры; • формирование нравственной ответственности богозданного человека; • изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций; • формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии; • привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания; • воспитание жертвенного служения и любви через примеры жизни святых; • раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», связи прав человека и нравственного достоинства человека; взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотического воспитания; • раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека); • содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в православной традиции. Стандарт православного компонента общего образования вводится на основании принципа: • единства Церкви, семьи и школы в деле воспитания учащихся. Реализация данного принципа возможна при следующих условиях: • воцерковления, вхождения в литургическую жизнь Церкви, создания церковной среды, в которой происходит освящение личности и ее преображение в духе истины и любви; • понимания воспитательного значения содержания образования, формирования цикла взаимосвязанных учебных предметов по основам православной веры и православной культуры; раскрытия связи веры и знания, вероучительных предметов с другими областями знаний; • учета подготовленности учащихся к принятию и усвоению духовного знания, к принятию Божественной Истины; • построения уклада жизни образовательного учреждения на основе православных ценностей и традиций, способствующего решению вышеуказанных задач; • обеспечения вариативности и дифференциации православного образования; • соответствия содержания образования возрастным нормативам физического и психического развития детей на каждой ступени образования; • учета возможности социализации детей за пределами Церкви. I. Общие положения 1. Православный компонент общего образования (для образовательных организаций Русской Православной Церкви) – это система непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания на традициях православия, которая реализуется в общеобразовательных учреждениях через внедрение (включение) в основные образовательные программы общего образования программ духовно-нравственного цикла, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви. Православный компонент общего образования (для иных образовательных организаций) - это учебные курсы, дисциплины, предметы, модули, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви. 2. Стандарт Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ православного компонента общего образования. 3. Стандарт Православного компонента общего образования предназначен для общеобразовательных организаций, учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви, также для других, учрежденных иными юридическими и физическими лицами, общеобразовательных организаций, выбирающих его как основу духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания. Православный компонент общего образования может быть реализован во всех типах и видах образовательных организаций, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. 4. Стандарт Православного компонента общего образования включает в себя требования: • к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования; • к структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования, в том числе требования к соотношению православного компонента с обязательной частью основных образовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта и частью, формируемой участниками образовательного процесса; к соотношению обязательной (инвариативной) части (перечень обязательных предметов и базовое ядро их содержания) и рекомендуемой (вариативной) части православного компонента общего образования; • к условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования: кадровым, материально-техническим, информационным и иным условиям. Требования к результатам, структуре и условиям освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на всех ступенях образования. 5. Стандарт Православного компонента общего образования является основой объективной оценки деятельности православного образовательного учреждения, уровня образования обучающих и обучающихся. 6. Нормативный срок освоения программ православного компонента общего образования составляет полный срок обучения с 1 по 11 (12) класс. 7. Православный компонент общего образования ориентирован на социальный запрос православных граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании», государственной Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, которая «представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образованиями, культуры и спорта, средствами массовой информации», соответствующими нормативно-правовыми документами иных государств. 8. Русская Православная Церковь считает духовно-нравственное воспитание личности достижимым через систему религиозного образования, регламентируемую данным Стандартом. 9. Православный компонент общего образования: содействует формированию и обеспечению единого духовно-нравственного, образовательного и культурного пространства; направлен на: • повышение качества преподавания вероучительных предметов в православных общеобразовательных учреждениях и факультативного преподавания учебных курсов православной направленности; • содействие успешному введению в государственную и муниципальную школу учебных курсов духовно-нравственного содержания; • совершенствование системы общего образования посредством восполнения духовно-нравственной составляющей школьного обучения и повышения качества преподавания национальной истории, литературы и культуры в целом; • упорядочение преподавания вероучительных предметов в имеющихся и создающихся православных общеобразовательных учреждениях, включая приведение содержания рабочих учебных программ в соответствие с возрастными особенностями детей и подростков, сохраняя их преемственность по ступеням образования; • интеграцию учебной и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях. 10. В соответствии с православным компонентом общего образования осуществляется: • единство, целостность, непрерывность и преемственность православного компонента начального общего, основного общего, полного (среднего) общего образования; • воспитание и развитие личности православного христианина в полноте ее бытия по образу идеала, заданного православной исторической традицией; • осуществление учебной деятельности (учебного труда) как дара Божия, для пользы семьи и государства. II. Правовой аспект введения Стандарта православного компонента общего образования. Приоритетное право верующих родителей на религиозно-нравственное образование и воспитание своих детей, обучающихся в любых образовательных учреждениях, имеющих государственную лицензию на общеобразовательную деятельность, зафиксировано в целом ряде актов международного права. Изначально оно было закреплено Международной конвенцией «О борьбе с дискриминацией в области образования». Эта Конвенция была принята в Париже 14 декабря 1960 года; наша единая в то время страна присоединилась к этой Конвенции в 1962 году . 5-я статья этой Конвенции гласит, что государства, являющиеся сторонниками настоящей Конвенции, должны гарантировать родителям и, в соответствующих случаях, законным опекунам возможность обеспечивать образование их детей в соответствии с их собственными религиозными и моральными убеждениями. О духовно-нравственном воспитании, как приоритете в системе образования, Правительством Российской Федерации было заявлено в 2001 году принятием «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В этом программном документе было отмечено следующее: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры». Важным шагом на пути реализации этой Концепции стало принятие статьи 1 Федерального Закона № 309 (от 1 декабря 2007 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». В числе других изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены новые требования к воспитанию обучающихся в российской школе. Пункт 6 статьи 9 («Образовательные программы») новой редакции Федерального Закона РФ «Об образовании» гласит, что учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие учебные материалы призваны обеспечивать «духовно-нравственное развитие, воспитание» российских школьников, получающих начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Пункт 2 статьи 14 («Общие требования к содержанию образования») в новой редакции Закона дополнен требованием, которое подчеркивает, что содержание образование должно быть ориентировано на «формирование духовно-нравственной личности». Законом РФ «Об образовании» воспрещается формирование в государственном и муниципальном образовательном учреждении централизованной или местной религиозной организации, равно как воспрещается создание там организационных структур политических партий и движений. Но действующим российским законодательством школа не отделена от Церкви, и поэтому апробация и введение православного компонента образования не воспрещается. Национальным законодательством Украины также предполагается в качестве целей образования сохранение национальных культурных традиций, духовное и нравственное развитие личности. В качестве принципов образования упоминается его светский характер и независимость школы от религиозных организаций (ст.9 Закона Украины «Об образовании» от 23 мая 1991г. № 1060-XII). Преподавание вероучительных дисциплин в общеобразовательных школах возможно при наличии письменного заявления родителей и без ущерба для реализации государственного образовательного стандарта. Законодательство Республики Беларусь предусматривает, что учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных, государственных традиций белорусского народа (ст.1 Закона Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991г. № 1202-XII) Закон Республики Молдова «Об образовании» № 547-XIII от 21.07.1995г. в ст.4 предусматривает, что духовно-нравственное воспитание в системе государственного начального образования является обязательным учебным предметом, а в системе среднего и высшего образования - факультативным. Кроме того, предусматривалась возможность морально-религиозного образования в государственных школах всех уровней (ст.43 Закона Республики Молдова «О культах» от 24.03.1992г. № 979-XII). Таким образом, на сегодняшний день, национальное законодательство Украины, республики Беларусь и Молдовы содержит в себе предпосылки для реализации вероучительных дисциплин в общеобразовательных организациях, в том числе, включая государственные. Требования Стандарта обязательны для образовательных организаций, расположенных на территории данных государств, в части, не противоречащей национальному законодательству. Адаптация стандарта к местным формам и особенностям его реализации осуществляется соответствующими централизованными религиозными организациями на местах. III. Требования к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования. 11. Стандарт православного компонента общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших православный компонент основных образовательных программ общего образования: личностным, метапредметным, предметным. 12. Личностные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования должны отражать: 1) укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу и ближним как высших ценностях человеческой жизни; 2) устремленность личности к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Личности Богочеловека – Господа Иисуса Христа («теосис», «обожение» человека); 3) наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность; 4) осознание себя чадом Русской Православной Церкви; 5) наличие исторической памяти как чувства сопричастности с родным народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины; 6) благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви; 7) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства; 8) ответственность и прилежание в учебе; 9) любовь к ближним через социальное служение и жертвенность; 10) наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества; 11) развитие навыков неприятия зла, различения греха (непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.) и противостояния искушениям «века сего»; 12) наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения; 13) наличие бережного отношения к здоровью как дару Божиему; 14) наличие бережного отношения к природе и всему живому. 13. Метапредметные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования должны отражать: 1) овладение базовыми понятиями православного вероучения, выстраивающими правильное понимание отношений знания и веры, науки и религии; 2) формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия; 3) совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности, опыт духовной жизни, которые развивают такие качества ума, как память, понимание, умение сосредотачиваться, удерживать внимание, осмысленно слышать и слушать, рассуждать, отделять главное от второстепенного и др.; 4) сформированность нравственного отношения к знанию: знания не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству; 5) умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; 6) овладение навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову. 14. Предметные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования с учетом содержания предметов должны отражать: 14.1. В ходе изучения курса «Основы Православной веры»: 1) понимание, систематизацию православных представлений о мире как творении Божием, о человеке, созданном по образу и подобию Божию; 2) усвоение основ вероучения по православному Катехизису (Символ веры, Заповеди Божии и Заповеди Блаженств) и основ христианской нравственности (основы нравственного богословия); 3) знание (умение объяснять, определять, пересказывать) Священного Предания и основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы Домостроительства спасения человеческого рода; понимание Боговоплощения, Крестной Жертвы и Воскресения Христова; 4) знание основных вех Общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте Отечественной истории; 5) приобщение к литургической жизни Русской Православной Церкви, участие в православных праздниках, Таинствах Церкви (знание о них); 6) овладение основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестантизме); 7) знание основ духовной безопасности (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений). 14.2. В ходе изучения курса «Православная культура»: 1) осознание исторической роли Русской Православной Церкви в формировании духовно-нравственного облика окормляемых ею народов, быта, традиций (образа жизни), культуры, социальных и политических институтов, особенностей государственного устройства, всех особенностей православной цивилизации; 2) понимание религиозно-философских оснований православной культуры; 3) знание особенностей православной культуры, ее видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.); 4) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений православной культуры, ее роли в мировой культуре; 5) овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности в рамках православной культуры (иконопись, золотое шитье, рукоделие и др.) 14.3. В ходе изучения курса «Церковнославянский язык»: 1) формирование представления о церковнославянском языке как о культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского Православия; 2) овладение традициями церковнославянского языка: графическими, лексическими, грамматическими и другими с целью понимания Богослужения и осознанного в нем участия; 3) наличие навыков чтения и понимания церковнославянских текстов. 14.4. В ходе изучения курса «Церковное пение»: 1) наличие представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека; 2) овладение основами культуры церковного пения: осьмогласием, видами распевов, жанрами церковного пения (тропарь, кондак, стихиры, ирмосы, акафисты, основные песнопения Божественной Литургии); 3) осознанное участие в церковном Богослужении; 4) наличие навыков клиросного пения. 15. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви организует общую проверку уровня и качества подготовки обучающихся, текущую успеваемость («срезы знаний») по всем учебным предметам православного компонента общего образования, используя разные формы контроля: общешкольные контрольные работы, интеллектуальные олимпиады, результаты Общероссийской олимпиады по «Основам православной культуры», конкурсы научных и исследовательских работ, в том числе по православному краеведению, и другие. Текущий контроль знаний учащихся по всем учебным предметам православного компонента общего образования и аттестация по итогам учебной четверти, учебного года осуществляется на общих основаниях, как при изучении основных учебных предметов. Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов образования по всем предметам православного компонента общего образования должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие детей в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, научно-практические конференции, различные выступления, участие в общешкольных, городских и районных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений; • результаты итоговых работ, характеризующие степень освоения базового ядра православного компонента общего образования. Итоговая оценка освоения православного компонента общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на выявление достижений в освоении учащимися православного компонента основных образовательных программ общего образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся при освоении программ православного компонента общего образования, подлежащим анализу и качественной оценке (не выражающейся в отметке или письменной характеристике), относятся ценностные ориентации обучающихся. IV. Требования к структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования. 16. Православный компонент основных образовательных программ общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на каждой ступени образования (начальной, основной, средней (полной)) и направлен на православное духовно-нравственное, социальное, личностное развитие обучающихся, что в рамках учебного заведения призвано содействовать формированию соответствующей воспитательно-образовательной среды, православного уклада образовательного учреждения, способствующего решению задач православного образования и воспитания. 17. Православный компонент основных образовательных программ общего образования содержит обязательную (инвариативную) часть и рекомендуемую (вариативную) часть. Православный компонент основных образовательных программ общего образования, как правило, должен быть включен в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, и при необходимости также в систему дополнительного образования. 18. Православный компонент предусматривает интеграцию в следующие разделы основной образовательной программы: 1) пояснительную записку; 2) программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; 3) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; 4) базисный учебный план; 5) программы отдельных учебных предметов, курсов; 6) систему оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 18.1 В разделе «Пояснительная записка» раскрываются: 1) цели реализации православного компонента общего образования в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ общего образования; 2) принципы и подходы к формированию православного компонента основных образовательных программ общего образования и состава участников образовательного процесса; 3) общая характеристика православного компонента основных образовательных программ. 18.2. В разделе «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» должно быть отражено единство Церкви, семьи и школы в совместной педагогической работе по воспитанию обучающихся. В основу программы должны быть положены основные принципы (верность православной традиции, преемственность, непрерывность, целостность) и задачи православной педагогики, понимание процесса воспитания в свете христианской антропологии (учение Церкви о человеке), базовые национальные (этнокультурные) ценности обществ, большинство членов которых принадлежит к традиции русского Православия, национальный идеал православной традиции (по отношению к Российской Федерации - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»). Программа должна обеспечивать: • создание православного уклада жизни образовательного учреждения, способствующего духовно-нравственному становлению и развитию личности («рождению духовной жизни и ее развитию»), раскрытие ее творческого потенциала; • создание совместно с семьей системы воспитательных мероприятий, позволяющих преобразовывать полученные знания в личный духовный опыт («путь духовного восхождения как путь стяжания благодати»), укреплять в детях навыки христианского благочестия и добродетельной жизни; • формирование целостной образовательно-воспитательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей церковную среду, церковный быт и условия социализации детей вне ограды Церкви; • формирование у детей совместно с семьей деятельной любви к Богу и ближним. Программа должна учитывать три обязательных элемента культурно-образовательного пространства, связанных между собой иерархическими отношениями: • национальное образование и воспитание, освоение национальной культуры, родного языка, национального уклада жизни; • освоение общей государствообразующей культуры, единого языка, социальных отношений, правовых и этических норм, того, что составляет основу национальной идентичности стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви; • образование и воспитание, обеспечивающие открытость для мирового сообщества при сохранении национальной идентичности. Программа должна быть ориентирована на становление личности ученика в соответствии с современным национальным воспитательным идеалом – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях своего народа; Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания. 18.3. В разделе «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы» православный компонент общего образования должен: 1) обеспечивать связь между требованиями к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ, образовательным процессом и системой оценки достижений планируемых результатов освоения православного компонента основных образовательных программ; 2) являться основой для разработки православного компонента основной образовательной программы православного образовательного учреждения; 3) являться содержательной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, факультативов и учебно-методической литературы православного компонента общего образования. Содержание планируемых результатов освоения православного компонента общего образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся. При оценке деятельности православных образовательных учреждений должны учитываться планируемые результаты освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ. 18.4. В разделе « Базисный учебный план»: • обеспечивается введение и реализация православного компонента с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта к общему объему нагрузки и максимальному объему аудиторной нагрузки; • включаются обязательные предметы православного компонента, учебные модули, образовательные и исследовательские проекты, рекомендуемые в системе внеурочной деятельности. Обязательная (инвариативная) часть православного компонента общего образования, как правило, должна быть включена в часть, формируемую участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения), в качестве учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов, или учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. Обязательные учебные предметы православного компонента общего образования и основные цели их реализации, а также дополнительные обязательные учебные предметы для православных гимназий приведены в таблице: Учебный предмет Основные цели реализации содержания Основы православной веры Сформировать целостную картину мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия через представления о Боге и сотворенном Им мире, вере и человеке, созданном по образу и подобию Божию. Раскрыть значение Евангелия как основы жизни человека, Христоцентричность человеческой истории. Помочь учащимся осознать себя чадами Церкви Христовой и утвердить в основах духовной жизни. Осознать смысл жизни как путь ко спасению, к Богу. Сформировать представление о Церкви как соборном единстве, в котором раскрывается соборная природа восстановленного человеческого естества. Православная культура Раскрыть значение Православия в становлении и развитии духовно-нравственного облика народов, духовно окормляемых Русской Православной Церковью, их культуры, быта, традиций, образа жизни; православной цивилизации как исторического феномена. Научить воспринимать и понимать красоту и величие духовных и нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в христианском наследии отечественной и мировой культуры. Освоить знания об истоках, видах и школах православной культуры (церковного искусства). Развить художественный вкус, приобщить к шедеврам христианского мира. Церковносла-вянский язык Сформировать представление о церковнославянском языке как величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов. Раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви. Овладеть традициями церковнославянского языка для развития навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви. Церковное пение Раскрыть значение церковного пения в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Овладеть традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с практикой клиросного пения в русском православном храме. Развить вокально-хоровых навыки, музыкальный слух и певческий голос. Знать основные песнопения церковного богослужения (Божественной Литургии). Греческий язык* Дать представление о языке первой европейской культуры, в рамках которой было осуществлено «евангельское приуготовление» и подготовлены возможности для освоения, развития и вселенского распространения нового христианского учения; о языке православного богословия до середины XV века. Раскрыть связь церковнославянского языка с языком греческого богослужения и богословия. Приобщить к истокам христианской письменности, к основам европейской науки, литературы и культуры. Латинский язык* Дать представление о греко-латинской цивилизации как основе культуры современной Европы; о связи русского и латинского языков. Логика* Сформировать представление о логике как универсальной науке, инструментарии для освоения других областей знаний, раскрыть ее уникальное значение для формирования духовно-нравственной культуры человека. Дать знания о формах мышления (понятии, суждении, умозаключении); законах (принципах) мышления. Сформировать практические навыки аргументации, доказательства и опровержения. Раскрыть связь логики с эристикой (искусством спора) и риторикой. * - для православных гимназий Рекомендуемые учебные модули являются средством углубления, как обязательных предметов православного компонента общего образования, так и родственных предметов обязательной (инвариативной) части учебного плана федеральных государственных образовательных стандартов. В перечень рекомендуемых учебных модулей входят: Церковная история, История Русской Православной Церкви, Агиология, Православное богослужение, История церковного искусства, Сравнительное богословие, Нравственное богословие, Основное богословие и др. Для гимназий наличие учебных модулей в предметных образовательных программах обязательно. Внеурочная деятельность в православном образовательном учреждении может осуществляться, например, в таких формах, как кружки (церковное пение, церковные художества, ремесла), секции, круглые столы, конференции, олимпиады, поисковые и научные исследования (православное краеведение), посещение храма, участие в Богослужении, церковных праздниках, в формах социального и миссионерского служения (помощь обездоленным, нуждающимся, сиротам, связь с социальными учреждениями), паломнические поездки, общественно полезные практики (посильная помощь в восстановлении храмов, монастырей, святынь Русской Православной Церкви), участие в православных молодежных движениях и сообществах. При организации внеурочной деятельности обучающихся православным образовательным учреждением используются возможности учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и досуга, спортивных и др. Большое значение в духовно-нравственном воспитании детей играют летние православные лагеря. 18.5. В разделе «Программы отдельных учебных предметов, курсов» определяется содержание (фундаментальное ядро) обязательных учебных предметов, курсов и рекомендуемых учебных модулей православного компонента общего образования. Содержание (фундаментальное ядро) учебных предметов, курсов и рекомендуемых учебных модулей является основой для разработки образовательным учреждением рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам модулям, которые должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения православного компонента общего образования. Рабочие программы должны включать: 1) пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, цели и задачи обучения, описание места учебного предмета, курса в системе православного образования, в учебном плане, значение этого предмета в системе духовно-нравственного воспитания, выделение основных ценностей, составляющих воспитательное ядро предмета; 2) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, модуля; 3) содержание учебного предмета, включающее в себя фундаментальное ядро стандарта православного компонента общего образования по данному предмету; 4) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучаемых; 5) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 18.6. В разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» православный компонент общего образования должен: 1) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, на реализацию требований к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ; 2) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения православного компонента основных образовательных программ: личностных, метапредметных и предметных; 3) предусматривать оценку деятельности православного образовательного учреждения. Система оценки достижения планируемых результатов освоения православного компонента основных образовательных программ должна включать требования к структуре и содержанию: • промежуточной аттестации обучающихся в рамках обязательной части православного компонента общего образования; • итоговой оценки в рамках обязательной части православного компонента общего образования. V. Требования к условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования. 19. Требования к условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования включает кадровые и материально-технические параметры. 20. Общим результатом реализации указанных требований должно быть создание оптимальной воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей: • единство учебных занятий, Богослужения и личной жизни учителей и учащихся: учебные занятия по вероучительным предметам должны соприкасаться и соединяться с Богослужением, а то и другое – с личной жизнью обучаемых и обучающих; • духовно-нравственное развитие личности ребенка; • высокое качество общего и православного образования, его доступность для всех желающих приобщиться к православной традиции, к жизни Церкви; • духовную и иную безопасность обучающихся; • возможность педагогу соответствовать высшему назначению учителя. 21. В целях обеспечения реализации православного компонента общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: • достижения результатов духовно-нравственного воспитания, освоения православного компонента общего образования всеми обучающимися; • выявления и развития способностей обучающихся через общественно-полезную деятельность, социальное служение, участие в системе воспитательных мероприятий, кружков, студий и клубов; • организации исследовательской и проектной деятельности; • участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, прихода, православной общественности в разработке программы духовно-нравственного воспитания, рабочих программ учебных предметов и курсов православного компонента общего образования; • использования современных образовательных технологий; • самостоятельного творчества обучаемых при поддержке педагогов и родителей; • включения обучающихся в социальное и миссионерское служение в селе, городе, районе, области, крае; • обновления методик и технологий реализации православного компонента общего образования с учетом запросов детей и их родителей; • эффективного взаимодействия Церкви с образовательными учреждениями. 22. Требования к кадровым условиям реализации православного компонента общего образования включают: • укомплектованность образовательного учреждения квалифицированными кадрами по учебным предметам православного компонента образования, имеющими высшее или среднее богословское образование (для вероучительных предметов), профессиональное высшее или средне-специальное педагогическое образование по профилю предмета (филолог, искусствовед, историк, преподаватель пения и др.); к личности учителя: • опыт педагогической работы по специальности; • непрерывность профессионального развития; • участие в литургической жизни Церкви; • восприятие педагогического труда как православного служения, понимание призвания учителя как дара Божия; • христианская любовь к детям, созидаемая постоянным самосовершенствованием («путь учительства как путь возрождения своей души»). Православное образовательное учреждение должно взаимодействовать с государственными органами управления образованием, другими образовательными учреждениями с целью восполнения недостающих кадров высокой квалификации, вести постоянную методическую работу через методические объединения православных педагогов, методические объединения по предметам, использовать лучший опыт систематизации православного образования и воспитания. 23. Материально-технические условия реализации православного компонента общего образования должны обеспечивать: 1) возможность достижения обучающимися результатов освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования; 2) соблюдение основных требований ФГОС к санитарно-гигиеническим нормам, санитарно-бытовым условиям, требований охраны труда и т.д. Православное образовательное учреждение должно обеспечивать оснащение образовательного процесса необходимым оборудованием, техническими средствами (компьютер, аудио-, видео сопровождение), материалами и оборудованием в системе дополнительного образования. 24. Информационно-образовательная среда православного образовательного учреждения. Информационно-образовательная среда в православном образовательном учреждении должна создаваться на принципах духовной безопасности. 25. Учебно-методическое и информационное обеспечение православного компонента общего образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией православного компонента образования. Православное образовательное учреждение должно быть обеспечено учебными и учебно-методическими пособиями, имеющими гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, по обязательным учебным предметам и рекомендованным учебным модулям, курсам православного компонента общего образования, литературой духовно-нравственного содержания. Православное образовательное учреждение должно обязательно иметь библиотеку (медиатеку), укомплектованную книгами вероучительного содержания, книгами Священного Писания, святоотеческой литературой, литературой по православной педагогике, научно-популярной и детской православной художественной литературой, словарями и справочниками, Библейскими атласами, исторической православной литературой, справочно-библиографической и иной литературой в печатном и электронном виде. VI. Порядок реализации Стандарта православного компонента общего образования. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви разрабатывает основные документы, обеспечивающие реализацию православного компонента общего образования: • Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, который утверждается Священным Синодом Русской Православной Церкви; • Фундаментальное ядро обязательной части православного компонента общего образования; • примерные программы обязательных учебных предметов и рекомендуемых учебных модулей православного компонента общего образования; • контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам православного компонента общего образования; • критерии аттестации православных педагогов, законоучителей, воспитателей образовательных учреждений; • критерии аттестации православных образовательных учреждений на основе Положения о выдаче конфессионального представления; • порядок проведения экспертизы учебных программ, учебных пособий на предмет их соответствия стандарту православного компонента общего образования; • обеспечивает контроль выполнения требований к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования. Образовательное учреждение разрабатывает на основании этих документов православный компонент основной образовательной программы образовательного учреждения, который утверждается на педагогическом совете православного образовательного учреждения или методическом объединении православных педагогов и согласовывается с епархиальным отделом религиозного образования и катехизации. Образовательное учреждение при участии специалистов епархиального отдела религиозного образования и катехизации проводит промежуточную и итоговую аттестацию выпускников, организует участие обучаемых в школьных, городских, региональных, общероссийских конкурсах по «Основам православной культуры», православному краеведению и другим предметам; миссионерскую и социальную деятельность, работу с семьей и родителями. VII. Контроль над выполнением Стандарта православного компонента общего образования. Контроль над выполнением Стандарта православного компонента общего образования возлагается правящими архиереями епархий на Епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации при общей координации Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Образование и Православие / Информационно-аналитическая служба ОРОиК РПЦ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 7330 |