|
||||||||||||||
«Cказкотерапия», психологические тренинги и «архетип воина» как помощники миссионераАрхиепископ Камчатский Игнатий поделился опытом использования психологических методик в миссионерской и пастырской деятельности. Можно ли изучать Евангелие «тренинговым способом»? Какова роль притч в формировании мотивации личности? Как применить элементы «сказкотерапии» в миссионерском общении с молодежью? Возможно ли использовать теорию архетипов Юнга в поисках миссионерского подхода, например, к любителям рукопашного боя? Эти и другие вопросы, касающиеся использования методов практической психологии в миссионерской и пастырской работе, были предложены для дискуссии архиепископом Камчатским Игнатием. Главный вывод доклада, с которым он выступил 26 января на XIX Рождественских чтениях (в рамках конференции «Современная научная психология и православная духовная традиция: содержательный диалог»), звучал, возможно, небесспорно для многих: использование методов практической психологии весьма эффективно. Архиерей убежден, что «священникам бывает просто необходимо познакомиться с методами практической психологии на глубинном уровне, полезно встречаться с психологами». Полемичность своей позиции подчеркнул сам выступавший, пригласив участников Чтений к диалогу и критике. Однако сам он не сомневается в том, что соработничество Церкви и психологической науки приносит положительные плоды. В Камчатской епархии уже 7 лет работает психологический семинар, который ставит и обсуждает вопросы такого взаимодействия. Пока, как сказал архиепископ, «теоретические мостики» между этими двумя сферами «начинают строиться», он обучает священников, пробует применять некоторые методики в общении с разными группами молодежи, анализирует полученные результаты. Недавно правящий архиерей Камчатки пригласил известного московского психолога для проведения интенсивного учебного курса для священнослужителей («методом глубокого погружения»). В общении с молодежью архиепископ и его единомышленники исходят из того, что невозможно познакомить ее с Евангелием только через назидательные лекции. На Рождественских чтениях он представил примеры практического использования некоторых психологических методик. Так, применение тренингового подхода дает возможность вовлечь членов молодежного епархиального клуба в интерактивное усвоение содержания Евангелия. Есть ли примеры тренинга в Евангелии? На этот неожиданный для участников конференции вопрос архиепископ сам ответил: «Христос -- не тренер, апостолы – не испытуемые», но Господь попускает ситуации, в которых Его ученики могут испытать себя. Так, в Гефсиманском саду Он не препятствует Петру взять меч и отсечь ухо Малху, потом же сдерживает апостола и возвращает ухо на место. Зачем? «Христос дает возможность Петру проявить себя, он создает ситуацию, где ученик видит себя, переживает важный опыт». А это – ключ к «тренинговому способу» изучения Евангелия: стремясь максимально приблизить Благую весть к современным молодым, священники разбирают вместе с ними каждый эпизод из жизни Спасителя, предлагая им задуматься – а как ты бы поступил в подобной ситуации? Почему Христос сделал именно это – изгнал бичом торгующих из храма, а не обратился к ним со словом увещания? Так возникает ощущение, что «любой эпизод из жизни Спасителя, любое Его слово имеют отношение к жизни каждого молодого человека, который живет спустя 2 тыс. лет». В подобном духе архиерей работает и с притчами. Господь часто прибегает к притчам, т.к. они, в отличие от сентенций, являют образ, воздействуя тем самым на все сферы человека: интеллектуальную, эмоциональную, духовную, отметил докладчик. Он не только толкует вместе со своими юными собеседниками евангельские притчи, но и сравнивает их с похожими сюжетами из притчевого наследия других религий. «Мы видим, что эти притчи говорят вроде бы об одном и том же, но вывод совершено разный, и это запоминается и усваивается уже как компонент мотивации», -- продолжил Игнатий. Примером практики собеседования он считает общение Христа с самарянкой: «Он не утверждает, не «тащит» ее, Он просто задает вопросы – и дает возможность выйти на поверхность тому, что Он в ней почувствовал, дает возможность прийти к Богу». Такой пример собеседования могут взять на вооружение как священнослужители, так и практикующие психологи, считает архиепископ. Что же касается «сказкотерапии», то она не может обойтись без теории архетипа Юнга, которую, по выражению выступавшего, «православные должны бы отвергать». Однако даже эта теория может стать психологическим подспорьем. Например, потерпев (и признав) поражение в традиционных попытках воцерковления старших подростков из ассоциации рукопашного боя «Держава», архиепископ обратился к «архетипу воина», описанному в одной психологической работе. Оказалось, что если «с воином говорить на языке воина», учитывая его мотивацию, то можно заинтересовать их Евангелием. Более того, когда к архиерею обратилась секция японской борьбы с просьбой о духовном попечении, он немало удивился, но «архетип воина» помог ему найти со спортсменами общий язык. «Возможно, вам это покажется даже еретическим, но мне это в работе очень помогло», -- признался он. Эти примеры из миссионерской практики Камчатской епархии убеждают, что психологические методики, при правильной их интерпретации и творческом применении, могут пополнить арсенал миссионерских и пастырских инструментов, убежден архиепископ Игнатий. Подробнее с его опытом можно познакомиться в первом в РПЦ (по времени создания) архиерейском блоге.
Образование и Православие / Юлия Зайцева |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3655 |