|
||||||||||||||
Что раскопали российские археологи в древнейшем городе земли?17 января, в рамках визита на Ближний Восток, президент России Дмитрий Медведев посетит территорию Палестинской автономии. В Иерихоне к его приезду будет открыт первый на Святой земле российский археологический музей - Музейно-парковый комплекс РФ, где собраны находки из недавних раскопок в Иерихоне. Он пока еще не слишком заполнен, первую экспозицию следует рассматривать не как итог, а, скорее, как начало пути, который необходимо одолеть вслед за археологами других стран. О том, что предшествовало созданию музея, обозревателю "Недели" Ирине Мак рассказал руководитель раскопок от российской стороны, глава сектора Москвы Института археологии РАН, доктор исторических наук Леонид Беляев. Иерихон, многократно упомянутый в Библии Ир ха-Тмарим - в переводе с иврита "город пальм", он же в недавнем прошлом арабская деревня Риха, - если и не самый древний, то один из древнейших непрерывно населенных городов мира. Первые следы жизни людей, обнаруженные здесь, относятся к восьмому тысячелетию до нашей эры. Можно увидеть руины нескольких городских стен, якобы павших от звука иерихонских труб. Над урочищем Вади Кельт открыты руины дворцов Хасмонеев, Ирода Великого и его сыновей и памятники Византии, часть из которых с 1880-х годов принадлежит России. Музейно-парковый комплекс РФ построен на одном из таких участков. Здесь собраны находки из недавних раскопок, которыми Леонид Беляев руководил вместе с доктором Хамданом Таха из министерства туризма и древностей Палестинской автономии. Антонин и Иосаф В музее есть и фотографии, сделанные во времена, когда освоением древностей в Палестине занимались с российской стороны не только археологи, но и духовенство. Архимандрит Антонин (Капустин), глава Русской духовной миссии, который прибыл в Иерусалим в 1865 году и купил для России около сотни участков святых земель, был не просто церковным человеком, но выдающимся византинистом и ориенталистом. Он предполагал, что раскопки на этих землях откроют памятники немереной ценности. Так и оказалось. В Иерихоне архимандрит Антонин купил два участка. А из-за третьего, который в 1883-1884 годах приобрел некий иеромонах Иосаф (в миру Плеханов) - на нем и возвели музей, - разгорелся политический скандал. - Иосаф был русским человеком, принявшим монашество на Афоне, - рассказывает Леонид Беляев. - Соответственно он перестал быть подданным России и перешел в ведение Греческой церкви. И когда Иосаф, не спросив никаких разрешений, купил участок на Святой земле, начался скандал. Дело в том, что, купив эту землю на русские деньги и устроив на ней фактически русский монастырь, он нарушил все принятые правила. В Османской империи, которой в те времена принадлежала Палестина, Иосафу грозили суд, тюрьма, изгнание. Чтобы избежать этого, Иосаф договорился с Русской церковью: этот участок он передает России в обмен на еще один, купленный Россией. На Антониновском участке, на месте отлично сохранившейся ранневизантийской напольной мозаики, в начале XX века построили русскую церковь. С тех пор ее облик претерпел некоторые изменения, но интерьер остался прежним, на полу - все та же мозаика VI века с большим греческим текстом. Храм никогда не переставал функционировать. Рядом расположен двухэтажный паломнический приют, который когда-то стоял в чистом поле, а теперь оказался в центре города. На Иосафовском участке тоже обнаружили вполне сохранившуюся мозаику, но он оставался заброшенным. Несмотря на то что в его центре стоит огромная сикомора - памятник природы с двухтысячелетней историей, восходящей к евангельскому рассказу о встрече Иисуса с мытарем Закхеем, и к ней стремятся тысячи паломников. До 1995 года здесь были только одноэтажные строения, построенные при Иосафе. Но в 1995-м началась эпопея по музеефикации очередного святого места. Завладеть своим прошлым - Владение прошлым и само по себе приятная вещь, но оно дает еще политические и практические преференции, - рассуждает Леонид Беляев. - Все государства мечтают с помощью раскопок обозначить свои корни и обосновать всякого рода претензии. Поэтому контроль над святыми местами всегда привлекал ученых и политиков. Из-за этого разворачивались войны - достаточно вспомнить крестовые походы и Крымскую войну. Не слишком известная с точки зрения археологии Палестина - а под Палестиной я подразумеваю не существующую сегодня Палестинскую автономию, а все, что мы включаем в понятие "Святая земля", - остается очень притягательной для археологов. Так было с XVI века, когда здесь появились французы и итальянцы - доминиканские и францисканские монахи. Археология в современном представлении начала здесь развиваться в XIX веке. До середины XX века это была практически только западная археология. С середины прошлого столетия к процессу мощно подключился Израиль, сформировавший собственную археологическую школу - не столь значительную, как германская или очень известная в Святой земле итальянская школа, но европейскую по типу. Американцы, появившиеся в Палестине в конце XIX века, к 1930-м годам создали одну из главных археологических школ в Израиле. И одновременно с американцами здесь появились европейцы и русские. - Тогда началось соперничество за право обладания святынями между католиками, православными и протестантами, - дополняет Беляев. - Началась конкуренция самих святых мест - у кого они правильные, настоящие. Я бы это назвал конфессиональными системами святых мест. Архимандрит Антонин фактически создавал новую конфессиональную систему святых мест. Это была деревня В 1891 году была организована первая Ближневосточная экспедиция Императорского православного палестинского общества во главе с великим русским искусствоведом и византинистом Никодимом Кондаковым. Маршрут экспедиции пролегал от Константинополя до Иерусалима. Во время Первой мировой войны готовилось формирование Археологического института в Иерусалиме - у России уже был опыт удачной работы Археологического института в Константинополе. И в Иерихоне наши ученые стали копать первыми. - Люди плохо себе представляют, как выглядела Святая земля до Британского мандата, перед Второй мировой войной, - говорит Беляев, - настоящая пустыня, кроме главных портовых городов. Да и то... Многие приморские города до начала сионистского движения, то есть до конца XIX века, не имели даже причалов: корабли не могли пристать к берегам, и все перевозилось на лодках. Деревня Риха, существовавшая на месте древнего Иерихона, была едва деревней. На фотографии 1910-х годов это - заброшенное место в пустыне, с дикорастущими зарослями и развалинами. Я не нашел там ни одного нормального жилого дома. Был так называемый телль - холм, отмеченный на картах. Но телль - не просто холм, это место, где жили люди, часто это искусственно созданный холм. Первая подробная карта Палестины была сделана английскими инженерами только в 1880-х. Ею, кстати, по-прежнему пользуются: на этой карте отмечены многие памятники, с тех пор заметно изменившие свой вид. И на той карте Эль Риха была обозначена просто как местность. Никому в голову не приходило, что это и есть Иерихон. В это легко поверить каждому, кто бывал на Святой земле. Разглядывая полотна великих художников прошлого, писавших на библейские сюжеты, поражаешься их неуемной и совершенно неаргументированной фантазии: ничего этого в действительности не было и нет. Рассматривая в Лувре знаменитую "Свадьбу в Кане" Веронезе, думаешь: видел бы Веронезе ту Кану Галилейскую - убогая деревня без дворцов и колонн. Правда, с церквями. Но есть и странность в том, что Иерихон не искали. Слишком активно он упоминался в источниках I века до н.э. - I века н.э. С ним связаны многие события в жизни царя Ирода - в Иерихоне были его дворцы и роскошный стадион, до сих пор, кстати, не раскопанный. Даже сто лет назад было более или менее понятно, где что искать. Квадратные километры мозаик - После IV века, после правления византийского императора Константина Великого, Палестина стала центром гигантской империи, - объясняет Беляев. - Туда на устройство паломнической жизни направлялись сотни кораблей, потекли огромные деньги - на оформление святынь, на формирование паломнической структуры. Палестина византийской эпохи - одна из центральных провинций империи - буквально покрыта огромным количеством оформленных святынь, паломнических гостиниц, приютов, формируются монастыри, общины... Гигантская и очень плотная инфраструктура, плотнее, чем в римское время. Поэтому византийские древности есть в Палестине везде. В том же Иерихоне - не в городе, а в археологическом урочище Иерихон - уже изучено десятка два церквей и дворцов, расположенных на расстоянии двух-трех километров друг от друга. Часть этих памятников раскопана. Главным образом копали с начала 1950-х годов и до интифады (вооруженная кампания палестинских арабов против Израиля, продолжающаяся с конца 1980-х до настоящего времени. - "Неделя"). Но подавляющая их часть заброшена - сегодня это городская окраина. Даже края сельскохозяйственных угодий вокруг дворца Ирода на Вади Кельт начинают потихоньку обрабатывать. Рядом появляются бедуинские постройки и огороды, которые все труднее обходить. Участники Иерихонской экспедиции Института археологии РАН (руководитель экспедиции Леонид Беляев — слева), 2010 год Сами палестинцы раскопками занимаются только в компании с археологами других стран: Голландии, США, Японии, Италии. А теперь и России. Раскопана пока незначительная часть. И уже обнаружено огромное количество мозаик - иудейских, христианских и даже раннеисламских. Как в роскошном дворце халифа Хишама VIII века, где сохранились замечательная резьба и статуи, выставленные теперь в Музее Рокфеллера в Иерусалиме. Но, кроме резьбы и статуй, во дворце Хишама обнаружили просто квадратные километры мозаичных полов. Есть великолепная синагога Шалом, тоже раскопанная. Но все это в основном находится на периферии города или вокруг него: в византийские времена в каждой деревне была церковь, и в каждой церкви - мозаика. Тогда как сам город Иерихон имел выраженный центр - Телль эс-Хасан, он и есть современный Иерихон. Русские участки оказались как раз в этом центре. В центре возник русский музей, разбит парк, проведены раскопки. Русский дворец Сейчас в музее выставлено все, что было найдено в раскопках в 2010 году: византийские и ранние арабские предметы, много монет эпохи Марка Аврелия, хасмонеев - самые древние монеты датируются I веком до н.э. И очень много старых русских фотографий Палестины, которые сами по себе - богатейшая и пока еще плохо разработанная тема. Снимков многие тысячи, в том числе очень хороших мастеров. Делали их отцы современной мировой фотографии, в частности, знаменитый Барщевский. - Музей - совершенно новая постройка, он был необходим, - полагает Леонид Беляев. - В Иерихоне, страшно богатом памятниками, не было ни одного музея в нашем понимании этого слова, за исключением маленького, открытого недавно по случаю празднования десятитысячелетия Иерихона. Теперь же посреди одно-двухэтажного по сию пору Иерихона возник двухуровневый мраморный дворец, в котором можно и концерты давать, и президентов принимать, и выставки демонстрировать. С точки зрения архитектуры комплекс нейтрален. - Весь процесс занял 11 месяцев, - продолжает Беляев. - Раскопки начались в мае 2010 года - нельзя была упускать возможность провести собственные археологические исследования в этом месте. Археологическое присутствие российское в Палестине - обязательный элемент нашего физического присутствия и влияния. А дореволюционные раскопки были всего лишь маленьким эпизодом общей археологической истории Палестины вообще и русской археологии в целом. Все главное у нас впереди. У России на Святой земле остается достаточно участков, где нужно сотрудничать с местными - израильскими и палестинскими - органами охраны памятников и формировать свою школу. Убеждаясь в серьезности намерений и в солидном уровне специалистов, эти структуры обычно с готовностью идут на контакт, понимая, что получат свою долю информации, и работы будут проведены не в ущерб государству и древностям. В данном случае все работы финансировало российское государство. Хотя в дальнейшем археологи готовы приветствовать участие негосударственных структур, желающих заработать на древностях доброе имя. Несмотря на то что для Института археологии РАН раскопки в Иерихоне - некоммерческий проект, средств он требует много. И времени - потому что мы пока в начале пути. Сегодня даже трудно себе представить, насколько велика будет отдача от этих трудов, - иерихонские недра безграничны.
Образование и Православие / Ирина МАК |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3950 |