Опубликовано 07.12.2010 в рубрике  Новостная лента
 

Протоиерей Максим Козлов: Времена меняются, и духовные школы меняются с ними


Протоиерей Максим Козлов, преподающий в Московских духовных школах уже 25 лет, делится своими наблюдениями о современном состоянии духовного образования через ретроспективу событий прошлого.

 
У нас сложилась система духовного образования. Хорошая она или плохая, можно судить с разных точек зрения по-разному. Я преподаю в Московских духовных школах 25 лет, уже довольно много поколений студентов повидал за эти годы. Я видел, как они менялись. И я вижу, какая ответственность лежит на сегодняшнем поколении воспитанников семинарий.

Оглядываясь назад

В 1985 году, когда я пришел в духовные школы еще совсем молодым человеком, в Советском Союзе было три семинарии: в Москве, в Ленинграде и в Одессе. Тогда совершенно нельзя было представить, что произойдут те изменения, которые совершились в жизни Церкви, — я думаю, что никто не мог рассчитывать на это. Максимум, на что мы могли тогда надеяться, – на то, что не будет новых жестких гонений, а режим будет потихонечку слабеть и теплеть, и что те или иные послабления будут возрастать.

Например, новых семинарий нельзя было открывать, но потихоньку разрешили увеличить прием студентов. И сначала вместо 60 человек стало 70, а потом на первый курс и 120 принимали. Тогда было четыре параллельных класса, стали осваивать Лаврские стены под классы и спальни.

Это было совсем другое время. Теперь, говорят, многое лучше. Правда, многое лучше. Но у тогдашних семинаристов было одно большое преимущество, за что их нельзя не уважать: тогда человек, который шел в семинарию, делал очень ответственный поступок, выбор на всю жизнь. По сути дела, он порывал с большинством жизненных возможностей в окружающей его действительности. Вернуться из семинарии в нормальную советскую жизнь, если у тебя что-то не сложилось, оставаясь верующим человеком, было фактически невозможно. Можно было вернуться предателем и ренегатом, как в хрущевские времена те, кто открыто отрекались от Бога и становились лекторами-атеистами. Но если с совестью в душе… А если что-то не сложилось, выгнали тебя или, в конце концов, органы указали, что такого семинариста нужно отчислить, — всяко могло быть, — путь назад был закрыт. Это был поступок, на который нужно было решиться.

При всех недостатках нашей системы образования в то время и притом, что тогда не было книг в достаточном количестве, именно тогда выработалась эта система: диктовать, чтобы студенты записывали за преподавателем. Это же было не просто неумение преподавать. В этом была житейская запасливая мудрость. Увезенные с собой на приходы тетради для большинства священников становились единственным источником, по которому можно было проповедовать, каким-то образом восстанавливать память о том, во что мы верим, и сохранять церковное знание. Других книг, особенно в провинции, достать было практически невозможно. Было лишь то немногое, что сохранилось из дореволюционных изданий, либо то, что привозилось из-за границы или распространялось в ксерокопиях. В больших городах это еще было доступно, а священнику в районном центре или в селе достать эти книги было решительно невозможно.

То поколение семинаристов — хорошие, ответственные ребята в значительной части. Да, часто не очень образованные и не очень способные. Да, те, кто приезжал с Украины, в особенности с Западной Украины, не все хорошо знали русский язык. Но по сравнению с нашими сегодняшними Сергиево-Посадскими семинаристами, в тех было больше некой устойчивости к тому моменту, когда они поступали в духовные школы. Я говорю это отнюдь не ругательно. Сейчас это невозможно, это зависит не от нынешних молодых людей, которые идут в семинарию.

Приток людей в начале 90-х: Церковь и политические убеждения

В начале 90-х был удивительный приток людей. Открылись врата, появилась возможность войти в Церковь. В духовные школы, в священство пошли те, у кого ранее не было такого права. Люди с высшим образованием, которым не давали поступить в семинарию, люди, про которых сотрудники КГБ, курировавшие прием в духовные школы, говорили: «Да у такого и документы нельзя принимать — он то-то подписал или за тем-то его застали».

А тут оказалось, что поступить в семинарию можно, и пришло много-много разных людей. Среди них многие ныне известные священники и архиереи. Но и в начале 90-х были проблемы. Например, в Церковь пришли и люди с очень ярко выраженными политическими взглядами и предпочтениями. Для иных из них это было не служение Церкви, а возможность самореализации, в том числе общественно-политической. Иные из них плохо кончили. Яркий пример — бывший священник Глеб Якунин. Но есть и другие, кто так или иначе оказался в таком же странном положении: сейчас эти имена можно встретить в интернете как имена оппонентов нашей Церкви. Это были люди с ярко выраженными политическими убеждениями. Но не ради того, чтобы их осудить, я вспомнил это сейчас.

Священнику, разумеется, как человеку и гражданину, странно и невозможно не иметь общественно-политических убеждений. Но не может священник сделать общественно-политические убеждения главным ориентиром, главной целью своего служения. Это рано или поздно приведет к какому-то искушению.

Священник, имея определенные взгляды, в том числе на Великую Отечественную Войну, взгляды, например, жестко антикоммунистические или, наоборот, либеральные, или апологетические по отношению к советской истории, должен быть предельно сдержан в слове и в форме выражения, чтобы не получилось, что его взгляды, ассоциирующиеся в сознании людей со взглядами Церкви, кому-то возбранили войти в церковную ограду.

В этом отношении множество людей, пришедших в начале 90-х, принесли и много яркого в Церковь (многие из них стали яркими миссионерами, проповедниками, преподавателями, историками), и немало соблазна, который потом раскачивал церковный корабль в том или ином направлении.

Ответственность сегодняшнего поколения

Теперь времена еще раз изменились. Ни той неопределенности, ни той переменчивости картины, которая была в жизни нашей страны в 90-е годы, пожалуй, уже нет. Сейчас, скорее всего, практически для всего — и для общественных институтов, и для религиозных — уже определены стабильные ниши. В общем и целом ситуация в обществе и в государстве достаточно стабильна.

У нас сложилась система духовного образования. Хорошая она или плохая, можно судить с разных точек зрения по-разному. Из учебного комитета она может видеться одним образом, с семинарской скамьи она может видеться по-другому, и даже внутри одной семинарии преподавателям и студентам она тоже может представляться по-разному. Это понятно. Но система сложилась. У нас уже более трех десятков семинарий в России. Наши академии, духовные училища, возникшие высшие учебные заведения нового типа, какие ни есть, образуют некую систему.

Одна из очевидных проблем, с которой мы теперь сталкиваемся, — семинарий у нас много, а поступающих становится не так уж много. В большинство провинциальных семинарий конкурс отсутствует вообще. Он не очень велик и в московских духовных школах, и в петербургских – центральных. В Московской духовной семинарии в прошлом году конкурс был 2,5 человека на место, и то было принято очень трудное, но ответственное решение — принимать меньше людей. Брать не 90 человек, как в последние годы, а только 60, но произвести более тщательный отбор, чтобы учились те, кто действительно способен и отчетливо показывает навыки церковности и желание учиться.

В чем проблема, когда нет отбора, а принимаются практически все желающие? Это не очень высокий уровень тех, кто приходит. И образовательный, и — иной раз — духовный, и интеллектуальный, если хотите. И мы все, как Церковь, сталкиваемся с этой проблемой. Священник призван быть началовождем, говоря языком славянским, или, говоря языком современным и светским, лидером — тем, кто поведет за собой. Часто он должен пройти огромный путь от не слишком яркого, образованного и способного молодого человека к тому, кто сможет вокруг себя объединять людей на приходе своим авторитетом, молитвой, дарованиями: организаторскими, хозяйственными, пастырскими, какими угодно.

В этом ответственность сегодняшнего поколения. В очень непростой конкурентной среде, когда многие другие стремятся стать лидерами мировоззрений и если не прямо уводить людей из Церкви, то по крайней мере расставлять в их сознании другие приоритеты, священник не имеет права быть просто хорошим требоисполнителем. И даже просто доброкачественным пастырем, но не переступающим ограды Церкви наружу. В этом правда тех, кто свидетельствует, что перед нашей Церковью сейчас есть миссионерский императив. Мы действительно стоим перед альтернативой: или наша Церковь в ближайшие годы станет востребованной широкими слоями общества, или мы надолго уже останемся Церковью меньшинства.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 2254


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930