|
||||||||||||||
Берегите священников, или в защиту отцовКаково бы ни было отношение мира к Церкви, каким бы ни было в глазах мира служение священника – почетным, возвышенным или никчемным, ненужным – это служение было, есть и всегда будет самым великим делом, которое человек совершает на земле. Святейший Патриарх Кирилл. В Православии благодать Святого Духа посредством подвижнической жизни призвана раскрывать те таланты, особенности личности, которые заложены в человеке. Из притчи о талантах мы видим, что не всем Господь дает равное число дарований, но от каждого требует «их преумножения». Целью жизни христианина является совершенствование, преображение, обожение своей личности, поэтому в Церкви мы можем встретить святых как мягких нравом, так и с суровым характером, как великих ораторов, так и молчальников. Вспомним только путь Христа и Иоанна Крестителя, о котором Сам Спаситель говорит: «Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф.11:18-19), два пути здесь: один – строгой аскетической, почти монашеской жизни, другой путь в миру, где есть друзья, праздники, вино; но оба – пути к Богу. В Церковь священники «приходят» не с другой планеты или измерения, они растут, живут вместе с простыми людьми в мире, «лежащем во зле», они тоже люди со своими особенностями характера, склада ума, дарованиями и недостатками. Поэтому одни из них прекрасные строители, другие сладкогласные проповедники, третьи тишайшие совершители Таинств; одни служат как одинокие маяки посреди бушующего моря, другие как светофоры в многолюдной толпе; одни тихие как ручейки, другие бурные как водопады. Каждый талант и дар священнослужителей Господь использует в деле Своего домостроительства и Промысла о судьбах людей. Используйте красивый, манящий своим блеском, золотой купол в качестве фундамента, а крепкий, твердый цемент в роли навершия здания, и здание рухнет, хотя то и другое качественно, но не на своем месте! Много приходится видеть священников в различных ситуациях, и в разных ситуациях каждый ведет себя по-разному. Один вот всегда весел и смеется со своей паствой, другой строг и всегда держит в тонусе своих прихожан, они разные, и так же могут уставать, гневаться, переживать, смеяться и плакать, как все остальные. Церковь – как бриллиант, священники – как его грани, и каждый в свете Солнца Правды играет своим богоданным цветом. Священнику в силу времени приходится быть «всем для всех», мало того что на него: – ложатся дела административно-хозяйственного плана, когда нужно приложить все силы, чтобы храм существовал, – ему надо жертвенно охранять мир в своем приходе, – мир в своей семье, и, невзирая ни на что, мир в своем сердце. Давайте рассмотрим эти пункты подробнее. Сейчас, когда о христианском меценатстве и говорить не приходится, когда подчас храмы строятся ради «минуты славы» благодетеля, после чего он бросает храм, и священнику, стоящему у престола Царя-Славы, очень часто приходится играть роль «попрошайки», ходить из кабинета в кабинет, выслушивать оскорбления и насмешки, кланяться, как матрешка-неваляшка, власть имущим ради жизнеспособности храма. Если ты презираешь священника, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но если ты не имеешь убеждения в этом, то суетна твоя надежда. Если Бог ничего не совершает через него, то ты ни Крещения не имеешь, ни Таин не причащаешься, ни благословений не получаешь, а следовательно, ты не христианин. Что же, скажешь: неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но через всех Сам действует, хотя бы они были и недостойными, для спасения народа. Ефрем Сирин. Помнится один случай, когда в маленький храм пришла обвешенная золотом, как новогодняя елка, дама и громко учила священника, что и как надо делать. С великим терпением и кротостью священник выслушал «высокоумие» захожанки, поклонился ей и, ничего не отвечая, пошел в алтарь. Прихожанам, бывшим в жутком недовольстве и недоумении, он полушепотом с улыбкой сказал: «Сейчас каждый суслик агроном». Но бывают такие же и прихожане, чьи гордость, самомнение и маниакальная болезнь «непризнанной звезды» каждый раз угрожают миру в приходе. Наверное, каждый из нас знает, как поступают в таких случаях на мирской работе, а здесь нет: «терпение и такт, терпение и такт». Но когда все-таки надо вскрыть «нарыв», священник, которому сладко пели вчера, сегодня становится «надменным и гордым». Кто работал в больших коллективах, знает, как сложно применять «ненасильственные методы», дабы сохранить покой и хорошую атмосферу. Главное в этом делании – это смирение, терпение, кротость, молитва, что все реже и реже сохраняется в светском обществе. Наряду с вышеупомянутыми проблемами, с которыми встречается священник, у него есть еще одна очень важная миссия – сохранить мир в семье, быть примером не только для своих детей, но и для друзей семьи. Если в миру мы можем после работы встретится с друзьями, «расслабится по полной программе», покрыть начальство многоэтажной бранью, то не так там. Священник призван нести мир и свет, куда бы он ни пошел. Жены священников, матушки, это отдельная тема для разговора: богослужения, требы, встречи, социальное служение, психически нездоровые духовные чада, ярые завистники и клеветники, десятки исповедей людей, все это вдвойне ложится на плечи матушек. Жизнь ее семьи – это аквариум, где все отовсюду видно, где все окружающие в красках обсуждают что, когда, в чем, почем сделано «попом, попадьей и поподьятами». А это утомляет и изматывает изрядно! Что касается еще одного затронутого нами аспекта жизни священника – мир в собственном сердце, то следует сказать, что все выше перечисленное невозможно без богатого духовного внутреннего СПОКОЙНОГО мира священнослужителя. А над этим нужна работа, ежедневная, ежечасная. Сколько кланяется священник (нет, не перед престолом алтаря), а перед людьми, далекими от веры; сколько грязи и насмешек терпит он и его семья… А вы видели статьи, выступления, где священник оправдывался бы или подавал в суд на возмещение морального ущерба?.. Сколько внутренней борьбы за «образ Божий» в своем сердце он ведет, но не видно этого, все байки про «жизнь княжескую, исполненную покоя, богатства, почести». И еще один очень важный духовный аспект: надо знать – за любую, трогающую сердце проповедь, за любой душеспасительный совет, за любое доброе делание, за только одну спасенную душу, на священника ополчаются вчетверо больше сил тьмы, нежели на мирского, и подчас эти силы, старающиеся ввергнуть священника во тьму отчаяния, неверия, греха, действуют через близких и родных сердцу людей! Вспомните трогательные слова апостола Павла: «Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями. В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор.11:25-29). Ну а что, если действительно плох, действительно великогрешен и недостоин священного сана? Что же, на это расскажу следующее. Однажды один из самых известных российских адвокатов, которого современники прозвали «московским златоустом», Федор Никифорович Плевако защищал пожилого священника, обвиненного в прелюбодеянии и воровстве. По всему выходило, что подсудимому нечего рассчитывать на благосклонность присяжных. Прокурор убедительно описал всю глубину падения священнослужителя, погрязшего в грехах. Наконец, со своего места поднялся Плевако. Речь его была краткой: «Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди ваши мерзкие, тягчайшие грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?». Священника оправдали. Есть у старца Паисия (Святогорца) замечательный рассказ: «Однажды в автобусе одна женщина ругала священников. Я дал ей выговориться, а когда она остановилась, сказал: „У нас много претензий к священникам, но ведь их не на парашютах же Бог с неба сбросил. Они люди с человеческими немощами. Но скажи мне вот что: такая мать, как ты, накрашенная и с ногтями, как у ястреба, какого ребенка родит и как его воспитает? И каким он станет потом священником или монахом, если станет?“». Пришелся по душе священник – помолитесь за него, дабы Господь укрепил его в нелегком несении креста священства, не понравился священник – помолитесь за него. Дабы Господь подал ему благодать Свою, «немоществующих исцеляющую и оскудевающих восполняющую»! Молитесь за своих отцов! Если священник своими грехами превзойдет весь мир и грешнее его не будет на земле никого, то, когда он будет совершать богослужение, по вере прихожан Таинство совершается, оно действительно. И если священник духовно связан по руками и ногам, тогда за него священнодействие совершает Ангел. Исаак Сирин. Тот, кто молится... за всю вселенную и умилостивляет Бога за грехи всех, не только живых, но и умерших, каким должен быть сам? Даже дерзновение Моисея и Илии я считаю недостаточным для такой молитвы. Ефрем Сирин. Не думаю, чтобы в среде священников было много спасающихся; напротив – гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души. Преподобный Феогност. За один разговор свой священник подвергается такому множеству нареканий, что часто, обремененный их тяжестью, падает от уныния; его судят и за взгляд, самые простые действия его многие разбирают, замечая и тон голоса, и выражение лица, и громкость смеха. Ефрем Сирин. Однажды я… подумал: как трудно быть священником! Если у него сутана вся в заплатках, говорят – какой он замызганный. Если новая и красивая, думают – на что он ее купил? Если священник симпатичный, говорят – пропадает парень. Если некрасив – что, уже и таких «крокодилов» рукополагают во священники? Если говорит длинные проповеди, говорят – замучил нас. Если короткие – не приготовился. Если молод, говорят – слишком молодой, никакого опыта, грех «хвостом вильнет» – и опрокинется. Если стар, то – конечно, он святой, ибо старый. Грехи от него сами поубегали. Трудно быть священником, и поэтому священник иногда отворачивается спиной к людям, чтобы не видели, как он плачет, когда возносит сокрытого Христа в своих руках... Ян Твардовский Молитва за духовного отца О Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Царице Небеси и земли, вонми вопиющей души моей и грешную мольбу мою, Пречистая Матерь Божия, за отца моего духовнаго, скорбящаго раба Твоего (имя). Буди ему всегда спутницей, и на всякое время сопровождай и ограждай его святыми Ангелами. Укрепляй его бодрствующаго, оберегай его спящаго, утешай его плачущаго, ободряй его унывающего, избавляй от скорбей, освобождай от клеветы, воздвизай немощнаго, побеждай воюющих против него бесов и в смертной опасности помогай ему. Ежедневно являй его страшным для видимых и невидимых врагов, чтобы они знали: он Твой раб, Богоматерь, родившая Бога и Царя, Которому подобает честь и поклонение во веки веков. Матерь Божия, умягчи сердца злых человек, восстающих на него. Ты видишь труды и скорби отца моего, его скорби Тебе Единой известны. Ты ведаешь все тайны души его, воззри милостиво на него с небеси, облегчи его страдания, покрый его Покровом Своим, посети его Своею небесною милостию, посли благословение на дела его молитвами и дай ему невидимую помощь. И святыми его молитвами дай мне смирение, самоукорение, терпение, кротость, целомудрие, молчание и покрый меня от всех напастей и врагов видимых и невидимых. Народная притча Однажды старушке, шедшей в храм, некий мужчина сказал: «Куда идешь, опять в церковь, там поп твой деньги лопатами гребет!». Подняв свои голубые мудрые глаза, старушка, вздохнув, спросила незнакомца: «Скажи, милок, а сколько ты сам положил в церковную кружку, чтоб оттуда наш батюшка мог лопатой грести?». Укоризненно посмотрев, бабушка пошла дальше.
Образование и Православие / Павел ЕПИФАНОВ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 4 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 6191 |