|
||||||||||||||
И умрет апрель, и родится вновь, и придет уже навсегдаОн стал символом целого поколения, выразителем его мыслей и настроений. Отсюда - полные залы и даже стадионы на каждом концерте. Его песня "Мы ждем перемен" стала своего рода гимном молодежи восьмидесятых - девяностых. А ведь написана она в те времена, когда на перемены не надеялись даже самые смелые оптимисты... Однако в его творчестве есть и такие песни, которые вполне можно рассматривать как притчи, сквозь которые Светом Тихим сияет нам вера Христова. Пасхальная радость В светлые апрельские дни Святой Пасхи человечество испытывает необыкновенную, неземную радость от события, которое стало основой и сутью христианства, - Воскресения Христова. Пасха - это дарованная нам победа над смертью. В Воскресении Христовом возвещается нам конец наказания, отпущение грехов, освящение, искупление, усыновление и наследия Небес: Бог на земле - человек на Небе; все в соединении. Отныне диавол посрамлен и смерть связана, рай открыт и воскресла великая надежда на будущее. "Мы росли в душной атмосфере:" Немало написано и спето о месяце апреле, но одна песня отобразила в себе такие чаяния, которые близки почти каждой человеческой душе. Поэт, певец, композитор Виктор Цой - один из немногих музыкантов, чьи песни навевали и навевают искреннюю надежду, которая заключалась в поиске Истины. Как пишет бывший приверженец движения хиппи из поколения тех, кто родился в Советском Союзе в 1960-е годы, ныне священнослужитель игумен Сергий Рыбко: "Мы росли в душной атмосфере социалистических строек, пролеткульта, пятилеток и комсомольских собраний, и перед нами разворачивались только два пути: первый - покривив совестью расхваливать "мудрую роль партии", продвигаясь по комсомольской, партийной или производственной лестнице, второй - пить. О Боге мы не знали. Лгать и пить не хотели, поэтому начали протестовать и выразили свой протест через музыку. В отличие от западного социального протеста, где религия не была гонима, наш протест, который выражался в поиске, имел духовную направленность". Люди с таким образом мыслей никак не вписывались в советскую действительность, точно так же, как туда не вписывалось христианство. Но были те, с кем всегда пребывала надежда на грядущее торжество Истины: несколько тысяч молодых людей, интеллектуалов, философов, музыкантов, и среди них - Виктор Цой. Его песню "Апрель" по праву можно назвать христианской, хотя автор ее строк сознательно мог и не вкладывать религиозный смысл в слова песни. Но мы знаем, что в некоторых православных храмах России, в том числе в Успенском соборе Московского Кремля, на стенах храма существуют фрески с изображением античных философов Платона и Сократа, которые по сути своей не могли быть сознательными христианами, но чьи труды неоднократно использовались при составлении и изложении христианского вероучения. Так и Виктор Цой мог подспудно выражать свою надежду на приход Апреля, который "приведет за собой весну и рассеет серых туч войска". Над землей - мороз, Что не тронь - все лед, Лишь во сне моем поет капель. А снег идет стеной, А снег идет весь день, А за той стеной стоит апрель. "Цепи ада облекли меня:" Все люди, начиная от грехопадения Адама и на протяжении всего ветхозаветного периода, испытывали необычайную скорбь и уныние по поводу потерянного блаженства в загробном бытии. В песни об этом говорится: "Над землей - мороз, что не тронь - все лед". Сквозь подобные песни светит надежда И священные писатели говорили об этом же: "До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; Но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада" (Иона 2:7). "Цепи ада облекли меня, и сети смерти опутали меня" (Ос 13:14). Так, изливая свою печаль, говорили ветхозаветные праведники, но надежда на спасение души своей из ада преисподнего жила в них: "Ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому твоему увидеть тление" (Пс 16:10) Автор же песни выразил это словами: "Лишь во сне моем поет капель". Нам кажется, что это было так давно и настроения того времени никак не касаются нас. Это большое заблуждение. Ветхозаветный взгляд на жизнь основывался на отрицании воскресения (только праведные люди имели упование), а это непременно сказывалось на их поступках и образе жизни. К примеру, отрицая суд Божий после смерти, воздаяние за добро и зло, человек при жизни заменил суд местью - злом за зло. Изрядно приевшийся современный жизненный принцип "возьми от жизни все" как раз и зарождается на этой ветхозаветной почве бессмыслицы, уныния, пустоты и безверия: ешь, пей, веселись, потому как один раз живем. Так ветхий и новый человек оказываются поражены одной язвой пустоты, внутреннего оцепенения, душевной зимы. Но люди чувствуют, что под снегом и льдом - живая земля, и во сне многих зазвучала капель надежды на обновленную жизнь. А снег идет стеной, А снег идет весь день, А за той стеной стоит Апрель. Преодолеть завесу "А снег идет стеной:" И вот, когда ощущаешь глубоко-глубоко в себе жизнь, все-таки очень трудно преодолеть стену снегопада из ненавистных туч, которые застят от нас солнце и посыпают колючим снегом, который сбивает с пути. Снег - символ наветов, искушений и страстей, посылаемых от врага рода человеческого - диавола. И снег идет весь день - всю нашу жизнь. Недаром Ф.М. Достоевский говорил о сердце как о поле битвы, где диавол борется с Богом. Но преодолев эту мрачную завесу, мы встречаем Воскресшего Христа: "А за той стеной стоит Апрель". "Он придет и приведет за собой весну". Как весна - символ жизни, так и приход Христа означает конец суровой зимы зла и безверия: всё, ад посрамлен, рухнули ледяные оковы греха, не дающие человеку приблизиться к Богу, и легионы бесовские бегут от Лица Воскресшего Спасителя, "и рассеет серых туч войска". И вот наконец мы можем заглянуть в Его глаза, а "на нас из глаз Его посмотрит тоска". Это тоска - сожаление о том, что и после Христовой победы над смертью и грехом многие люди не открывают Господу дверей своего сердца ("Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" - Откр 3:20), не хотят принять в себя Благодать Божию. Пророк Исаия по этому поводу писал: "Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Ис 6:9-10). И по сей день живет в наших сердцах хладность и бездейственность, а ведь врата Рая открыты всем -и те, чьи "откроются двери домов", обретут радость от встречи с Господом. "Да ты садись, а то в ногах правды нет". Там уже не будет ветхозаветного страха, но воссияет Божественный Свет любви. "А когда мы все посмотрим в глаза Его, То увидим в тех глазах Солнца свет". И Священное Писание свидетельствует нам об этом: "Ибо Господь Бог есть солнце и щит. Господь дает благодать и славу" (Пс 83:12). "Я свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме" (Ин 12:46). Пасхальные события - основа христианской проповеди Страдания Христовы "На теле ран не счесть, нелегки шаги". По человеческой своей природе Христос претерпевал страшные муки, тяжелыми шагами неся Крест на израненном и изувеченном теле к месту казни. Пророк Исайя так говорит об этом: "Он взял на Себя немощи наши и понес наши болезни: Он изъязвлен был за грехи наша и мучим за беззакония наша; наказание мира нашего было на Нем, и ранами его Мы исцелились" (Ис 53:4-7). Но "лишь в груди горит звезда": при таком измученном физическом состоянии Его Божественное естество животворит человеческую природу, Оно выше всей этой физической боли, и Звезда эта не меркнет, а горит все ярче и ярче по мере приближения к Победе. Да, Господь страдал, умер за нас, но Он и воскрес, чтобы вечно царствовать. Далее в песне идут слова: "И умрет Апрель, и родится вновь". Человек в течение своей жизни испытывает три формы рождения - телом в мир, духом в крещении и через смерть в вечность. Первым, Кто преодолел смерть и вошел в вечность победителем, был Господь наш Иисус Христос. Время вечной весны "И придет уже навсегда", и тогда настанет время вечной весны, когда Господь явит себя не в немощи, а в полной славе, и, смывая обломки льда сомнений с человеческой души, бурным потоком ринется в наш мир Вечная Жизнь. В повседневном густом и непроглядном снегопаде зла, пороков и страстей наша душа дезориентирована. Ей тяжело найти путь, ведущий к Истине. Несмотря на духовную непогоду мы все-таки должны идти вперед, пусть и блуждая, но с Божией помощью мы придем к цели. И как Господь Своими пречистыми руками взял на Себя крест наших страданий и грехов и пошел на гору Голгофу, так и наше сердце всем своим существом должно устремиться за Ним сквозь непогоду и преграды, ведь за ними стоит тот самый Апрель. Как некогда Спаситель пострадал, умер, сошел во ад и воскрес, так и мы теперь сострадаем, соумираем Ему, сходим с Ним во ад и, главное, совоскресаем с Ним. Воскресение Христа - это дарованная нам победа. Пасха - это не просто праздник, это суть христианства. Пасхальные события - основа христианской проповеди. Само пришествие в мир Слова означает суд, состоящий в том, что те, кто от света, принимают Свет, устремляются к Нему и освящаются, а те, чьи дела злы, любят более тьму и ненавидят Его (Ин 3:19-21). И это разделение - на все времена. P.S. А песня, конечно же, останется только песней, но те, кому дано от Господа, увидят в ней нечто большее: Над землей - мороз, что не тронь - все лед, Лишь во сне моем поет капель. А снег идет стеной, а снег идет весь день, А за той стеной стоит Апрель. А Он придет и приведет за собой весну, И рассеет серых туч войска. А когда мы все посмотрим в глаза Его, На нас из глаз Его посмотрит тоска. И откроются двери домов, Да ты садись, а то в ногах правды нет. А когда мы все посмотрим в глаза Его, То увидим в тех глазах Солнца свет. На теле ран не счесть, нелегки шаги, Лишь в груди горит звезда. И умрет Апрель, и родиться вновь, И придет уже навсегда. В. Цой. "Апрель"
Образование и Православие / Диакон Константин Киосев |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3029 |