|
||||||||||||||
Роль религии в укреплении института семьи и семейных ценностейЗвонарев Сергий, священник Как защитить слабеющий институт семьи, продолжающий гибнуть под давлением мировой вседозволенности? Какими средствами отстоять традиционные общечеловеческие ценности? С этими актуальными вопросами обращается к общественности секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарёв в своем докладе, представленном на VII Совместной богословской комиссии по диалогу «Православие-ислам», прошедшей 6-9 октября в Тегеране. Семья является важнейшим социообразующим элементом. Она всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей, была основой бытия общества. Будучи ценностью, семья в то же время является хранилищем нравственных устоев, традиций и обычаев, важнейшим звеном системы нравственных координат поведения человека. В современном мире существует множество концепций происхождения института семьи. Одни придерживаются убеждения, что семья – продукт эволюции человечества, иные считают ее необходимой формой социального устройства и межсоциальных связей. Носители религиозной традиции убеждены в божественном происхождении семьи и семейных ценностей. Религиозная жизнь, опыт обращенности к горнему миру подсказывают, что брак и семья – не просто союз двух людей, но таинство становления личности супругов, когда муж и жена уже не просто два независимых друг от друга атома, а новый организм. Этот организм – живой. Он может расти, устремляясь вверх, цвести, приносить добрые плоды, но может и болеть, чахнуть и, в конце концов, погибнуть. Только в соработничестве с Богом муж и жена становятся творцами своего собственного дома счастья. Всякая попытка построить семейное благополучие без опоры на Божественного Создателя – обречена на неуспех. В основе религиозной семьи лежит совместная любовь супругов к Богу. Если два луча стремятся к общей точке, то они неизменно приближаются друг к другу, пока не объединятся в один яркий луч света, в котором уже не видно одного и другого, но присутствует лишь одно. И, напротив, лучи потерявшие общую точку устремления, движутся хаотично – то пересекаясь друг с другом, то рассеиваясь в разные стороны. Брак называют таинством любви длинной во всю жизнь. Взаимная любовь супругов друг к другу имеет продолжение в деторождении, когда двойственность, а, следовательно, определенная ограниченность, преодолеваются множественностью. В деторождении происходит совершенствование и распространение любви. Один огонек света дает жизнь другому. Любовь супругов приобретает новое качество, усиливаясь любовью родителей к своим чадам, возвращаемой детской простотой, доверчивостью и преданностью, улыбкой ребенка. И в этой парадигме любви важнейшее место отводится Богу. Именно в Нем как в центре сходятся лучи любви супругов, детей и родителей, и как в зеркале отражаются с невероятной силой, принося в семью мир, покой и благополучие. Святитель Григорий Богослов говорит об этом следующее: «Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему»[1]. Христианство совершило в обществе революцию в брачно-семейных отношениях. Оно предложило людям высокую нравственную планку, препятствующую распространению греха и порока, утвердив уникальность каждой семьи. Христианство утвердило мысль человека в том, что брак – это союз мужчины и женщины, который свят и нерасторжим, в котором муж должен не просто питать жену, но и всемерно заботиться о ней, как о себе самом. Апостол Павел в послании к своему ученику Тимофею свидетельствует: «Если кто о своих, и особенно о домашних, не заботится, тот отрекся от веры, и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). Христово учение ввело такое понятие, которое было чуждо ветхому человеку – жертвенность в семье. Муж впервые позиционируется не авторитарным правителем, деспотом и тираном в семье, а главой, главенство которого – в заботе и ответственности за врученное малое стадо. Христианство возносит семью до высот богочеловеческого общения. Оно относится к семье как к малой Церкви. Как Церковь есть общество верных, объединенных любовью к Христу, так и семья – община мужа и жены, их чад, соединенных взаимной любовью, преданностью, жертвенностью и ответственностью. Муж в семье, как Христос в Церкви – добрый, кроткий, но в то же время взыскательный пастырь. Ислам также привнес в жизнь народов новый образ семьи, утвердив в поколениях бережное отношение к семейным ценностям. Исламская доктрина отвела важнейшее место в семье мужу и жене, определила образ семейных взаимоотношений, обязанности супругов друг к другу, а также к детям и обязанности детей, в свою очередь, к родителям. Итак, мы приходим к выводу, что именно религия возводит брак и семейные отношения из грубо чувственного или социально прагматического измерения в духовную и обоготворенную сферу. Никакая человеческая идеология, философская концепция или социальная доктрина не смогли дать институту брака и семьи столько, сколько предложено религией, связующей человека с Творцом. Верующим людям не нужно доказывать друг другу божественное происхождение брака и наличие божественной искры в семейных ценностях, которые родственны самым высоким нравственным идеалам. Основная битва сегодня происходит в плоскости столкновения секулярного и религиозного мировоззрений. Современный мир стремительно теряет религиозную традицию, опору на многовековой религиозный опыт предшествующих поколений, в том числе и в области брака и семьи. Из лексического оборота постепенно исчезают такие слова, как целомудрие, чистота, супруги и супружеская любовь. Их место занимают медицинские термины: гендерная принадлежность, половое партнерство, сексуальная ориентация. Даже мужа и жену теперь часто именуют партнерами в браке. Налицо процесс обиологичивания, главенства анатомического начала там, где изначально было отведено место духовному. Мы столкнулись с глобальным кризисом семьи и семейных отношений. В современной Европе, например, ставится под сомнение монополия брака, как союза мужчины и женщины. Это происходит не только на уровне умов и рассуждений, но и на законодательном уровне, и в сфере практической жизни. Создание и государственная регистрация гомосексуальных союзов в ряде стран Европы – подтверждение печальной тенденции морального падения европейского общества. 31 марта текущего года Комитет министров Совета Европы рассмотрел и одобрил рекомендацию, обращенную к странам-членам этой европейской организации «О мерах по противодействию дискриминации на почве сексуальной ориентации и гендерной принадлежности». Данный документ указывает на то, что дискриминация в отношении сексуальных меньшинств не может быть обоснована культурными, традиционными или религиозными ценностями. Это означает, что ценности семьи и брака, укорененные в религиозной традиции, не рассматриваются как основание для противодействия сексуальной вседозволенности. Следующим шагом может стать запрет именовать гомосексуализм грехом, поскольку термин грех имеет нравственное измерение, а гомосексуализм и сексуальную распущенность новые гуманисты и правозащитники упорно пытаются вывести из этической сферы, объясняя особенностями устроения человека и даже представляя в качестве нормы. Реалией современности является назойливая и даже агрессивная пропаганда «нормальности» гомосексуальных связей и союзов. Ныне почивший Святейший Патриарх Алексий II, выступая на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы, резонно заметил, что помимо гомосексуализма есть и другие отклонения от нормы, например клептомания, однако никто ее не рекламирует. Уже сегодня в либеральном лагере мирового сообщества идут рассуждения о том, что и самой традиции в качестве регулятора процессов общественной жизни не существует, поскольку международное право не знает такого термина как традиция. По мнению либералов, можно вести речь только о культуре и культурном многообразии. Однако через отвержение традиции в религиозной, семейной и нравственной сферах происходит утрата цельности человеческой жизни, ее смысла, понимания путей развития человеческого сообщества, разрыв с опытом предшествующих поколений. Разрушение института семьи и семейных ценностей через навязывание окружающим идеи полноценности гомосексуальных сожительств ведет к потере обществом нравственного благополучия. Семья является колыбелью человеческой личности, школой добродетели и самых лучших человеческих чувств. Однако если союз двух мужчин или женщин станет претендовать на воспитание детей (усыновляемых и удочеряемых с разрешения светских властей), то это повлечет воспроизводство соответствующих моделей поведения. Именно в семье мальчик учится быть мужественным, защищать правду и слабых, подражая отцу, а девочка учится быть женственной, доброй и заботливой хозяйкой, подражая матери. Зададимся вопросом, а что может вынести ребенок из «семьи», где два «папы» или две «мамы»? Ничего, кроме искалеченной души и затуманенного взгляда на природу отношений полов. В окружающем нас мире нет иной более действенной силы, чем религиозная, которая могла бы защищать богодарованную человечеству семью. Уровень опасности таков, что сегодня требуется объединение усилий всех религиозных людей, для которых будущее человеческого рода не пустой звук, а предмет заботы и молитв. Голос людей веры по вопросу сохранения семьи и семейных ценностей должен звучать громко и авторитетно, отзываясь на дискуссионных площадках, в студенческих аудиториях и коридорах чиновников международных организаций. Носители религиозной традиции должны предложить мировому сообществу взгляд на природу брачно-семейных отношений, который бы не зависел от политической или иной конъюнктуры, но являлся выражением религиозного опыта. Именно поэтому в 2006 году на Всемирном саммите религиозных лидеров в Москве была впервые озвучена инициатива создания группы религиозных лидеров высокого уровня в партнерстве с ЮНЕСКО, которая могла бы давать экспертные оценки и заключения по актуальным вопросам современности, таким как: проблема прикрытия религией терроризма и экстремизма, причина и следствие мирового финансово-экономического кризиса, пути его преодоления, проблематика сохранения святых мест и мест религиозного поклонения, соотношение свободы слова и самовыражения и религиозных чувств верующих. У сотрудничества религиозных лидеров большой потенциал. Их совместное свидетельство о правде и добре способно стать в современном мире серьезной силой, с которой должны будут считаться международные организации и учитывать голос людей веры при принятии глобальных решений. -------------------------------------------------------------------------------- [1] Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова. Т. 5. М., 1847. С. 59.
Образование и Православие / http://www.bogoslov.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 6579 |