|
||||||||||||||
«Люди живут обычной жизнью, но главный вопрос: когда все закончится?» Митрополит Белгородский ИоаннНеделю назад митрополит Белгородский Иоанн призвал «остановить кровопролитие на украинской земле и в России». В интервью Анне Даниловой он рассказал, как сейчас живет город и о чем думают его жители. Жизнь «в новых условиях»
— Владыка, больше всего сейчас волнует вопрос: что происходит на Белгородчине? — Вы знаете, жизнь на Белгородчине мало изменилась. Люди ходят на работу, воспитывают детей, стремятся к тому, чтобы устроить свою жизнь. Вчера в День семьи мы вместе с губернатором приняли участие в большом празднике, который проходил в Ботаническом саду Белгородского государственного университета. Затем поехали посмотреть, как восстанавливаются те дома, которые были порушены 3 июля ночью. 80% окон, которые были разбиты, застеклено. Есть дома, которые не подлежат восстановлению. И сейчас решается сложный вопрос о том, как строить, потому что есть юридические нюансы — например, когда в одном доме были прописаны несколько семей и теперь они просят, чтобы для них были построены отдельные дома. Вчера мы с губернатором более полутора часов отвечали на вопросы людей. Они пытаются сейчас построить свою жизнь уже в новых условиях. Большинство из них, подчеркиваю, имеют очень христианское умонастроение. Оно выражается в том, что они способны многое восстановить. Власти помогают. Создан специальный штаб, переписаны претензии буквально каждого человека. Конечно, есть люди, которые пытаются и на боли заработать, но таких сразу видно. Их оттесняют сами же [пострадавшие]. В сегодняшних условиях Белгород продолжает жить нормальной жизнью. У нас сегодня еще одно радостное событие — эвакуировали отца Павла, который получил ранение, он из Харьковской епархии. Это легкое ранение было, сегодня в 4 часа утра его эвакуировали, оказали дополнительную медицинскую помощь. Слава Богу, не понадобилось серьезных операций, и он сейчас просто приходит в себя. Мы предоставляем помощь священнослужителям из Харьковской епархии, которые в силу обстоятельств не могут сейчас взаимодействовать со своим архиереем. По возможности звоним, узнаем их канонический статус, и те священники, которые подтверждают архиерейское благословение, совершают служение на своих приходах. Бывает так, что священник заменяет и главу администрации, так как они рассеялись. И через приходы мы раздаем гуманитарную помощь — это очень важно, чтобы люди понимали значение Церкви. Мы благодарны, прежде всего, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за его благословение. Патриаршие волонтеры во главе с Михаилом Куксовым постоянно [к нам приезжают], позавчера был десятый рейс. Представляете? Каждый автомобиль — это более десяти тонн [гуманитарной помощи]. Мы благодарим владыку Пантелеимона и его сотрудников, которые находились здесь и помогли нам систематизировать работу с беженцами — это достаточно серьезная работа, которая требует тщательного подхода к каждому. Конечно же, благодарны нашим белгородцам, которые постоянно оказывают свою посильную помощь. Они помогают не только беженцам, но и нашим раненым солдатам, когда их допускают в военные госпитали. — Вы рассказали, что вчера очень долго отвечали на вопросы людей. О чем в последнее время вас чаще всего спрашивают, что людей больше всего волнует? — Как вы сами думаете? Первый вопрос: когда это все закончится? Я же не пророк, и на этот вопрос никто не может ответить. Со мной был губернатор, он сказал, что надо молиться и трудиться для того, чтобы мир вернулся на нашу землю. Я в этом его поддерживаю. Мы молимся каждодневно, фактически ежечасно в монастырях… Помните, когда Христос родился, ангелы пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» Мы прославляем Господа, чтобы был на земле мир и в людях была благая воля. Фабрика женского белья шьет мужское— Чего сейчас в первую очередь не хватает в оказании помощи беженцам? В чем самый большой спрос, к какой помощи можно присоединиться? — Вы знаете, нам пришлось даже перепрофилировать фабрику по пошиву женского белья, для того чтобы они шили нижнее белье для наших солдат. И они это с успехом делают. Что касается питания, то здесь мы благодарны всем — и Синодальному отделу, и патриаршим волонтерам, и просто людям, которые приходят и привозят продукты. В этом смысле есть даже определенные резервы. Вопрос один остается сейчас. Мы организовали отдых для детей беженцев. Дети растут, не хватает для них специальной обуви, спортивной формы и так далее. Это актуальные задачи. Мы надеемся на такую помощь, чтобы наши дети могли достойно быть одеты и радовались. Сейчас жара, а большинство беженцев прибыло, когда были холода. У многих женщин остались, может быть, одно-два [легких] платья, а все остальное не пригодно надевать в тридцатипятиградусную жару, которая есть в Белгороде. — Многие волонтеры, которые работают в Европе, пишут о том, что детям очень нужна долгая психологическая реабилитация — буквально от шума закрывающейся двери ребенок может расплакаться. Замечали ли такое, видели ли? — Вы знаете, мы помогаем детям и в этом. Примерно на 10 человек один духовник у нас, психологов меньше. Здесь важно, чтобы дети все время были вовлечены в какие-то программы. Например, мы идем к древнему храму или к источнику, обязательно там наводим порядок. Или же дети вместе с казаками осваивают азы военного искусства. Вы знаете, были такие пластуны — это разведчики среди казаков. По-пластунски передвигаться — это из той терминологии. Или же, когда есть возможность, собаки вместе с кинологами приходят и помогают детям общаться, это очень важно. Надо сказать, что это проблема серьезная. Я недавно был в нашем аграрном университете, там есть ветеринарный факультет и в нем сейчас около 30 служебных собак, которые получили ранения. И дети тоже должны об этом знать. Важно, чтобы дети не занимались просто самоорганизацией. Я все время говорю нашим педагогам: если вдруг оказалось, что дети начали разбивать стекла — значит, в этом вы виноваты. Значит, вы не сделали так, чтобы детям было интересно, и они проявили свою активность таким образом. В большинстве своем дети после ужина сразу же, помолившись, просто падают [в кровать], потому что знают, что рано вставать. Требования остаются серьезными для детей и со стороны санстанции, и так далее. Поэтому здесь важно, чтобы сознание детей сегодня было бы образно наполнено человечностью, радостью, созиданием, и чтобы картины из прошлого были вытеснены. Это очень сложно сделать, но это возможно с любовью. Все надо делать с любовью, даже ругаться— Часто ли вы сейчас встречаетесь с кризисом веры? В адрес Церкви много упреков в том, что недостаточно молятся, недостаточно призывов к изменению ситуации, с одной стороны. С другой стороны, люди, которые прошли через многое, конечно, всегда задаются вопросом: почему, за что? Где Бог, если такое происходит с нами? — Это московская тема, вы сами там обсуждайте это. Нам некогда это обсуждать. Нам сегодня важно здесь, на земле святого Белогорья организовать детские лагеря, организовать помощь раненым и так далее. Какой кризис веры, когда люди делами являют свою любовь к ближнему, значит, они любят Бога. Значит, они раскрывают в себе то, о чем раньше даже не подозревали. Все остальное вы оставьте в своих ток-шоу, которые никто не смотрит, потому что некогда. Мы уж тут займемся делами милосердия, любви и будем приносить детям радость. — Я знаю, что оказывается помощь людям на территории Харьковской епархии. Что сейчас делается и в каких направлениях нужно содействие? — Я не хотел бы сейчас говорить о Харьковской епархии, в силу того, что это особая зона, где войска стоят. Туда невозможно проехать без специальных пропусков. Туда закрыт доступ для простого населения. Существует 20-километровая зона со стороны Харьковской епархии и Белгородской земли, где люди живут в других местах. Эта территория не безопасна. Было время, когда один из священнослужителей раздавал гуманитарную помощь прямо с борта военной машины. Приехали московские корреспонденты, начали это всё показывать. Для них это был очень горячий материал, а ночью батюшки не стало. Как тут быть? Ответьте на вопрос: как тут быть? Это же не просто прогулка. Это связано с жизнью человека, у которого есть семья, дети. Те волонтеры, которые помогают нам, когда возникают какие-то угрозы, вместе с нами передвигаются. — Вы рассказывали о том, в какой ситуации сейчас находятся многие люди, когда в одной семье близкие оказываются, в буквальном смысле слова, разделены фронтом. Что вы говорите людям в такой ситуации? — Вы знаете, мы все дети Божии. Те, кто ставят кровь, которая у нас течет, выше смысла, что ты — сын Божий или дочь Божия, конечно, абсолютно ничего [общего] не имеют с христианством. Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского, ни женского пола, все Христовы. Рассуждать об этом… Конечно, эмоционально трудно сдержаться. Мы знаем, как порой звучат проклятия. Один человек, когда его по телефону проклинали с Украины, говорил: «Дорогой, до встречи в аду, но я тебя и там обниму». Вы понимаете, каждый относится по-своему к происходящим событиям, понимая то, что есть временность, а есть вечность. Во временности мы являем порой свои чувства, страсти. Господь нас сотворил для любви, для вечности, для радости, поэтому будем побеждать это в себе. Я вчера привел такую притчу о старце. Приходит молодой человек после университета, очень начитанный, собрал вокруг себя друзей и говорит старцу: «Что нужно сделать для того, чтобы жить вечно на земле? Какие нужно правила соблюдать?» Старец говорит: «Женись». Этот молодой человек отвечает: «И что, я буду жить вечно на земле?» Старец посмотрел на него и говорит: «Просто передумаешь». Понимаете, важно найти слова, которые могли бы дать хоть какой-то свет. Мы порой осложняем эту тему, принижаем человеческие отношения, становимся учителями, которые обязательно должны ответить на все вопросы. Все надо делать с любовью, даже с любовью ругаться, как это ни странно звучит, но об этом писал блаженный Августин. Нужны протезы, а не разговоры— Сейчас, к сожалению, от некоторых священников можно услышать очень страшные призывы к насилию, в том числе над пленными. Очень сложно найти действительно, за что удержаться и как. — Я не слежу за тем, что происходит, потому что нет времени для этого. Мы завтра запланировали посетить и беженцев, и раненых, готовимся. Кто что сказал, он и ответит за это. Я не судья ему. Пускай они сами разберутся, чего они хотят, в конце концов. Извините. — Владыка, спасибо вам большое. Хочется пожелать вам сил. Бодрости вам не занимать и мужества. — Да. Я призываю всех к милосердному отношению к беженцам, к тем, кто нуждается в помощи. Не забывайте о раненых солдатах. Сейчас встает вопрос очень большой, как мне говорили врачи из Москвы и Санкт-Петербурга о том, что необходимы различные протезы. Вы всё это можете сделать там, на месте. Это не составит такого большого труда и больших финансов. Вы просто объединитесь вместе. Хватит вам болтать! За каждое слово придется ответить. У нас сейчас такая мода… Сказал по поговорке: ради красного словца не пожалею и отца. Начинают выставляться люди, лишь бы привлечь внимание. Когда ты привлекаешь внимание к себе, ты совершаешь грех, затмевая образ Божий. Не нам, но имени Твоему, Господи. Помощи Божией вам всем. Спаси, Господи!
Образование и Православие / Источник - https://www.pra... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 505 |