|
||||||||||||||
Четверо смелыхКакими были архитекторы, строившие знаковые здания Новосибирска, рассказывает уличная выставка. Марина ШАБАНОВА | Фото Александра ГРИБАКИНА Выставка работает в сквере у оперного театра. Образ стремительно растущего молодого города Новосибирск обрёл в 1920–1930-е годы, когда «Сибирский Чикаго» удивлял и темпами строительства, и авангардными проектами, и масштабными планами. Главными героями выставки «Конструктивисты» стали четыре архитектора — Борис Гордеев, Николай Никитин, Сергей Тургенев, Николай Фукин. Молодые, талантливые, образованные — это они создавали новый образ столицы Западно-Сибирского края. Основой экспозиции стали уникальные фотографии и документы о жизни и творчестве архитекторов, которые семья Бориса Гордеева передавала нашему городу с 2016 года. Так в Новосибирском городском архиве был создан объединённый фонд архитекторов Гордеева, Тургенева и Фукина. А трогательные фото юного Бориса Гордеева в окружении семьи, открывающие уличную выставку, хранятся сегодня в Музее Новосибирска. Выпускник МВТУ, ученик Виктора Веснина приехал в наш город двадцатипятилетним, в 1928-м. Его карьера развивалась стремительно: работал инженером-конструктором горкомхоза, зав архитектурным сектором «Кузбассжилстроя», заведующим проектным отделом ПП ОГПУ, в 1932-м назначен главным архитектором Новосибирска, в 1933-м приглашён главным архитектором на строительство Дома науки и техники (нынешнего театра оперы и балета). Одиннадцать лет жизни Борис Гордеев отдал Новосибирску, здесь он собрал команду талантливых единомышленников, по проектам которой было построено больше двух десятков зданий. Историю жизни своего учителя, трагически оборвавшуюся в 1943 году, описал архитектор Константин Леонов в своей неопубликованной книге «Сибирский архитектор Борис Александрович Гордеев (1903-1943). Жизнь и творчество». Символично, что выставка открыта в сквере у здания театра оперы и балета. В 1933 году команда Гордеева работала над конкурсным проектом по перепроектированию и реконструкции здания Дома науки и техники под театр. Проект группы был признан лучшим по результатам всесоюзного конкурса. На фотографии того времени среди молодых архитекторов с задумчивыми лицами в круглых очках стоит красивая женщина — Вера Гордеева, супруга Бориса Александровича и коллега-чертёжник. Рядом с фото — дружеские шаржи Николая Фукина, где команда бродит в окрестностях грандиозной стройки. В начале войны Николай Михайлович Фукин ушёл на фронт добровольцем, был тяжело ранен, когда вылечился, окончил курсы лейтенантов и снова пошёл воевать, после войны нашёл Веру Гордееву, уже вдову, и сделал ей предложение. Жили они в Москве, Фукин работал старшим архитектором в институте «Горстройпроект», а Вера Николаевна — администратором в театре Вахтангова. С Сергеем Тургеневым Борис Гордеев дружил со студенчества, со временем дружба переросла в родство — Тургенев женился на сестре Бориса Гордеева Татьяне. По ложному навету в 1927-м Тургенева с братом осудили и сослали из Москвы в Сибирь — в иркутский Тулун. После заступничества писателя Владимира Бонч-Бруевича, ходатайствовавшего об освобождении «последних представителей рода знатного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева», осенью 1929 года Сергей Тургенев прибыл в Новосибирск, чтобы работать в команде Гордеева. В экспозиции использованы фотографии из фондов Музея Новосибирска, Новосибирского городского архива и Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина НГУАДИ. Их проекты были прорывными для того времени. Инженерные решения зданий разрабатывал инженер Николай Никитин, выпускник Томского технологического института, ученик Андрея Крячкова. Его оригинальные конструкции использованы при строительстве Дома с часами, вокзала «Новосибирск-Главный» и других зданий. Талантливого инженера к своим проектам привлёк Юрий Кондратюк, вместе они строили гигантскую ветроэлектростанцию в Крыму. Настоящую славу инженеру Никитину принесла работа над такими проектами, как Дворец советов в Москве, главное здание МГУ, Центральный стадион в Лужниках, Останкинская телебашня, скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде. Выставка Музея Новосибирска — пример внимательного отношения к истории города и его архитектурному наследию. Отдельные стенды посвящены проектированию и строительству вокзала «Новосибирск-Главный», Крайисполкома, Дома с часами, Дома артистов, спорткомплекса и жилого квартала «Динамо», жилого комплекса «Кузбассуголь», домов в районе железнодорожного вокзала, комплекса административных и жилых зданий ОГПУ-НКВД, а также нереализованным проектам и реконструкции конструктивистских зданий после смены официального курса на неоклассицизм. Среди имён архитекторов и инженеров, работавших в команде Гордеева, — В. А. Добролюбов, К. К. Леонов, Б. И. Алексеев. Завершает выставку Авторская карта проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм!», посвящённого популяризации и сохранению историко-архитектурного наследия Новосибирска. И это тот самый случай, когда нам есть чем гордиться: Новосибирск на этой выставке представляется оплотом авангарда — а значит, все мы немного авангардисты.
Образование и Православие / Источник - https://ведомос... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 489 |