Опубликовано 11.10.2020 в рубрике  Новостная лента
 

Архитектурное сообщество в рамках и за рамками


Архитекторы и дизайнеры, приславшие свои работы на «Золотую капитель» в 2020 году, сумели удивить неожиданными проектами. В ДЕНЬ празднования Всемирного дня архитектуры оргкомитет национального независимого архитектурного рейтинга «Золотая капитель-2020» подвел итоги и назвал победителей.
 

 В этом году организаторы решили отказаться от каких-либо элементов очного общения и полностью перейти в онлайн. Оргкомитет отнесся к ситуации вполне оптимистично: «Глобальные перемены, свидетелями и участниками которых мы сейчас являемся, несомненно приведут к исчезновению слабых, угасающих проектов и возникновению новых. Сегодня наступает момент истины. Сумеет ли «Золотая капитель» остаться и закрепиться в новой наступающей реальности, полностью зависит от солидарной поддержки российских архитекторов».

На конкурс в этом году прислали 78 работ архитекторов и дизайнеров Владивостока, Екатеринбурга, Иркутска, Калуги, Кемерова, Москвы, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Сестрорецка, Сколково, Сочи, Ялты. Гран-при рейтинга получило здание первой в России цифровой электрической подстанции «Медведевская», построенное в Сколково по проекту местных архитекторов. Награды «Золотая капитель» получили проекты гостиничного комплекса Lankavatara в Шри-Ланке, архитектурно-анимационный проект «НАША» резиденции OASIS HOUSE, строящейся в Польше, и интерьер КЦ «Большой» в Ростове-на-Дону. Дипломы «Лучший новосибирский проект» и «Гамбургский счет» получило здание супермаркета «Быстроном» на улице Первомайской.

Куратор проекта Татьяна Иваненко, директор АНО «Сибирский центр содействия архитектуре», рассказала «Новой Сибири» о своих впечатлениях от очередного фестиваля-конкурса.

— Татьяна, а какова доля участия в проекте новосибирских авторов?

— В последние годы из-за Урала, похоже, поступает уже больше работ, чем из нашей «восточной» части. Многие новосибирцы остаются инертными, хотя есть надежда, что они просто придерживают свои проекты для юбилейного конкурса.

— «Золотая капитель», как я понимаю, не подразумевает материального поощрения победителей?

— Архитекторы участвуют в нашем проекте, потому что его результаты влияют не только на самооценку, но и на профессиональный рост. К нам в середине «десятых» годов начали приходить «топовые» участники из Москвы и Питера. Возник вопрос: а зачем? У них там, что, мало своих премий? Оказывается, они на нашей площадке тестировали свои работы — чтобы лишний раз убедиться в своей профессиональной компетентности. Лет пять назад питерский архитектор Ингмар Витвитский взял у нас гран-при, потом подал ту же работу на фестиваль «Зодчество» — и там тоже занял первое место. И у него тут же приподнялся статус.

— Что вас больше всего удивило в этом году?

— Удивил проект одного из авторов, который участвует за рамками общей программы. Это изобретатель из Новосибирска Денис Тяглин. Я увидела его макет, когда его еще монтировали, и сразу подумала: «Что-то очень большое и интересное». С виду он обычный молодой парень, такой немного «инстаграмный», почти что самоучка. Но вот вдруг его накрыло — и он начал проектировать грандиозные урбанистические системы. Сразу вспомнился градостроительный неосуществленный проект — Лучезарный город, который придумал Ле Корбюзье почти сто лет назад. Это была утопическая мечта воссоединить людей в упорядоченной среде идеального города…

— Для Корбюзье даже нью-йоркские небоскребы казались маленькими, он предлагал вместо них построить один — универсальный.

— Да и Париж он тоже хотел снести и построить на его месте новый идеальный город. Так вот, проект своеобразной реновации «Нью Дели», сделанный Денисом из шестиугольных модулей, имеет много общего с Лучезарным городом, но к привычным трем измерениям здесь добавлены новые глубины и технологии — экологичности и возобновляемой энергии. У этого четырехуровневого «пирога» внизу находятся производственные сборочные роботизированные помещения, далее следуют коммуникации, логистика, а на третьем уровне — всевозможные инфраструктуры. И поверх всего этого уже расположены огромные башни с квартирами и офисами. В каждой из них — огромный 300-метровый ветряк, который медленно крутится и добывает энергию. Дорог в этом городе вообще нет: один сплошной парк, если ты хочешь куда-то съездить — спустись на пару уровней ниже. Вот такой район на 30 тысяч человек. Для его осуществления осталось только снести небольшую часть Нью Дели.

— Думаю, индийцам хватило Корбюзье, по проекту которого они с нуля уже построили один какой-то город.

— Умные города также давно пытаются строить арабы и китайцы — в тех странах, где есть много денег. Но подобные объекты с внутренним технологическим принципом имеют еще и экономическо-управленческую компоненту — это связано с идеей строить «корпоративные» города. А данный проект, кстати, имеет прямое отношение к Архитектурной академии: он создавался в коллаборации с нашими сотрудниками.

— Подобные утопические архитектурные идеи любили придумывать в 60-х годах прошлого века.

— Ничего похожего по масштабу давно уже нигде не было... Кстати. За последние 25 лет Новосибирск ни разу не появлялся в Москве на международном архитектурном фестивале «Зодчество». Года два назад наши городские чиновники наконец собрались туда съездить, но в конце концов опять мы нигде не зарегистрировались, никакой экспозиции не подготовили. Вот, казалось бы, берите и везите туда «Нью Дели» — такого у них нет, они для этого слишком ученые! Ведь сразу видно, что у Дениса нет рамок, которыми ограничивают сознание в вузах… У него среднее специальное строительное образование, кажется.

— В этом году «Капитель» обычная, ничего революционного не придумали?

— В этом году у нас отличие чисто внутреннее, незаметное никому. По плану должны были проходить крупные оффлайн события — публичные защиты проектов и так далее. Готовиться к «Капители» мы начинаем, конечно, заранее, а все эти события планировались на лето. В январе мы начали сбор работ — и торжественно остановили его посреди марта, когда проведение мероприятия оказалось под вопросом. Но тут выяснилось, что независимо от моей координации наш «огород» продолжает расти сам по себе, — многие архитекторы стали настаивать в соцсетях: «Почему нет? Давайте будем делать!» И тогда я вдруг поняла, что у нас, оказывается, есть все необходимое, чтобы осуществить проект в режиме онлайн. Иными словами, сами участники убедили меня в том, что проект живой и востребованный. И все благополучно прошло в заочной форме: работы выставили на сайте, жюри проголосовало. Единственное, чего не было, — так это публичной раздачи «слонов»: дипломы и статуэтки мы просто разослали победителям.

— Ну, все же было одно оффлайн-мероприятие…

— Это мы провели награждение постфактум, сделали стенды с работами золотых и серебряных призеров. И нам даже удалось вручить один приз — Ване Дыркину, который все лето провел на Алтае, и ему «слона» было посылать некуда.

— Надо пояснить, что Иван Дыркин — это Иван Мазуренко, художник и архитектор.

— Он получил сразу два серебряных диплома за совершенно волшебную постройку — парковый павильон «Дом звука» в «Мира-парке». Он давно занимается купольными домами, а здесь создал пространство с уникальной акустикой, в котором сферическая форма создает правильное распределение вибраций, дает совершенно особый, живой звук.

— У вас совсем немного посетителей на выставке. Похоже, все они студенты?

— Существует такое мнение, что широкие массы готовы приобщиться к теме архитектуры. Но пока это не подтверждается на практике: во-первых, мешает пропускная система в НГУАДИ, ужесточенная в последние полгода. Во-вторых, мы не слишком-то рекламируем наше мероприятие, поскольку оно остается довольно узкоспециализированным. Несмотря на это, выставочный зал — отличный, и он успешно работает уже несколько лет.

— Как насчет поддержки властей?

— Архитектура в нашем городе продолжает оставаться бесхозной: Минкульт говорит, что она связана не с ними, а со стройкой, а строительный департамент считает архитектуру чем-то вроде искусства и тоже сторонится. Так что в существовании нашего проекта заинтересовано только профессиональное сообщество: главный вывод, который я для себя сделала в этом году, состоит в том, что проект нужен самим архитекторам. Профессиональные корни уже давно сплелись, и из них продолжает что-то расти. Какая-то живая трава. Ее просто нужно время от времени поливать.

Петр ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 542


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930