|
||||||||||||||
Священнослужители отказались заново переучиватьсяВ Госдуме на следующей неделе начинается рассмотрение поправок в закон «О свободе совести», которые, по мнению их инициаторов, предотвратят появление в России религиозных экстремистов и защитят страну от «духовного неоколониализма». Однако такая инициатива наткнулась на критику буддистов, иудеев и мусульман. В чем заключается суть их претензий и удастся ли законодателям прийти к согласию с верующими? На этой неделе профильный комитет Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендовал к принятию в первом чтении поправки к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Нововведения, в числе прочего, предусматривают для священнослужителей и «персонала религиозных организаций», получивших духовное образование за рубежом, обязательную переаттестацию в российских учебных заведениях. В противном случае священники лишатся права заниматься преподавательской и – что еще важнее – «религиозной деятельностью». Слушания по поправкам намечены на 22 сентября. Законодательная инициатива уже вызвала критику у представителей традиционных конфессий России. «Мы понимаем, что поправки направлены прежде всего на противодействие экстремизму и терроризму на религиозной почве. Но борьба с экстремизмом и терроризмом должна проходить без нанесения урона традиционным для России конфессиям», – заявил газете ВЗГЛЯД администратор Центрального хурула (буддийского храма) Калмыкии Йонтен-гелюнг. «Исторически, на протяжении многих веков, священнослужители традиционных буддийских регионов России получали образование за рубежом – прежде в Тибете, а ныне в Индии и Монголии», – пояснил Йонтен-гелюнг.
Более того, подчеркнул Йонтен-гелюнг, в Калмыкии, например, нет зарегистрированного духовно-образовательного учреждения для священнослужителей. «Это значит, что в случае принятия этих поправок буддизм в Калмыкии попросту прекратит свое существование», – опасается священнослужитель. Похожие опасения в беседе с газетой ВЗГЛЯД высказал глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты, муфтий Альбир Крганов. «У нас большинство религиозных деятелей учились в Бухаре. Но сегодня Узбекистан – это другое государство, – отметил собеседник. – Будем ли мы вынуждены обязывать проходить переаттестацию всех наших почтенных муфтиев, которые верой и правдой доказали свою позицию по религии и к жизни?» Муфтий также выразил удивление – почему лишь те, кто получил за границей именно религиозное образование, должны проходить переаттестацию? «Складывается впечатление, что есть угроза только с религиозной точки зрения. Но любой человек может вернуться из-за границы с другими идеалами. Религиозные организации должны сами для себя определить, как проводить переаттестацию», – убежден член Общественной палаты.
«Но у мусульманского сообщества есть понимание того, что радикалы не должны заниматься миссионерской деятельностью и вовлекать в свои ряды новых людей, – подчеркнул Крганов. – Совет по исламскому образованию ранее самостоятельно заключил соглашения с несколькими вузами, в том числе с одним из старейших в мире – египетским аль-Азхар, чтобы туда принимали учащихся только по направлению централизованных религиозных организаций или учебных заведений». В схожем духе высказался и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода. Централизованные религиозные организаций могут сами аттестовать представителей духовенства, которые получили образование за рубежом, сказал раввин РИА «Новости». «Тем самым организация подтвердит и их компетентность, и легитимность их религиозной деятельности в России. Такое решение поможет установить ограничители на будущее и снять напряжение касательно статуса иностранных дипломов», – отметил Борода. Президент ФЕОР указал на одно из слабых мест законопроекта. В различных конфессиях есть высокопоставленные сотрудники (например, преподаватели религиозных школ и вузов), которые по объективным причинам получали дипломы за границей. «В Советском Союзе не готовили ни раввинов, ни имамов, ни священников многих конфессий, – пояснил раввин. –
«В идеальном случае поправки должны быть отклонены и отправлены на доработку, с учетом мнения и интересов традиционных конфессий и представляющих их религиозных организаций России», – считает администратор Центрального хурула Калмыкии Йонтен-гелюнг. По мнению собеседника, одним из возможных решений (наряду с получением религиозными организациями права самостоятельно аттестовать священнослужителей) может стать создание в Минюсте или другом уполномоченном органе «белого списка». Речь идет о реестре зарубежных духовно-образовательных учреждений, чьи выпускники будут автоматически получать аттестацию и им не потребуется дополнительно получать образование, пояснил Йонтен-гелюнг. «Для традиционных буддийских регионов это расположенные в Индии монастыри Дрепунг Гоманг, Гьюдмед, Намгьял и другие», – привел пример священнослужитель. В отзыве на законопроект Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству за подписью Андрея Клишаса также отмечается, что «ряд религий и религиозных деноминаций, существующих в России, в том числе относящихся к традиционным религиям, не имеют духовных образовательных организаций». В качестве примера приводится Калмыкия, где нет буддистских учебных заведений, а ближайшее из них находится в Бурятии и относится к другому направлению буддизма. А обучиться калмыцкие ламы могут в Индии, Монголии, Непале и Китае. Поэтому постановка вопроса об их российской аттестации характеризуется как «некорректная». Комитет, возглавляемый Клишасом, предлагает дополнить законопроект положениями, согласно которым Минюст составит реестр зарубежных духовных образовательных организаций, получение духовного образования в которых не потребует дополнительной аттестации в России. В то же время руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин считает, что «за внешними элементами, которые оправдывают эти поправки» содержатся положения, которые противоречат Основному закону и закону «О свободе совести и религиозных объединениях». Эксперт рассказал о беспокойстве в связи с тем, что перед появлением информации о данном законопроекте прошла волна лишений Рособрнадзором лицензий духовных учебных заведений. «Например, в феврале лишили лицензии Московскую баптистскую семинарию, основанную Российским союзом евангельских христиан-баптистов. В конце августа лишили лицензии Московский исламский институт Духовного управления мусульман Российской Федерации. Все это стало восприниматься как звенья одной цепи», – пояснил Лункин газете ВЗГЛЯД. По словам эксперта, любое духовное лицо, которое приезжает служить в Россию, будет теперь «должно получить бумагу о том, что он прошел в России переаттестацию или какие-то курсы». «Непонятно, какая может быть санкция, если такой бумаги нет. Полагаю, что будут штрафовать. Или же будут накладывать предписания централизованным религиозным организациям, если там будет работать не аттестованный в России специалист, получивший высшее духовное образование за рубежом», – предположил Лункин. Между тем в Госдуме газете ВЗГЛЯД заявили, что любые зарубежные проповедники смогут читать какие-то разовые лекции без всякой аттестации в кругу своих «коллег» и верующих. «Это контролируется законом об образовании и не является предметом регулирования настоящего законопроекта», – сказал председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов. Не подлежат аккредитации, по его словам, и отдельные богослужебные действия, как, например, освящение помещений в христианской традиции. «Но если вы, будучи членом религиозной организации, служащим клира или священнослужителем, собираетесь постоянно преподавать в России неважно кому – группе верующих или другим священнослужителям – вы должны получить аккредитацию», – продолжает Гаврилов. По словам собеседника, подобные требования существуют во многих странах, как Азии, так и Европы, в частности – в Германии, Франции. «Недавно аналогичный закон был принят в Болгарии, причем он гораздо жестче, чем наш законопроект», – отметил Гаврилов. Депутат привел в пример аккредитацию медика или строителя, которую обязательно потребуют от иностранного специалиста в любой стране. А в данном случае, по его мнению, все еще серьезней:
Гаврилов пояснил, что законопроект направлен на то, чтобы внутри религиозных организаций не оказалось экстремистов, пребывание которых на территории России нежелательно. «Это вопрос безопасности нашей страны, которая часто является объектом экстремистских и террористических сетевых организаций мирового уровня. Россия – великое поле, в том числе для духовного неоколониализма. Нам ни в коем случае нельзя в этой сфере вернуться к ситуации, которая была у нас 1990-е годы», – заявил депутат. По его словам, российская мусульманская умма заинтересована в таком законе даже больше других конфессий. «И имамы, и муфтии не хотят, чтобы у нас в мечетях и медресе действовали зарубежные проповедники, несущие идеи экстремизма и ненависти. Но к следующим думским слушаниям все проблемные вопросы, в том числе со стороны буддистов, должны быть квалифицировано сняты», – резюмировал Гаврилов. Текст: Андрей Резчиков,
Образование и Православие / Источник - https://m.vz.ru... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 709 |