|
||||||||||||||
Владимир Легойда о грифе «Одобрено СИНФО»: Драконовских мер не будет!Интервью председателя Синодального информационного отдела В.Легойды порталу «Православие и мир» В конце прошлого года Патриарх объявил, что книги и периодические издания, распространяемые через церковную систему, должны иметь гриф Издательского совета РПЦ и Синодального информационного отдела соответственно. Гриф на книги выдается уже больше полугода, Регламент присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» Патриарх утвердил только в начале этого месяца. С 1 сентября 2011 года в церковной системе распространения должна присутствовать лишь та продукция СМИ (печатная, кино-, видео-, аудио- и др.), которой присвоен гриф Синодального информационного отдела. Смысл грифа понятен каждому, кто хоть раз держал в руках странные по своему содержанию издания некоторых монастыре, вроде журнала «Православный воин», широко предлагаемого в Боголюбском монастыре, которое открывается «Завещанием Сталина» (см. иллюстрацию), и каждый номер не обходится без главной статьи о том, что «Сталин был православным человеком и действовал сознательно», при этом в выпусках журнала нет ни одного и самого краткого рассказа, например, о новомучениках Владимирской епархии. Некоторые вопросы о непосредственной процедуре получения грифа требуют прояснения. Кому, для чего, на каких условиях будет присуждаться гриф Синодального информационного отдела, кому не надо получать гриф и что делать в случае отзыва грифа – с этими вопросами главный редактор портала "Православие и мир" Анна Данилова обратилась к председателю отдела Владимиру Романовичу Легойде.
— Владимир Романович, в чем смысл присвоения периодическим изданиям грифа, что он означает?
Когда человек приобретает в храме газету или журнал, он вряд ли ждет, что в этом издании будет высказано что-то противоречащее христианскому вероучению или позиции Церкви. Но, увы, сегодня за свечным ящиком можно порой приобрести периодику, искажающую основы православного вероучения, распространяющую недостоверную информацию, игнорирующую существующие в Церкви оценки тех или иных современных явления, нарушающую все возможные представления о журналистской этике. Во многом это связано с отсутствием единого критерия, по которому не только прихожане, но и представители духовенства могли бы ориентироваться на рынке современных СМИ.
— В каком случае гриф могут не дать? Что это будет означать? Что делать тем изданиям, которые не получат гриф?
Критерии, по которым гриф могут не дать, прописаны в регламенте. Это искажение православного вероучения, распространение недостоверных и этически недопустимых сведений. Конечно, среди православных СМИ есть выразители разных позиций по дискутируемым вопросам церковной и церковно-общественной жизни. Мы не собираемся ограничивать эти дискуссии. Нам меньше всего хотелось бы уничтожать живой диалог, то самое христианское «разномыслие во второстепенном», которому сегодня только учатся православные СМИ. Очень важно, чтобы эти дискуссии шли в рамках уважительного и христианского отношения к оппонентам. Вот этому постараемся поспособствовать. Иными словами, если издание предложит читателям дискуссию о языке богослужения, с изложением разных точек зрения, это не отразится на его праве иметь гриф. Важно только, чтобы в подобных случаях были отражены те моменты, которые зафиксированы в официальных церковных документах. Если же издание вдруг напишет, что Церковь одобряет гороскопы или ворожбу бабушек-«целительниц», то оно не получит гриф. Конечно, я беру крайний случай, есть и более тонкие моменты. Но пока не хотелось бы говорить абстрактно: давайте рассматривать проблемы по мере их поступления. Точно также любое издание, публикующее оскорбления или порочащие человека непроверенные слухи, рискует остаться без грифа. Такие вещи не допускаются и в светских СМИ — на то есть закон, подтвержденный массой судебных прецедентов, и уж тем более такое недопустимо в отношении православной журналистики, которая по определению не может быть «желтой». Издание без грифа не сможет распространяться при храмах, монастырях и культурных центрах Русской Православной Церкви. В случае отказа в присвоении грифа, мы обязательно будем сообщать заявителям о причинах. После учета замечаний, такое СМИ может повторно обращаться за получением грифа. Хочу подчеркнуть, что мы открыты к сотрудничеству, всегда готовы помочь коллегам консультацией. Надеюсь, что механизм взаимодействия будет отработан быстро и качественно. Кроме того, хочу еще заметить, что в задачи СИНФО в данном случае не входит оценка профессионального уровня. Хотя всем нам хочется, чтобы он был высоким, и я не исключаю, что в ряде случаев мы будем сопровождать гриф профессиональными рекомендациями.
— Нужно ли получать гриф всем православным периодическим изданиям? Получают ли его интернет-издания?
Что касается интернет-изданий, то, поскольку гриф вводится для распространения печатной, а также кино- и видеопродукции (то есть средств массовой коммуникации), интернет-изданий он не касается. Не исключаю, что для них в ближайшее время будет выработано отдельное положение. Но никаких драконовских мер и сюрпризов там не будет.
— Вы сказали, что интернет издания не будут рецензироваться пока, а в положении написано, что «Электронные СМИ прилагают отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, аудио- или видеозапись программы, адрес интернет-ресурса. »
— В процитированном Вами пункте Положения речь идет главным образом об Интернет-версиях, которые сегодня имеют большинство тех же епархиальных газет, телеканалов или радиостанций. Об интернет-изданиях в чистом виде и о сайтах епархий речь не идет.
— Может ли быть так, что епархия не предоставит свои издания? Или владыка все равно благословит распространять?
— Не вижу предпосылок для создания такой ситуации. Синодальный информационный отдел выполняет решение Священного Синода, Регламент утвержден Патриархом. Так что я уверен, что рецензирование пройдет в установленные сроки и затронет все издания, распространяемые в наших храмах.
— Епархиальные издания тоже должны получать гриф? А если главный редактор – митрополит?
— Да, рецензирование коснется епархиальных изданий. И дело тут не в проверке на догматическую безупречность слов того или иного архиерея. Во-первых, далеко не везде именно правящий архерей возглавляет епархиальное издание. Во-вторых, если это так, рецензия СИНФО освободит архиерея от необходимости вычитывать еще и епархиальную газету.
— Гриф надо получить до сентября 2011 года, а что будет в течение года? Можно будет работать без грифа?
К сожалению, уже имел место ряд случаев, когда храмы отказывали газетам и журналам, ссылаясь на отсутствие у них разрешения. Кстати, недавно именно по причине отсутствия грифа в паре московских храмов отказались реализовывать журнал «Фома». Мы, конечно, порадовались такой бдительности, но любая ревность должна быть разумной. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к отцам-настоятелям, а также ко всем, кто ответственен за церковное распространение, чтобы еще раз указать на тот факт, что еще целый год, до сентября 2011 года, распространение периодики, не имеющей грифа, допустимо. Я бы рекомендовал придерживаться сложившейся практики. В проблемных случаях можно обращаться за консультацией в СИНФО. Еще один важный момент — это то, что наличие грифа Синодального информационного отдела не является основанием для обязательного распространения того или иного издания в церковной сети. В любом случае, выбор изданий для реализации остается за теми, кто отвечает за церковное распространение на местах. Иными словами, если настоятель хочет распространять у себя на приходе издание N, нужно удостовериться, что оно имеет гриф СИНФО. Но если издание N имеет гриф СИНФО, это само по себе не обязывает настоятелей храмов принимать такое издание к распространению. Другое дело, что отказ в распространении в таких случаях не может быть мотивирован незнанием издания, сомнением в его «православности». А чтобы было легче сориентироваться, думаю, в обозримом будущем мы предложим списки рекомендованных изданий, то есть тех, которые являются наиболее профессионально состоятельными и полезными.
— Нужно ли получать гриф независимым изданиям?
— Гриф регламентирует присутствие СМИ в системе церковного распространения. Любое издание, претендующее на распространение в церковной сети, должно его иметь.
— Кто будет читать издания, как будет осуществляться работа по рецензированию?
— В процессе получения грифа — специалисты СИНФО, при необходимости — привлеченные эксперты со стороны. Решение о присвоении грифа принимается Коллегией СИНФО, куда входят представители информационных подразделений синодальных учреждений. После получения грифа, обязательных рецензий на каждый выпуск регламентом не предусмотрено. Никакой, как сказали бы интернетчики, премодерации не будет. Однако СИНФО постоянно проводит серьезный мониторинг средств массовой информации как светских, так и церковных. На основании этих данных мы будем иметь возможность следить за содержанием, в том числе и тех СМИ, которые получили гриф.
— Будет ли сильно расширяться штат СИНФО в связи с новыми задачами по рецензированию?
— Мы не видим необходимости в серьезном расширении числа сотрудников информационного отдела. Все-таки нужно понимать, что рецензирование СМИ отличается от книжного: и по количеству СМИ, и по трудозатратам на единицу рецензируемого продукта. К тому же, многие православные СМИ нам хорошо известны. Однако если это понадобится, мы готовы привлекать к работе сторонних экспертов.
— Если издание допустит нарушение, гриф будет отозван?
Кроме того, даже если гриф отозван, впоследствии, по исправлению недостатков, может быть принято решение о его возвращении. В заключение еще раз хочу сказать, что регламент получения грифа СИНФО не предполагает взимания платы за рецензирование и получение грифа.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3286 |