Журналист Юлия Латынина в своей недавней статье в «Новой газете»
в очередной раз написала про Русскую Православную Церковь. Точнее, про
то, как она себе представляет Церковь. Спешу заверить — представление Юлии не соответствует действительности.
Возьмем церковную благотворительность, которая тоже в центре внимания
Юлии Латыниной в этой статье. Она пишет: «Во всем западном мире церкви —
католическая ли, протестантские — известны как благотворители. Они
кормят бездомных, принимают беженцев, ухаживают за больными. Не то
Русская православная».
Известность, конечно, вещь субъективная, и мы совсем к ней не стремимся. Мы просто делаем дело.
Тысячи добровольцев, сестер милосердия ежедневно ходят в больницы,
интернаты, сестры милосердия организуют уход за пожилыми и одинокими
людьми, переворачивают их, чтобы не образовывались пролежни, моют,
кормят, вывозят на прогулку, беседуют и утешают. Православные волонтеры
ежедневно по всей стране навещают больных, помогают многодетным семьям,
приходят в хосписы и дома престарелых. В России более 300 сестричеств
милосердия. По самым скромным подсчетам, более 800 крупных
добровольческих объединений и волонтерских групп милосердия.
Бездомные? Именно Церковь организовала более 90 приютов для бездомных,
не говоря уже об огромном множестве волонтерских проектов — прежде всего
по кормлению бездомных. Именно к православной службе «Милосердие»
относится крупнейший негосударственный центр помощи бездомным в Москве —
«Ангар спасения», куда приходит 100 человек в день. Кстати, Юлию
Латынину я приглашаю к нам в гости, можно 1-2 часа поволонтерить —
например, выдавать бездомным обувь, одежду или помочь нашей социальной
службе, которая ежедневно несколько человек бесплатно отправляет в их
родные регионы, предварительно связываясь с их родственниками.
Беженцы? В первые годы после начала конфликта на Украине именно Церковь
организовала десятки пунктов приема беженцев, регулярно отвозила
гуманитарную помощь в Донецкую и Луганскую епархии, открыла в Москве
телефон горячей линии, общецерковный штаб помощи, куда поступило более
20 тысяч обращений людей. На помощь людям было направлено более 100
миллионов рублей. Подробности и все отчеты — здесь.
Русская Православная Церковь помогает нашим соотечественникам
в Таджикистане — многодетным семьям и пожилым бабушкам, брошенным,
оставленным родными — фактически на произвол судьбы. Им почти совсем
нечего есть, не на что купить лекарства, разваливаются дома.
И вот сюда — в самые тяжелые в социальном отношении места — приходит
Церковь. Здесь гораздо хуже, чем в самых депрессивных районах России.
Именно здесь мы открыли в прошлом году центр гуманитарной помощи,
благотворительную столовую, регулярно отвозим продуктовые наборы для
наших соотечественников в труднодоступные районы страны.
В России Церковь только за последние 3 года открыла более 100 новых
центров гуманитарной помощи. В большинстве своем — в маленьких городах
и селах, где с продовольствием и одеждой особенно тяжело. Сюда идут
и стар и млад — и большинство из них ничего не знает о том, что
Вы пишете, уважаемая Юлия. Зато они знают, что Церковь —
именно Церковь — к ним пришла, и помогает в самом насущном.
За последние 8 лет Церковь открыла 60 приютов для мам, это такие центры
помощи, куда может прийти беременная женщина и женщина с детьми
в сложной жизненной ситуации и получить всю необходимую поддержку,
начиная от ночлега и заканчивая юридической и психологической помощью.
И такие приюты открываются каждый год — по 5-6 новых.
Церковь переживает подъем социального служения. Это видно хотя бы по
динамике за последние 2 месяца, и только по приютам и центрам
гуманитарной помощи. За эти 2 месяца открылся приют под Тамбовом, начали
работу центры гуманитарной помощи в Ессентуках, Хабаровске, Михайловске
Ставропольского края, в Уржуме Кировской области, станице Казанской
Краснодарского края, обновленный центр гуманитарной помощи — в Камышине.
Иногда говорят: это не Церковь, это простые люди. Да, люди, потому что
именно они и составляют Церковь. В духовном смысле Церковь — это
не только Патриарх и священники, это все мы, и даже больше — это Сам
Христос. Именно Он — глава Церкви.
Конечно, Церковь как организация принимает участие в социальном
служении. Центры гуманитарной помощи и приюты открываются так активно
благодаря двум всенародным сборам средств, проходившим по благословению
Патриарха во всех российских храмах в 2016 и 2018 годах. Курирует эту
работу наш Синодальный отдел по благотворительности. Это дело общее,
дело соборное, и когда мы все это делаем — мы просто служим Христу.
Священники, волонтеры, сестры милосердия, епископы — все они участвуют
в этом деле.
Начинается все с Патриарха. С первой же Пасхи после интронизации, когда
Патриарх пришел поздравить бездомных в московской ночлежке, он никогда
не изменяет правила — в дни главных христианских праздников он посещает
нуждающихся — больных, бездомных, заключенных. В этом году в день
Рождества Патриарх Кирилл был в НИИ детской онкологии им. Блохина,
в день Пасхи — в паллиативном отделении Морозовской детской больницы.
На 40-й день трагедии в Кемерово он был с людьми, потерявшими своих
близких — совершал панихиду и потом долго общался с каждым из них.
Он сам показывает пример, которому стараются следовать другие архиереи
и священники.
Юлия Латынина пишет, что на слуху никого из православных благотворителей
нет. Лично я знаю многих православных людей, которые достаточно активно
занимаются благотворительностью и рассказывают об этом — например,
Мария Львова-Белова, член Общественной Палаты, мама 9 детей (несколько
из них приемных), организатор проектов сопровождаемого проживания
инвалидов «Квартал Луи», «Дом Вероники» и строящегося жилого
инклюзивного комплекса на 80 квартир для инвалидов «Новые берега». Да,
она еще руководитель направления помощи инвалидам Пензенской епархии.
Уникальный человек — Алексей Заров, директор и главный врач церковной
больницы святителя Алексия, он организовал самый крупный в России
паллиативный стационар в структуре многопрофильной больницы — у него
в клинике сразу два паллиативных отделения. Первое отделение отличается
от других московских паллиативных отделений и хосписов тем, что здесь
принимают пациентов без московской регистрации и даже без документов.
Прекрасный пример — Илья Кусков, человек, который организовал «Автобус
милосердия», несколько лет фактически в одиночку спасавший от замерзания
бездомных в Москве. Илья создал «Ангар спасения» и не так давно —
полноценный приют для бездомных в Химках. Из этого приюта люди
возвращаются в общество. Недавно несколько женщин устроились
в Шереметьево в БургерКинг, а из приюта обратно в Москву меня подвозил
на арендованной машине подопечный приюта — таксист. На Яндекс.Такси.
Удивительная — настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения
Елисавета (Позднякова), которая излучает настоящую радость и любовь.
В обители очень много социальных проектов, к примеру, здесь базируется
детская выездная паллиативная служба, которая помогает на дому 60
тяжелобольным детям, здесь современный медицинский центр для детей
с ДЦП, где ежегодно проходят реабилитацию более 300 детей. В обители
респис, центр семейного устройства, школа приемных родителей, детский
сад для детей-инвалидов, который очень востребован, потому что в Москве
таких садов практически нет.
Или взять, например, священника Феодосия Амбарцумова — отца восьмерых
приемных детей-инвалидов, который организовал замечательный проект
«Умиление» в Вырице. Это несколько приемных семей, которые взяли под
опеку детей-инвалидов. Под одной крышей большого деревянного дома
проживают 4 семьи и воспитывают в общей сложности 15 детей-инвалидов.
И в этом году проект должен расшириться: рядом построены еще два дома
для новых семей, которые возьмут под опеку других детей-инвалидов.
На основе этого опыта скоро откроется в Алексадро-Невской лавре школа
приемных родителей. Она будет ориентирована на подготовку прихожан
храмов к принятию в семью детей-инвалидов, ведь именно сирот-инвалидов
реже всего берут в семьи.
Все то, что делает Церковь — это не что-то новое. Церковь изначально и в
западном мире, и в России была во главе всей благотворительной
деятельности. Именно Церкви на Руси принадлежала инициатива создания
первых больниц. По данным крупнейшего дореволюционного исследователя
отечественной благотворительности историка Евгения Максимова, в 1091
году первая такая больница была учреждена Переяславским епископом,
впоследствии Киевским митрополитом Ефремом. И впоследствии множество
больниц работало при монастырях.
Церковь создавала богадельни или приюты для пожилых людей. В конце XVII
века только в Москве, при приходских церквях, насчитывались 18
богаделен.
В 1917 году в боевых порядках русской армии работало 30 тысяч сестер
милосердия, 20 тысяч из них вышли из стен епархиальных общин.
Сегодня мы видим возрождение церковной благотворительности. В некотором
отношении это развитие даже более активное, чем в дореволюционный
период. В России работают более 4500 церковных социальных проектов.
Каждый год появляется более 100 новых.
Об этом не модно активно говорить в СМИ. Но это так.
2 года назад на «Эхе Москвы» Юлия Латынина сказала, что ей не хватает
«новостей о чем-либо, что эти самые верующие сделали в том, что касается
благотворительности, помощи и любви».
Тогда я ей ответил на сайте Эха. И, похоже, это было не зря. В своем последнем тексте Юлия
Латынина признала: «есть масса… верующих, ухаживающих за больными».
Но по ее мнению, эти люди «не делают погоду».
И здесь, как ни странно, я должен согласиться. В Церкви «делает погоду»
Христос. Именно Им Церковь живет, и именно Он вдохновляет нас на дела
милосердия.
А напоследок — небольшой ролик специально для Юлии Латыниной. Мы поговорили с людьми, которые получили или получают помощь в церковных социальных проектах.
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить руководство «Новой газеты»
и «Эха Москвы» за многочисленные репортажи и эфиры о работе церковных
социальных проектов.
Наконец, для тех, кому интересно поглубже погрузиться в тему: итоги 2018
и планы на 2019 год в церковной благотворительности — в выступлении
председателя Синодального отдела по благотворительности епископа Пантелеимона.
Всем мира и добра.