Опубликовано 18.03.2019 в рубрике  Новостная лента
 

Митрополит Волоколамский Иларион выступил на международной научной конференции «Диалог культур и цивилизаций»


15 марта 2019 года в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) состоялось открытие международной научной конференции «Диалог культур и цивилизаций», организованной Институтом гуманитарных и прикладных наук МГЛУ и Институтом всеобщей истории Российской академии наук.
 
Цель конференции — обсуждение теоретических, исторических и прикладных аспектов проблемы диалога культур и цивилизаций, его возможностей в современном мире. Участники форума получили возможность обсудить новые модели и принципы межкультурного, межцивилизационного, межконфессионального взаимодействия в ситуации кризиса диалоговых коммуникативных стратегий, их философское, культурологическое, психолого-педагогическое обоснование.

В числе присутствовавших в актовом зале были ректор Московского государственного лингвистического университета И.А. Краева, директор Института гуманитарных и прикладных наук МГЛУ Ч.Б. Далецкий, руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, преподаватель кафедры теологии МГЛУ протоиерей Лев Семенов, преподаватели и студенты МГЛУ.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион посвятил свое выступление на конференции теме «Актуальность межрелигиозного диалога в современной системе международных отношений», отметив, в частности, что диалог культур и цивилизаций напрямую связан с диалогом религий, потому что именно религия играет основополагающую роль в жизни и культуре любой цивилизации.

Владыка Иларион привел ряд примеров межрелигиозного сотрудничества в сферах миротворчества, расширения взаимопонимания между людьми, благотворительности, образования и других. В заключение выступления председатель Отдела внешних церковных связей выразил надежду на то, что религиозные организации и академическое сообщество найдут общий язык в противостоянии современным кризисам и упреждении будущих угроз.

Архипастыря сопровождал секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, ученый секретарь Общецерковной аспирантуры и докторантуры священник Димитрий Сафонов.

В рамках визита в МГЛУ по просьбе митрополита Илариона состоялась его встреча преподавательским составом и студентами кафедры теологии, действующей в этом вузе с 2003 года. На встрече присутствовала ректор МГЛУ И.А. Краева, преподаватели кафедры: заместитель заведующего протоиерей Лев Семенов, протоиерей Дионисий Лобов, В.П. Лега, А.В. Храпов и другие.

Обращаясь к присутствовавшим, председатель ОВЦС сказал:

«Я хотел бы сердечно приветствовать преподавателей и студентов кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета. Само название вуза, его история говорят о том, что преподаванию языков здесь уделяется особое внимание. Выпускниками университета являются люди, которые владеют языками — и современными, и древними, а как известно, для изучения теологии языки очень важны.

Могу привести самый простой и хрестоматийный пример — это начало христианской Церкви. Мы знаем, что Иисус Христос и Его ученики говорили на арамейском языке. Иисус Христос проповедовал на этом языке, но из того, что Он сказал по-арамейски, до нас дошло всего несколько слов, которые в греческой транскрипции оказались помещенными в Евангелие. А собственно проповедь Евангелия началась с перевода. Первый христианский автор — апостол Павел — писал на греческом языке, а не на арамейском или иврите. Евангелия дошли до нас исключительно в греческой версии, все попытки отыскать некий еврейский или арамейский оригинал Нового Завета ни к чему не привели. По-видимому, такого оригинала не было. То есть с самого начала Благая весть, которую Господь нам принес на арамейском языке, дошла до нас в переводе, а потом на каждый новый язык с этого перевода делались еще переводы. Чем дальше мы и в лингвистическом, и в хронологическом отношении уходим от истоков христианства, тем труднее нам, наверное, понять какие-то даже основополагающие концепты, которые закладывались Иисусом в Его проповедь. И в этом отношении изучение древних языков оказывает очень добрую услугу теологам, потому что у них появляется возможность проникнуть в истоки христианской религии глубже, чем это может сделать человек, не владеющий древними языками.

Если говорить о теологии в целом, она отличается от религиоведения, прежде всего, тем, что так или иначе предполагает рассмотрение феномена религии не извне, а изнутри. Именно это является главным отличием теологии от религиоведения. Религиовед может быть не причастен ни к какой религиозной традиции или даже враждебен к одной или к нескольким из них и соответствующим образом выстраивать свою научную деятельность. А теолог не может быть враждебен к предмету своего исследования, не может быть ему чужд, а должен так или иначе научиться рассматривать его изнутри.

Соотношение между личной верой и научным знанием — это очень личный и очень деликатный момент. Я всегда призываю наших преподавателей, в том числе тех, которые в священном сане, не превращать университетскую кафедру в церковный амвон, не пытаться заниматься здесь катехизацией в ущерб науке. Для катехизации мы имеем сейчас самые широкие возможности, в том числе в наших воскресных школах, в храмах, в духовных учебных заведениях, в средствах массовой информации; есть церковный телеканал, существуют православные программы на государственных каналах, и мы можем самым активным образом присутствовать в интернете и социальных сетях. Таким образом, мы сегодня не обделены площадками, на которых можем проповедовать Евангелие и катехизировать людей. Университетские кафедры не должны превращаться в площадки для проповеди, в церковный амвон.

Мы должны очень деликатно и мудро относиться к тем студентам, у которых их личные убеждения могут не в полной мере соответствовать тому, чего мы ожидаем от полноценно воцерковленного верующего человека. В то же время связь между теологической наукой и религиозной практикой, конечно, на том или ином этапе, чуть раньше или чуть позже, все-таки неизбежна. И если будет существовать разрыв между научной деятельностью студента, а в дальнейшем и преподавателя, и его собственной религиозностью или воцерковленностью, то это в итоге может привести к личным проблемам, потому что у человека будет происходить некое раздвоение.

Поэтому очень важно, что в университете не только существует кафедра теологии, но и есть храм; помню, что при одном из посещений МГЛУ совершал там молебен. Я надеюсь, что храм действует и несет не столько теологическую, сколько миссионерскую и воспитательную функцию.

Об этой воспитательной роли университета также хотелось бы кратко сказать. Мы не сомневаемся в том, что в вузе на высоком уровне осуществляется преподавание языков, научных дисциплин, но задача университета — не только давать студентам некую сумму знаний, но и формировать их мировоззрение, нравственные установки. В этом смысле задачи преподавателей являются очень ответственными, и на каждом из них лежит ответственность, в том числе, за нравственное воспитание студентов.

Я говорил сегодня на конференции о тех случаях, когда студенты вузов оказываются распропагандированными террористической идеологией. А эта опасность сейчас подстерегает многих, в том числе тех студентов, которые исповедуют ислам. К сожалению, не все в должной мере понимают, что такое ислам, и наряду с вполне объективными представлениями об этой мировой религии существуют и разного рода искаженные представления, которые внушаются молодым людям идеологами терроризма. Полагаю, что ценность теологического образования в светском вузе заключается как раз в том, что вы имеете уникальную возможность соприкоснуться с первоисточниками тех религиозных традиций, которые продолжают играть важную роль и в обществе, и в жизни миллионов людей.

Мы помним времена, когда всем внушали, что религия — это отмирающий феномен, что она связана только с прошлым, а будущее никак не будет обусловлено религией. Нам говорили, что двадцать лет пройдет — можно будет последнего попа показать по телевизору или в музее. А жизнь показала, что это совсем не так. Мы видим, что интерес к религии только возрастает. Достаточно посмотреть на то, что происходит в нашем Отечестве, где за последние 30 лет открылось более 30 тысяч новых храмов, то есть мы по тысяче храмов в год открывали, по три храма в день. Укажите мне еще какую-нибудь страну, где так быстро развивается религиозная традиция.

Где-то, конечно, происходит кризис. В ряде западных стран число верующих сокращается, храмы закрываются, а в каких-то регионах, например, в Африке, в Латинской Америке, религиозная вера развивается очень активно. В целом можно сказать, что в той или иной степени религиозным себя считает абсолютное большинство населения земного шара. Атеисты и так называемые агностики — меньшинство практически везде, может быть, кроме тех стран, где атеизм продолжает навязываться как государственная идеология.

Поэтому феномен религии заслуживает того, чтобы его изучали не только в специализированных духовных учебных заведениях, но и на светских площадках. Вот почему мы ратуем за то, чтобы, с одной стороны, никогда светская университетская кафедра не превращалась в церковный амвон, но, с другой стороны, на светском университетском поле открывались самые широкие возможности для преподавания не только религиоведения, диссоциированного с какой-либо религиозной традицией, но и теологии, которая напрямую связана с конкретной религиозной традицией.

Мы разработали ряд паспортов научной специальности "теология". До недавнего времени был один паспорт, теперь их будет три: православная теология, исламская теология и иудейская теология. А почему решили сделать так? Потому что этого требовали все три религиозные традиции. Они говорили: мы не можем вписаться в одни и те же лекала, у нас слишком разные подходы, разные источники, у нас по-разному устроены вероучение и религиозная практика. Поэтому группой ученых были разработаны три паспорта, которые затем были представлены на утверждение официальным структурам трех религиозных традиций, каждый из них получил это утверждение и вот сейчас утвержден Высшей аттестационной комиссией. То есть мы говорим о том, что теология так или иначе должна быть привязана к конкретной религиозной традиции и не может быть от нее полностью диссоциирована».

Владыка Иларион выслушал каждого из преподавателей и студентов, задал им свои вопросы, дал советы и рекомендации.

В завершение встречи архипастырь обратился с благопожеланиями к студентам и преподавателям кафедры теологии и подарил им свои книги.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 697


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (18)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930