|
||||||||||||||
Сергей Юрский. ПрощаниеО жизни и творческом пути ушедшего из жизни великого русского актёра. Сергей Юрский умер сегодня на рассвете. Он был человеком, не сделавшим в жизни ни шагу вопреки своей совести. Всю свою жизнь, до последней минуты, он оставался настоящим русским интеллигентом. Детство Сергей Юрьевич родился в семье потомственного русского дворянина Юрия Сергеевича Жихарева. Вряд ли я ошибусь, если скажу, что его родителей свела эпоха. Оба люди искусства. Судьбы их семей были переломаны революцией. Мама, Евгения Романова, блестяще окончила консерваторию. Родители подарили ей шикарный рояль Tresselt. Где же играть? В домах культуры рабочего класса? Да. «Марсельезу»? Конечно! Приблизительно так и случилось. Девушка, словно пытавшаяся жить вне революционного времени, увлекалась не только музыкой, но и театром. Заглянув в агитационно-экспериментальный клуб, встретилась с Юрием Жихаревым, его актёром и режиссёром, избравшим для себя псевдоним — производный от его собственного имени — Юрий Юрский. Союз режиссёра и красивой, вечно нарядной, словно сошедшей с экрана немой киноленты, пианистки состоялся. Они поженились. А 15 марта 1935 года в Ленинграде на свет появился мальчик, названный в честь деда — Сергей. В Городе на Неве он не прожил и двух месяцев. Псевдоним «Юрский» не мог скрыть белогвардейское происхождение отца. И последовала высылка. Но всё сложилось донельзя хорошо. Их отправили не в Магадан, а в Саратов, где семья прожила два года, вернувшись каким-то совершенно немыслимым чудом в Ленинград в роковом 1937 году. Семье была выделена большая комната в коммуналке. Располагалась квартира Юрского прямо напротив Аничкова дворца. Едва не ставший отверженным Юрий Сергеевич Жихарев-Юрский, возглавил находившийся в двух шагах от этого места цирк. В их доме вновь стали появляться гости. На творческих вечерах, устраиваемых отцом, маленький Сергей постигал азы актёрского мастерства, наблюдая за реакцией собиравшейся в их доме аудитории, которая слушала стихи и смелые суждения Юрия. Его любили и уважали. Наличие позиции. Умение её отстоять, несмотря на близость смертельной опасности — всё это у Сергея Юрского от отца. Оба, и отец, и сын спустя годы и десятилетия, чётко понимали, что в эпоху фальши и насилия быть честным сложно. Но делали это, пытаясь не перейти границы, за которой находилась бездна. Работникам искусства время от времени семье был положен отдых в Сочи, в доме культуры и отдыха РАБИС, где 6-летнего Сережу и его родителей застала война. Он остро запомнил этот момент. Еще вчера, 21 июня, вокруг мелькали счастливые лица. А уже сегодня, 22 июня 1941 года, после сообщений «От советского информбюро…» поезда увозили этих людей в неизвестность. Радость в одночасье сменилась ужасом. Веселье паникой. Они планировали попасть в родной Ленинград, куда их уже не пустили. Отец остался в Москве, а Сережа и Женя поехали куда-то за Урал. В Свердловске (ныне – Екатеринбург) их не ждали. Там не было ни жилья, ни работы. Далее их путь лежал в город хлебный — Ташкент. Потом судьба забросила мать и сына в Андижан. Евгения Романова, мама Сергея Юрского, была женщиной, которая сумела даже в этот момент не опустить руки. Еды не было. Жить было негде. А она… взяла и создала музыкальную школу. И — самое парадоксальное! — в условиях, когда никто не знал, что же будет со страной и как далеко продвинется враг, в эту школу потянулись дети. И появился хлеб и угол, где они с Серёжей вдвоём коротали вечера, ожидая вестей от отца. «Приезжайте!» Вдруг написал им Юрий Сергеевич. Жена и сын, повинуясь его зову, метнулись под бомбы, в Москву, где он был назначен… художественным руководителем на сей раз московского цирка. Да, цирк работал во время войны! Для семьи из трёх человек выделили «полторы комнаты» бухгалтерии. А туалет был один на всех — в самом конце коридора. В первой половине 40-х это место было эпицентром культурной жизни. Здесь играли музыку Рахманинова, сюда приходил Исаак Дунаевский, во время бомбёжек мама Сергея Юрского преподавала музыкальные дисциплины. Когда закончилась война, бывшие фронтовики пополнили ряды цирковых артистов. Здесь оказался сам Юрий Никулин! Но, когда лихолетье было уже позади, Юрий Сергеевич был внезапно снят с работы «за формализм в цирковом искусстве» и «халатность, проявленную в выборе рабочих кадров». И снова в Ленинград Им была выделена комната в коммуналке на улице Толмачёва. Работы не стало. Изгнанного и попавшего в опалу отца нигде не брали. Он опустил руки, началась депрессия. И Женечка, ни единым словом не укоряя его, взяла бразды правления на себя. Она устроилась педагогом в музыкальную школу, что позволило продержаться семье до того момента, когда удача снова повернулась лицом к Юрию Сергеевичу и ему позволили поставить сначала несколько удачных спектаклей в Театре комедии, а потом взяли в Управление культуры Ленинграда, но… семья по-прежнему жила в коммуналке. И денег по-прежнему катастрофически не хватало. Сергей мечтал о сцене… И отец провоцировал его творческое развитие, предлагая разыграть в их комнате одну из первых сцен «Ревизора». Сергей очень старался, но Юрий Сергеевич, зазвав в зрители Женечку, раз за разом переигрывал его, а мать, аплодируя обоим, указывала сыну на ошибки, учила его «музыке произносимого слова». Отец убеждал Сергея, что сцены нужно быть достойным. И прививал ему понимание того, что лучше быть кем-то другим, нежели посредственным актёром, хотя ростки таланта в игре Сергея уже в школьное время были заметны и очевидны. Однако после школы был… Юрфак! Сергей Юрский поступил на факультет правоведения ЛГУ. Возможно, сделал это всё ещё, не очень веря в то, что он «достоин театрально-кинематографического будущего». Здесь золотого медалиста приняли с распростёртыми объятиями. Он проучился в ЛГУ почти три года, однако, не бросил мечту о театре, играя роли в студенческом коллективе. Именно на сцене студенческого театра он понял, что будущее адвоката, прокурора или судьи не для него. Родители восприняли намерение бросить учёбу с большой настороженностью. Но, тем не менее, выбор в этой интеллигентной семье был за Сергеем, который простился с правоведением и поступил в Ленинградский театральный. Смерть отца в 1957 году стала колоссальным потрясением Причиной раннего ухода Юрия Сергеевича была напряжённая работа и сопутствующая ей травля в Ленконцерте, куда он ушёл из управления культуры. А ещё затеянный в злосчастной коммуналке ремонт. В разгар лета супруга приняла отчаянную попытку вырвать супруга из замкнутого круга вновь последовавших проблем. Они оказались в доме отдыха в Комарово, куда во время сердечного приступа Юрия Сергеевича не успела доехать «Скорая помощь». А осенью этого же года… Студенту Сергею Юрскому последовало предложение о работе в театре. И не где-нибудь, а в Большом драматическом. И не от кого-нибудь, а от Георгия Александровича Товстоногова. Так начался славный путь в БДТ, где были сыграны за почти 20 лет работы были сыграны роли Чацкого («Горе от ума») и Фарятьева («Фантазии Фарятьева»), Тузенбаха («Три сестры») и Эзопа («Лиса и виноград»). И еще около двух десятков потрясающих, глубоких, многоплановых работ. «Синема, синема…» Многомиллионной аудитории Сергей Юрьевич Юрский известен своими ролями в кино. Впервые кинозритель увидел его в роли милого Чудака из племени тапи, оказывающегося в Москве и высмеивавшего советскую реальность начала 60-х. Кто добрее — людоед или выращенный на нормах советской морали гражданин СССР? Смелый, надо сказать, message! Его умудрился протянуть Эльдар Рязанов, режиссёр фильма «Человек ниоткуда». Изначально он планировал пригласить на роль дикаря Игоря Ильинского, который до этого снялся у него в имевшей несказанный успех «Карнавальной ночи». Но Ильинский был слишком стар. После его отказа Рязанов обратил внимание на 25-летнего актёра БДТ… И ни разу не пожалел об этом. А дальше была «Республика ШКИД» (фильм Геннадия Полоки), где Юрский сыграл роль Виктора Николаевича Сорокина (Викниксора), директора школы-коммуны для трудных подростков, интеллигента, пытающегося перевоспитать уличных сорванцов и малолетних преступников. Но, конечно же, ролью, по которой Сергея Юрского знают десятки миллионов отечественных зрителей, является образ Великого Комбинатора — Остапа Бендера. Кастинг был беспрецедентным. Шутка ли! ЦК разрешило снимать Ильфа и Петрова. Владимир Басов, Александр Пороховщиков, Николай Губенко, Зиновий Высоковский, Борис Зайденберг и даже… Владимир Высоцкий могли сыграть Остапа. Юрский, узнав о предложении Михаила Швейцера исполнить главную роль в «Золотом телёнке», был немало удивлён. И… отказался ехать на пробы. Однако постановщику картины был нужен именно этот актёр. Он понимал режиссёрским чутьём, что именно у интеллигентного Юрского получится самоуверенный, в чем-то наглый, в чем-то холодный и безжалостный остряк, которому было до невозможности скучно строить социализм в этой стране. Поэтому он всем сердцем рвался в город грёз, где все ходят в белых штанах. И Бендер получился бесподобным Надменный, идущий напролом к цели и чудом спасшийся от смерти в «Двенадцати стульях» циник и позёр, собравший вокруг себя тройку «апостолов» и с горькой усмешкой оттеняющий всем своим существованием всю бредовость советской реальности. Но он влюбляется, хочет быть любимым и счастливо любить всем своим большим, как у телёнка, сердцем. Совершенно другим предстаёт Сергей Юрский в роли несправедливо обвинённого в убийстве жены Груздева в фильме «Место встречи изменить нельзя» по роману «Эра милосердия» братьев Вайнеров. Корни образа уходят в запомнившиеся Юрскому 40-50-е — годы его детства и юности, когда для представителей его интеллигентного окружения встреча с представителями власти, «всегда имеющими что предъявить», могла закончиться очень плохо. В 80-е промелькнул чопорный мэтр Роше в салонном кинодетективе «Ищите женщину». А полюбился зрителю совершенно противоположный ему по характеру дядя Митя из фильма «Любовь и голуби». Казалось бы! Неглавная роль. Второй план. А сколько мастерства вложено в образ деревенского выпивохи, сокрушающегося, что день взятия Бастилии не отмечен наполненным стаканом. В этом фильме Сергей Юрский играет вместе со своей супругой Натальей Теняковой. Ей блестяще удалась роль 70-летней бабы Шуры в… неполных 40 лет. Видевшие их на экране знакомые и друзья семьи поражались, насколько достоверно самая интеллигентная пара Ленинграда сыграла роль жителей деревни, живущих в Богом позабытом местечке. В этом браке в 1973 году, незадолго до сорокалетия актёра, родилась дочь — Дарья Юрская, подарившая Сергею Юрьевичу внуков. Сегодня она актриса МХТ имени А.П. Чехова. Интеллигентность Юрского в жизни и судьбе была его крестом, который он нёс до конца, не гонясь за орденами и наградами, охотно получаемыми иными представителями актёрской братии из рук власти. Он не одобрил «возвращение Крыма домой», назвав вхождение полуострова в состав РФ «неожиданным и вопиющим проявлением национального бескультурья». Юрский был против уголовного преследования Ходорковского, жалел получивших «двушечку» хулиганок, станцевавших в храме Христа Спасителя. Высказывал слова поддержки в адрес Кирилла Серебренникова, когда за ним пришли на съёмочную площадку фильма «Лето». Был ли в оппозиции? Конечно, нет. Просто имел свою позицию. И это вызывает безмерное уважение. Потому что художник (включу в это определение актёров, режиссёров, писателей, музыкантов, деятелей шоу-бизнеса и даже тех, кто занимается росписью по дереву) не может быть «вдохновенным патриотом-государственником» по определению. Настоящий творец живёт и творит для того, чтобы видеть и транслировать доступными ему средствами изображения пороки власти и общества, над которым она довлеет. И помогает их изобличать и устранять. В старину эту заповедь знали даже придворные шуты. А вот у нас, увы и ах, почему-то подзабыли. Сергея Юрского не стало. Россия потеряла великого актёра, писателя и режиссёра, интеллигентного человека, честного и принципиального патриота, не боящегося говорить «Нет», когда «конъюнктура творческого рынка» советовала говорить «Да!». Безмерно жаль. Интернет-издание «Русская Планета» выражает глубочайшие соболезнования Наталье Максимовне Теняковой, Дарье Сергеевне Юрской, а также всем тем, кто был близок ушедшему от нас сегодня Художнику и Гражданину, всем, кто знал, уважал и любил этого человека.
Прощайте и вечная Вам память, Сергей Юрьевич!
Образование и Православие / https://rusplt.ru/kulturnaya-rossiya/sergey-yurskiy-proschanie-35533.html |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1448 |