|
||||||||||||||
СМИ и Церковь. Вместе или врозьС ПРИХОДОМ ИНТЕРНЕТА В НАШУ ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ ВОПРОСЫ: «КАК БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?» И «КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ ОТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ?» СТАЛИ ЕЩЕ БОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМИ. В ПОИСКАХ ОТВЕТА МЫ БЕСЕДУЕМ С АННОЙ ДАНИЛОВОЙ, КАНДИДАТОМ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, СТАРШИМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА И ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ПОРТАЛА «ПРАВОСЛАВИЕ И МИР» – ОДНОГО ИЗ САМЫХ ЧИТАЕМЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ СМИ В ИНТЕРНЕТЕ. Анна, расскажите, как появилась идея создания портала «Православие и мир» – ежедневного интернет-СМИ? В начале 2000-х годов в интернете стало появляться много интересных православных проектов. Но не было ни одного понятного и одновременно доступного в использовании сайта, который бы просто, с любовью и по-доброму рассказывал невоцерковленным людям о Православии. Идея создать такой «недостающий» сайт родилась в стенах храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря. Один из прихожан, Анатолий Данилов, озвучил эту мысль настоятелю – протоиерею Александру Ильяшенко и мне. Вначале я сомневалась, очень долго объясняла, что практически выполнить это будет невозможно, что у нас не хватит материалов, что всю духовную литературу мы опубликуем в течение полугода, а дальше у нас не останется тем. Но Анатолий настаивал на своем, а отец Александр горячо поддерживал его. И в январе 2004 года мы с Божией помощью запустили проект под названием «Православие и мир». В процессе работы над сайтом мы с Анатолием познакомились и поженились. Теперь у нас семейная редакция. Он программист, работает в области хостинга сайтов. У нас с ним много совместных дел, обсуждений и интересов, встреч и переговоров. Выходит, что в нашей семье – практически двадцатичетырехчасовой рабочий день. Даже за вечерним чаем мы с супругом говорим о работе и обсуждаем события минувшего дня. С другой стороны, это привносит в нашу семейную жизнь много содержания. Какие сложности подстерегали Вас в начале работы? Когда портал «Православие и мир» только возник, многие коллеги-журналисты скептически отнеслись к его будущему. Существует ошибочное мнение, что сделать популярный и посещаемый интернет-журнал о добродетели – просто-напросто невозможно, и что по-настоящему популярными могут быть только «желтые» СМИ. Каждый день нам приходится опровергать это суждение на деле. Перед нами, православными СМИ, стоит сложнейшая, но всё же выполнимая задача. Своими положительными и конструктивными темами мы должны составить конкуренцию «желтым» изданиям. Благодаря вопросам, которые поднимаются у нас на сайте, и компетентным авторам – священникам, психологам, педагогам, филологам, журналистам, которые пишут для нас, сайт стал востребованным и нужным. Мы благодарны всем изданиям, сотрудничающим с нами. Редакция портала старается сделать так, чтобы опубликованные у нас материалы было интересно читать как можно большему количеству людей. Несмотря на все негативные прогнозы, мы смогли привлечь своего читателя. Примерно за день на портал заходит 15 000 человек. А на Пасху посещаемость вырастает до 50 000! «Православие и мир» – некоммерческий проект, он делается во славу Божию и не имеет финансирования и рекламодателей. А ведь известно, что реклама составляет до девяноста процентов бюджета современных светских изданий. Мы же без каких-либо рекламных вложений сегодня существуем исключительно благодаря поддержке читателей. Когда появились первые жертвователи, мы смогли платить нашим авторам гонорары, оплачивать труд постоянных журналистов, корреспондентов и авторов, среди которых много нуждающихся, многодетных, родителей детей-инвалидов, священников с небольшим достатком. Какие задачи Вы ставите перед порталом «Православие и мир»? Наша общая первоочередная задача – поделиться радостью православной веры. Благодаря этому порталу люди получают ответы на многие важные для себя вопросы: кто-то нашел дорогу к храму, кто-то глубже проник в творения святых отцов, кто-то преодолел семейные трудности, а кто-то удержался от аборта. Портал поднимает актуальные и дискуссионные темы, иные из которых впервые ставятся в православной публицистике. Материалы портала «Православие и мир» широко используются в православных СМИ, перепечатываются епархиальными изданиями, включаются в книги православных издательств. Главная же журналистская задача – формулировать актуальные вопросы и находить на них такие ответы, чтобы озвученные нами проблемы отзывались в душе каждого человека. Так, статьи о воспитании протоиерея Алексия Уминского находят большой отклик среди семейных людей, исповедующих даже другие религии – его советы применимы для любого человека, который хочет передать своему ребенку нравственные заповеди. А совсем коротенький материал матушки Марии Ильяшенко о том, как не допускать и преодолевать конфликты в семье, также вызвал интерес у многих читателей, имеющих различные взгляды и воззрения. Но многие из материалов сайта невозможно прочувствовать и понять, не исповедуя Православие. И в этом плане авторам тяжело писать для человека сомневающегося, который только ищет свою дорогу к Богу. Нам хотелось бы, чтобы каждый материал укреплял нашего читателя в уверенности, что именно в Церкви он найдет ответы на вопросы, которые его долго и неразрешимо мучают. Глобальная задача, которая стоит перед порталом «Православие и мир» – показать людям дорогу к храму, научить людей обращаться к мнению священников. У нас есть немало примеров, когда привычка к чтению православной публицистики приводила человека в храм. Многие из прихожан нашего храма вначале были только читателями «Православия и мира». С нами работает множество прекрасных, талантливейших людей. Развиваем мы и интерактивное общение с читателями. Год назад на портале «Православие и мир» появился форум, занимается им мудрый руководитель – Виктор Судариков. Число участников форума близится к 4 000 человек. Любой интерактив –колоссально сложная работа. И наши модераторы – потрясающе умные и тонкие психологи. Дискуссионность очень важна для нас. Раз в один-два месяца проходят встречи читателей форума, сайта и редакции. В Москве местом встречи стал храм Всемилостивого Спаса. Проходят встречи и в других городах, например, в Нижнем Новгороде. Не так давно рубрика «Инвалиды» переросла в дочерний сайт портала «Православие и мир» и обрела новое название – «Вместе». Расскажите об этом поподробнее. Сегодня «Вместе» – один из самых приоритетных наших проектов. Ведет его Юлия Баграмова, мать троих детей. Болезнь старшей дочери дала Юлии импульс создать проект для людей, которые находятся в такой же сложной ситуации. И занимаются сайтом люди, которые знают об инвалидности не понаслышке. Название «Вместе» выбрано не случайно. Серьезная болезнь родного человека, рождение ребенка с особенностями развития, тяжелая травма, последующая инвалидность – всё это очень непростые испытания. Каждый в такой ситуации выбирает свой путь, делает свой выбор. Но гораздо легче пережить ситуацию, разделив ее тяжесть с кем-то: с родным человеком, другом, грамотным специалистом, а главное – с Богом. И наш сайт тоже будет поддерживать читателей – мудрым словом пастырей, научной информацией, жизненным опытом людей, попавших в схожую ситуацию. Возможности интернета велики, а для человека, всё время находящегося дома, интернет становится единственным окном в мир. За два года существования рубрики «Инвалиды» вышло в свет около 80 материалов. Это были и медицинские статьи, рекомендации специалистов (педагогов, психологов), рассказы о жизни выдающихся людей-инвалидов, живших и живущих ныне, немалую часть составили истории из жизни, которые приходили в редакцию сайта. Мы стараемся помочь человеку понять, что он не один в такой ситуации. Недавно вышла в свет Ваша книга «Манипулирование словом». Как Вы заинтересовались этой проблемой? На первых курсах у меня было сложное восприятие современной филологии. Я искала тему для своего дальнейшего исследования. На мой взгляд, встреча со своей темой, это как встреча с мужем – настоящее событие в жизни филолога. В то время я находилась в состоянии потерянности, мне казалось, что всё уже изучено. С другой стороны, очень волновала практическая ценность будущей работы. Хотелось, чтобы всё было как в медицине – изобрел лекарство – и многих людей исцелил. Именно этого мне не хватало в филологии. Тема манипулирования человеческим сознанием средствами массовой информации вошла в мою жизнь в 1999 году. Это было время натовских бомбардировок Сербии. Меня до глубины души поразили кадры бомежки пасхального Белграда. А американские СМИ представляли всё в ином свете – привнесение мира и демократии в югославский регион. Вместе со мной на курсе училась моя подруга – сербка Нина Николич, и я знала, что творится на ее Родине на самом деле. В итоге события в Югославии стали поворотной точкой в моей жизни: я нашла свою тему и пришла в Церковь. Именно тогда я поняла, что средства массовой информации – это та область, где слово способно в корне исказить реальность. Существует две крайности: с одной стороны, слишком доверчиво воспринимать содержание публикаций СМИ, с другой – во всем видеть опасность, заговор, манипуляции. Собственно, многие из теорий заговоров – такая же манипуляция умами. В своей книге я подробно разбираю многие приемы скрытого воздействия на человека в СМИ, в ней очень много детально проанализированных статей. Чтобы не стать жертвой манипулирования, нужно внимательно читать тексты, обращаться к первоисточникам, думать над прочитанным, стараться знакомиться с разными мнениями. Внимательно относиться к словам «считается, что» – кем считается? Нужно смотреть, является ли автор или приглашенный эксперт действительно экспертом в данной области. И еще посоветую почитать работы серьезных мыслителей, например Ивана Ильина, и судебные речи Анатолия Кони – это может очень помочь в умении трезво оценивать прочитанное. Анна, как Вы с профессиональной точки зрения могли бы описать роль православных СМИ в жизни современных христиан? И в какой мере, на Ваш взгляд, сегодня востребованы телевидение, интернет и печатные СМИ? В студенческие годы я занималась организацией библиотеки при одном московском храме и видела очень много переписанных от руки и перепечатанных на машинке книг, молитвословов. Эти запрещенные в советские годы самиздатовские книги с любовью передавались из рук в руки, их было мало и они были настоящей драгоценностью. Сегодня ассортимент изданий не может не поражать – огромные магазины, книжные лавки и библиотеки в храмах, продажа книг через интернет, наконец, интернет-порталы, которые просто ломятся от обилия полезных статей. Стало намного проще получить необходимую информацию, любая святоотеческая книга доступна, казалось бы, только и читай! Конечно, такой информационный расцвет имеет колоссальное значение для миссии, для проповеди Слова Божия. На сайте «Православие и мир» мы видим, как люди, еще вчера боявшиеся прийти в храм, задают священникам вопросы, читают статьи, соглашаются или полемизируют и со временем воцерковляются. Но тут есть другая проблема – мы слишком быстро привыкаем ко всему хорошему. Для нас море книг, статей, изданий, а мы недовольны: там батюшка резко сказал, тут недостаточно хорошая бумага, здесь плохо тема раскрыта. То есть за несколько лет от благоговейного отношения к немногим крупицам, мы перешли к самому худшему варианту потребительства. Особенно хорошо это видно по православной блогосфере, где градус дискуссий нередко неоправданно зашкаливает, а подкованные миряне рады поучать любого священнослужителя. Мы хорошо можем видеть по этому, что информация очень важна для человека, для его духовной жизни (даже размещенное в сети расписание служб прихода – уже миссия), но сам по себе доступ к ней мы можем использовать как себе во благо, так и во зло. Без внимательного отношения к себе, без попытки жить тем, о чем читаешь, можно очень быстро превратить чтение и обсуждение православных текстов в далеко не душеспасительное занятие. Как и в какой пропорции Вы приемлете ортодоксальность и либерализм в Церкви? Зависит от того, что понимать под ортодоксальностью и либерализмом – как и с любым термином, сначала надо договориться о его значении. Потому что ортодоксальностью одни называют отказ от ИНН и паспортов, другие – четкое следование домострою; либерализмом кто-то называет женское священство, кто-то – причащение на каждой Литургии. Главное для христианина – жить церковной жизнью и следовать срединным путем, который назван святыми отцами царским. Это значит, что надо понимать, что происходит в Церкви, как Церковь формирует свое отношение к разным событиям современности и внимательно знакомиться с комментариями Святейшего Патриарха по разным вопросам церковной и общественной жизни. Очень важно уметь отличать главное от второстепенного. Думаю, что именно в этом отличии и состоит определение правильного христианского пути. Вспомним эпизод из жития святителя Спиридона Тримифунтского, когда ему надо было на Страстной седмице Великого поста накормить странника. Святитель строго постился, и в доме не было никакой еды. Ему удалось раздобыть для гостя только кусок мяса. Как было поступить святителю? Не кормить путника? Или принести мясо с видом: «Сам я пощусь, но ты уж так и быть съешь» – впав в крайнюю ортодоксальность? Или пойти крайне либеральным путем и вообще отказаться от поста? Святитель пошел царским путем, смиренно разделив с гостем трапезу. Мне очень повезло с приходом и духовником. Был долгий период, когда я как-то сама пыталась готовиться к исповеди по книжкам, совершенно не правильно расставляя приоритеты. Мне казалось в первые годы воцерковления, что поругаться с мамой не так страшно, как что-то скоромное в постный день съесть. Возраст неофитства проходит, но чтобы неофитские проблемы не остались с нами навсегда, надо внимательно слушать опытных пастырей и следить за обсуждением важных вопросов церковной жизни. Какой Вы видите идеальную современную семью? На этот вопрос мне сложно ответить по двум причинам. Во-первых, в нашей семье детей пока нет, поэтому я не вполне имею право говорить что-то о построении семьи. Во-вторых, сложная задача – определить идеал, идеальную семью. Слово «идеал» словно задает модель, которой надо неуклонно следовать. И действительно, у нас есть общее представление о правильной семье: детей много, муж трудится и хорошо зарабатывает, жена милая, приветливая, всё успевает, вкусно готовит, дети хорошо учатся, по воскресеньям и праздникам ходят в храм. А потом оказывается, что что-то в эту схему не укладывается. Например, у семьи нет детей, муж и жена из-за этого переживают, а «заботливые» прихожане каждый раз при встрече напоминают, что хорошо бы и ребеночка уже родить. Или жена выходит на работу вместо мужа, а он остается дома с детьми – многие обязательно скажут, что это неправильно. Или ребенку трудно учиться, и то, что другие хватают с лету, он с родителями с трудом осваивает часами. Или ребенок – инвалид, тут проницательные знакомые не преминут сказать, что, наверное, есть у родителей какой-то нераскаянный грех. Поэтому очень хочется поговорить об идеальной семье, но сложность в том, что мы слишком требовательны к воплощению другими этого идеала, используем любую немощь как повод к осуждению. Хочется вспомнить слова митрополита Антония Сурожского: «Православная семья должна быть счастливой». Наверное, это самое точное определение. В истинно счастливой семье муж и жена будут стремиться во всем понять друг друга и помочь, такая семья не будет препятствовать новому малышу родиться на свет, в такой семье жена не будет упрекать мужа за то, что он мало зарабатывает, а муж жену за то, что она дома с детьми «бездельничает», супруги не станут заводить романы на стороне. Семейный мир, лад, счастье, умение дарить близким людям тепло – намного более важны, чем многие другие внешние вещи, и если мы научились быть солнышком для нашей семьи, если общение с нами может приносить близким радость, то, я думаю, мы на правильном пути. Как, на Ваш взгляд, воспитать в детях авторитет Церкви? На этот вопрос я могу ответить только теоретически, наблюдая со стороны. Думаю, что, во-первых, Церковь должна быть авторитетом для родителей. Не средством запугать ребенка: «вот, я батюшке всё-всё расскажу», а значительным авторитетом, когда родители, принимая определенное решение, советуются с духовником и ищут воли Божией и правильного пути. Здесь я не могу не вспомнить поразивший меня отрывок из воспоминаний матушки Натальи Николаевны Соколовой «Под кровом Всевышнего» о том, как ее отец – известный духовный писатель Н.Е. Пестов – воспринял известие о гибели сына в Великой Отечественной войне: Осенью, в 43 году, папа, войдя в комнату, увидел на столе открытку, в которой сообщалось о том, что его сын убит в бою. Часа два-три папа был один, я запаздывала из института, ходила на лекцию в Третьяковку. Папа открыл мне дверь и убежал, не взглянув на меня. Я кинулась вслед за отцом, поняв, что что-то с ним происходит. Он встал лицом к иконам, держался за шкаф, а от меня отворачивался и весь судорожно вздрагивал, не говоря ни слова. – Папочка, что с тобой? Что случилось? Он молча показал мне рукою на стол, где лежала открытка, а сам зарыдал громко, навзрыд. Мы долго сидели обнявшись на маминой кровати, я тоже обливалась слезами, но все же старалась папу успокоить. Он долго не мог от рыданий ничего говорить. Первое, что он сказал, было: «Как трудно мне было произнести: слава Богу за всё!» Это испытание не каждому по силам. Но здесь ярко показаны то отношение, те чувства, которые в нас должны видеть все наши близкие. Тогда и для детей авторитет Церкви, Слова Божия, будет велик, вера Христова будет смыслом жизни. Добавлю еще, что, на мой взгляд, важно, чтобы сложились взаимоотношения ребенка и священника, чтобы священник для ребенка был авторитетом, который может дать правильный и нужный совет. И напоследок прозаический вопрос. Как Вы относитесь к моде? Какое место она должна занимать в жизни современной православной женщины? Если под модой мы понимаем сезонные тенденции, когда сегодня у нас сапоги остроносые, а завтра продаются только тупоносые – то это не более, чем коммерция. Сегодня невыгодно производить вещи, которые будут служить долго, большинство товаров рассчитаны на то, что завтра они износятся и выйдут «из моды», ведь следующие коллекции тоже надо продавать. Поэтому надо внушить покупателям, что ходить с мобильным телефоном 2002 года выпуска, даже если он отлично работает, не модно, сейчас в моде с видеокамерой и фотоаппаратом. К моде как к бизнес-индустрии я отношусь негативно. Другое дело, что женщина должна быть одета хорошо и со вкусом: чувство стиля, меры, красоты обязательно надо в себе развивать. Наши бабушки умели проявить такую изобретательность, что и в самые голодные годы были красиво одеты, неважно, что всё было шито-перешито по десять раз. Умение со вкусом одеться – это тоже, во многом, миссия: пусть, посмотрев на нас, наши коллеги и подруги увидят, что юбка, длинная или миди, может быть действительно красивой, уместной и ко всему подходящей, а классика – всегда красит любую женщину. Тут есть сложность – сегодня что-то классическое купить намного труднее, чем розово-зеленое с блестками. Я год назад освоила шитье – никогда не умела, не училась, просто выбрала из журнала самую несложную модель и точно всё сделала по инструкции: перенесла, обвела, выкроила, сшила. И всё получилось. А если хватит сил и времени курсы закончить, то проблем с одеждой и модой никогда не будет.
Образование и Православие / http://www.pravmir.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3147 |