|
||||||||||||||
Открытое письмо Архиерейского Синода клиру Южно-Американской епархии, выбывшему из состава Русской Зарубежной ЦерквиАрхиерейский Синод РПЦЗ обратился с открытым письмом к клиру Южно-Американской епархии, выбывшему из состава Русской Зарубежной Церкви. Дорогие отцы! Архиерейским Синодом получено ваше письмо от 1/14 июня с.г., адресованное Правящему архиерею Южно-Американской епархии Преосвященному епископу Иоанну, с копиями Высокопреосвященному митрополиту Илариону, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей, некоторым членам нашего Синода, а также Преосвященным представителям Поместных Православных Церквей, окормляющим паству Южной Америки. В письме вы выражаете свое несогласие с теми прещениями, кои были наложены на вас указом Преосвященного владыки Иоанна. Ваше письмо нас обрадовало и огорчило одновременно. Обрадовало тем, что вы все же сочли за лучшее обратиться к Прeосвященному епископу Каракасскому и Южно-Американскому Иоанну, наложившему на вас прещения. Вы называете эти прещения «недействительными», отказываете владыке Иоанну в признании за ним его архиерейских прав во вверенной ему епархии. Но в таком случае, к кому и зачем вы обращаетесь? У кого испрашиваете благословение? Если вы искренно полагаете, что указ владыки Иоанна и его прещения на вас не распространяются, то почему же вы не вменили и то, и другое в ничто? Это означает, что ваша пастырская совесть, слава Богу, неспокойна. Она не только не умерла, от чего избави нас всех Господь, но и продолжает, вопреки, может быть, вашему желанию откликаться на вразумляющий глас Божий. Именно это и тревожит вас, а в нас — вселяет некоторую надежду на ваше опамятование. Огорчает нас то ожесточенное упорство, с которым вы ищете — и не находите — оправдания своим действиям. Но это лишь свидетельствует о тревожном состоянии вашего духа. Поэтому, как знать? — наш ответ может стать небесполезным для вас. Постараемся откликнуться на все высказанные недоумения. Какие же это «разные», как вы говорите, «не имеющие ничего общего с вашим положением», Свв. Каноны, на основании которых Преосвященный владыка Иоанн вынес свое определение? Вам, несомненно, должно быть известно15-е правило Константинопольского (Двукратного) Собора: «... аще который пресвитер, или Епископ, или Митрополит, дерзнет отступити от общения со своим Патриархом, и не будет возносити имя его ... в Божественном тайнодействии, но прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякого священства ... /.../ ...сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви.». Далее свв. отцы Двукратного Собора прямо указывают, что те, кто отделяются от своего предстоятеля «ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами и отцами, когда то есть, проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в Церкви, таковые, аще и оградят себя от общения с глаголемым Епископом», не только не осуждаются, но и «достойны чести». Итак, свв. богодухновенные отцы наши прямо указывают: клирик имеет право покинуть своего епископа только в одном случае — если последний публично проповедует уже осужденное лжеучение (ересь). Дорогие отцы, посмотрим правде в глаза, оставив всякое лукавство. Многие клирики вашей богоспасаемой епархии были в свое время рукоположены во священнический сан приснопамятным митрополитом Лавром. Он же, по кончине владыки Александра, в полном согласии с Положением о РПЦЗ, основанным на «разных» Свв. Канонах, оставался, как Первоиерарх, вашим правящим архиереем. Кто из вас дерзнет утверждать, что наш кроткий и богобоязненный владыка Лавр проповедовал где-либо и когда-либо осужденную Свв. Соборами ересь? А если это не так, то почему же вы покинули его? Будем же мужественны — и продолжим. Проповедовал ли публично осужденную соборно ересь покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий? Или, быть может, нынешний Патриарх Московский Кирилл, избранный всей полнотой Русской Церкви? Или подобной проповедью обличили себя наш нынешний Первоиерарх, Высокопреосвященнейший митрополит Иларион, или ваш правящий архиерей епископ Иоанн? Можете ли вы вразумительно объявить, о какой ереси идет речь? На каком Вселенском Соборе она была осуждена? А если нет у вас простого и ясного ответа на эти вопросы, то не лучше ли будет признать, что вы заблуждаетесь? Подумайте только: ведь к вам, в вашем сегодняшнем положении, прямо относятся грозные слова 31-го Правила Свв. Апостол («аще пресвитер, презрев собственного Епископа, отдельно собрания творити будет, и олтарь иный водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальный») и 10-11 Правила Св. Собора Карфагенского, согласно которым священнослужитель, осужденный своим епископом, по гордости, отдельно приносящий Богу Свв. Дары, подлежит клятве. Правило 14-е того же Двукратного Собора определяет низлагать тех священнослужителей, кои пренебрегают своим епископом, равно и тех епископов, что пренебрегают своим митрополитом. 39-е Правило Свв. Апостол повелевает: «Пресвитеры и диаконы, без воли Архиерея, ничего да не совершают». Вы, в глубине души, не можете не чувствовать, что прещения и осуждения, перечисленные в этих и многих других Правилах Церковных, касаются именно ваших действий, предпринятых за последние годы. Оттого-то вы, как бы с пренебрежением, упоминаете о «разных Священных Канонах» и настойчиво повторяете: мы никуда не ушли, мы остались на месте, а ушли вы (т.е. Архиерейский Собор РПЦЗ и подавляющее большинство клира и паствы). Но, дорогие отцы, ведь именно так, начиная от фарисеев, чуть ли не теми же словами, оправдывались все противники Церкви Христовой: «Мы незыблемо храним заветы старцев, отец наш Авраам и проч., и проч. А это Он ушел от отеческих преданий». Клир, не учащий свою паству покорности поставленному епископу, отлучается (Апост. 36). Разве покорности учили вы своих прихожан? Напротив, вы склоняли их к неповиновению и бунту, досаждая и «строя ковы» своим архиереям (Апост. 55). Вы оправдываете свое неповиновение тем, что в апреле 2007 года Архиерейским Собором было предложено тогдашнему епископу Одесскому Агафангелу (Пашковскому) занять вдовствующую кафедру Южно-Американской епархии. Это назначение было им принято лишь на словах, т.к. уже через три недели он объявил о своем отходе от Архиерейского Собора РПЦЗ и создал некое «ВВЦУ». Понятно, что врученное ему назначение на Южно-Американскую кафедру утратило силу. Вы, как священнослужители с семинарским образованием, не можете этого не понимать. Впоследствии «ВВЦУ», произведя самочинные, канонически немыслимые «хиротонии» (в их числе — признаваемого вами епископом вдового протоиерея Георгия Петренко) — назвалась уже «подлинной РПЦЗ». Как и всякое самочинное сборище, вас ждут дальнейшие разделения; это уже случилось с иной «подлинной РПЦЗ», известной под именем «мансонвилльской церкви», наследующей, будто бы, почившему митрополиту Виталию. Сегодня уже насчитывается пять таких «наследниц», и подобные «расколы в расколе» — неизбежны: это неопровержимо следует из Церковного опыта, восходящего к Апостольскому веку. Вы также сетуете на то, что Архиерейский Синод не предпринимал никаких попыток объясниться с вами, выслушать вас, и оттого «потерял» Южно-Американскую епархию. Как известно, недавно у вас побывал наш Первоиерарх, Высокопреосвященнейший митрополит Иларион, прибывший вместе с Преосвященным епископом Иоанном, чьи указы вы не почитаете для себя обязательными. Вспомните: как вы встретили их? Разве вы захотели выслушать своих законных архиереев? Вы, наконец, напоминаете о своем обращении к приснопамятному митрополиту Лавру с просьбой об увольнительной грамоте, посланной в 2006 г. Существуют издавна предусмотренные Церковными правилами условия, при которых таковые грамоты испрашиваются и выдаются. Из вашего же тогдашнего прошения выходило, что митрополиту следует благословить ваш уход в раскол. Единственным ответом на это могло бы стать предусмотренное Свв. Канонами прещение. Покойный Первоиерарх избрал ответом молчание, желая дать вам возможность одуматься, но вы не поняли его. Теперь же, находясь вне Церкви, под запрещением, вы упорно настаиваете на вашей «самостоятельности», вы сами избираете себе в предстоятели угодных вам лиц, чье иерархическое положение и самое епископство — канонически ущербны. Тем самым вы лишаете и себя, и тех, кто по неведению своему, принадлежит к вашим пасомым, главного — Святых Таинств. Дорогие отцы, ведь это грех к смерти. С вас спросится за каждую душу на Страшном Суде. Зачем, во имя чего вы губите и себя, и других? Итак, где же эта, будто бы, подлинная Зарубежная Церковь, которую вы и те, кого вы числите своими епископами, составляете? Откройте, покорно просим, Положение о РПЦЗ — и прочтите первый же его параграф: «Русская Православная Церковь Заграницей есть неразрывная часть Поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти...». Что подразумевали наши законодатели под безбожной властью? Речь идет не о противопоставлении ей монархии как власти богоустановленной. Будь так, мы не смогли бы объяснять свое пребывание в странах, где давно утвердилась республиканская, представительная форма правления. На этот вопрос дал ответ почивший епископ Григорий (Граббе), бывший одним из авторов текста нашего положения. Под безбожной властью следует понимать именно гонения на Православную Церковь, ограничения ее деятельности. Гонения на Православную Церковь, в каком бы то ни было виде, в России наших дней со стороны властей — полностью отсутствуют. Разумеется, процесс воцерковления нашего народа связан со многочисленными трудностями и препонами. Мы, конечно, хотели бы, чтобы ход его ускорился, а сам процесс, идя и вширь, и вглубь, — захватывал большее число наших братьев и сестер. Но вы, дорогие отцы, упорно отказываетесь признать очевидное: по великой милости Божией на Руси, в Отечестве нашем возрождается Святая Православная Церковь. Дело не только в массовом восстановлении разрушенных храмов и построении новых. Дело даже не в беспрепятственной и повсеместной проповеди Слова Божия. Главное в ином: проповедь эта нашла и находит зримый, осязаемый отклик в сердцах миллионов и миллионов наших соотечественников. В жестоких условиях современного мира Россия, наше историческое Отечество, вновь вспоминает о благодатных идеалах Святой Руси. Воцерковление для сегодняшнего русского человека все чаще не ограничивается посещением храма по воскресным и праздничным дням, но оказывается самой сутью повседневной жизни. Молитва, старание во всем следовать учению Церковному, даже распорядок дня, соответствующий Церковным правилам — все это стало для многих чем-то совершенно естественным, единственно возможным, повседневным. Вновь, как некогда на Святой Руси, где в определенные часы все обитатели ее, от Великого князя Московского и до беднейшего хлебопашца в отдаленной деревне, обращались ко Господу со словами молитвы утренней или вечерней, подобный же согласный молитвенный хор, начинает звучать и в России сегодняшней. Это великое и дивное чудо Божие: сбываются пророчества преподобного Серафима Саровского и св. праведного Иоанна Кронштадтского. И чудо это вы, если пожелаете, можете увидеть своими глазами. Мы многократно обращались к вам с предложением: посетите Россию, повидайте ваших братьев и сестер, посмотрите на то, как их трудами (зачастую — безвозмездными) восстанавливаются монастыри и разрушенные храмы, поговорите с ними, постарайтесь понять нынешнюю Россию — и Господь, веруем, вразумит вас. Но вы предпочли закрыть глаза и уши на все и вся, черпая сведения о происходящем из недостойных измышлений ненавистников Руси и Святой Православной Церкви. Как беретесь вы судить о сегодняшней России, даже не побывав там? На каком основании вы авторитетно ссылаетесь на приснопамятных митрополитов Антония, Анастасия и Филарета, оправдывая тем самым свой отход от Русской Зарубежной Церкви? Мы же, напротив, убеждены, что наши почившие Первоиерархи, увидев то, что происходит сейчас на Руси Церковной, пошли бы по тому пути, который избрал их смиренный ученик — приснопамятный митрополит Лавр. Кстати, родитель по плоти приснопамятного владыки Филарета, Преосвященный Димитрий Хайларский, убыл из эмиграции в Россию (не забудем — Россию подсоветскую!) и присоединился к Церкви в Отечестве. Неужели вы думаете, будто митрополит Филарет отрекся от него и почел «неканоничным»? Вопреки вашим утверждениям, восстановление канонического общения в Русской Православной Церкви, во Отечестве и в рассеянии сущей, т.е. полнота Церковная — нимало не убавила от полноты нашей практической автономии, ибо эта последняя служит на пользу всей нашей Поместной Русской Церкви. Это означает, что указы, которые вы отказываетесь признавать, исходят не от Московского Патриархата, а от вашего прямого законного Священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей. Упомянутые вами митрополиты Антоний, Анастасий и Филарет непрестанно, со слезами, молились о возрождении многострадальной Русской Церкви. И молитвы их были услышаны. Господь ныне призывает нас к участию в возрождении Святой Руси. Но вы все еще не отзываетесь на Его призыв, и в оправдание свое обращаетесь к аргументам давних политических противоборств, каковые давно пора бы оставить. «Пойми время!», — сказано у святителя Игнатия (Брянчанинова). Подумайте, дорогие отцы, что подразумевал наш великий церковный писатель, обращаясь ко всем нам с этими словами. Подай вам Господь скорейшего вразумления от Своего Духа Истины.
Образование и Православие / Официальный сайт РПЦЗ/Патриархия.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2797 |