|
||||||||||||||
В июне состоится прославление в лике святых старца Иакова (Цаликиса), которого почитал прп. Паисий СвятогорецТоржественное прославление в лике святых старца Иакова (Цаликиса; 1920 - 1991) Эвбейского состоится 2-3 июня 2018 года в монастыре святого Давида на острове Эвбея, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон». Торжества прославления возглавят Вселенский Константинопольский Патриарх Варфоломей и Предстоятель Элладской Церкви Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним. Ожидается, что встреча Патриарха Варфоломея и Архиепископа Иеронима на острове Эвбея состоится в субботу 2 июня в 18:15 часов. Оба Предстоятеля будут молиться на Всенощном бдении в главном храме монастыря святого Давида, во время которого будет торжественно зачитан Синодальный акт Константинопольского Патриархата о канонизации старца Иакова, многие годы являвшегося настоятелем этой обители. В Воскресный день, 3 июня, оба Первоиерарха возглавят торжественную Божественную Литургию в храме монастыря. Как известно, 27 ноября 2017 г. на заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата было принято решение о прославлении в лике святых старца Иакова (Цаликиса). Ранее с инициативой канонизировать преподобного Иакова выступил Синод Элладской Церкви, направивший запрос и соответствующие документы Константинопольскому Патриарху. Память преподобного Иакова установлена на 22 ноября. Старец Иаков был одним из выдающихся преподобных старцев в плеяде греческих подвижников благочестия ХХ века. Он старался возродить в Греции древние афонские исихастские традиции, имел духовное общение со старцами прп. Паисием Святогорцем, Амвросием Афонским, Христодулом Кутлумушским и другими афонскими подвижниками. Прп. Паисий Святогорец отзывался о нем как об имеющем «харизму святого Нектария». Духовно близок со старцем был и нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей. В письме от 14.02.1994 г. он так вспоминал об о. Иакове: «К приснопамятному старцу, его светлому образу, можно отнести слова, написанные святителем Иоанном Златоустом в отношении святителя Мелетия Антиохийского: "Он не только учением, не только словом, но и одним лишь видом был способен вложить всякое добродетельное учение в душу видящих его"». Преподобный старец Иаков (Цаликис) родился 5 ноября 1920 года в Малой Азии в греческом сел. Ливиси (ныне Каякёй, близ Фетхие, Турция). В его роду были один архиерей и 7 иеромонахов, а один из его предков почитался святым. В нач. 1920-х семья сильно пострадала от преследований турок. Его дедушка и крестный, Георгий Креммидас, а также дядя, доктор Хаджидулис, и многие из домашних были схвачены турками и погибли недалеко от Нигди. Отец будущего старца, Ставрос Цаликис, был захвачен вместе с прочими представителями мужского населения Ливисиона в начале 1922 года. Ему пришлось много лет тяжело работать в турецком рабстве на принудительных работах на рудниках, в каменоломнях и других места. Тогда же двухлетний Иаков, вместе со своими бабушкой, матерью, братом, четырехлетним Георгием, и сестрой, Анастасией, которой только исполнилось сорок дней, были изгнаны со своей родины, и вместе с прочими односельчанами вынуждены были бежать в Грецию, где обосновались на острове Эвбея. С детства Иаков был очень воздержанным в пище и имел особую склонность к уединенной молитве. Он часто убирал находившиеся в округе часовни и возжигал в них лампадки. Однажды в часовне св. Параскевы ему явилась святая и предсказала будущее. По молитвам к сщмч. Харалампию и к иконе Божией Матери «Странница» из Алмироса Иаков получил исцеление от болезни ног. Жители деревни из-за отсутствия священника призывали его читать над болящими молитвы. В 1933 г. он окончил начальную школу с отличием, получив возможность продолжить обучение в гимназии в главном городе Эвбеи – Халкиде, но родители от этого отказались. Когда его мать почувствовала приближение смерти, она благословила Иакова на монашеский постриг при условии, что сначала он выдаст замуж сестру. В 27 лет Иакова забрали на военную службу, которая совпала с драматическими событиями гражданской войны в Греции. И. Э. сначала служил в Волосе, затем был переведен в Пирей. После окончания службы в армии он выдал замуж сестру и решил уйти в монастырь. Первоначальным его желанием было поехать в Святую Землю и там, как подвижник, жить в пустыне. Перед отъездом на Святую Землю он решил посетить близлежащий монастырь преподобного Давида. Однако придя в обитель, он вживую увидел, как здесь ему явился сам преподобный Давид, встречавший его, и небесное воинство подвижников. Увидев это, Иаков пообещал святому, что останется в обители и восстановит ее. Случилось это 15 июля 1952 г. В то время в монастыре жило всего три старчика, которые следовали идиоритмическому строю. В ноябре того же года он принял в этом монастыре постриг и был назначен экономом. Помимо монашеских подвигов (его воздержание было таково, что некоторый период он вовсе не вкушал пищу и пил воду только по субботам и воскресеньям, причащаясь в эти дни и вкушая антидор). Отец Иаков с рвением принялся за восстановление и благоустройство пришедшей в упадок обители. Ему пришлось столкнуться с таким испытанием, как невероятная нищета обители того времени, а также разрушенная и холодная келья с дырявым полом и поврежденными ставнями, когда в суровые зимы в щели между ними ветром надувало снег. Помимо этого, полное отсутствие необходимых удобств и даже зимней одежды и обуви приводило к тому, что из-за дождей, холодов и обильных снегопадов он дрожал всем телом и часто заболевал. Начав монашескую жизнь, отец Иаков положил себе за нерушимый принцип послушание, и ничего не делал без благословения игумена, для чего зачастую нужно было проделать утомительный путь в четыре-пять часов, поскольку его старец по причине исполнения обязанностей также и приходского священника часто находился в поселке Лимни. 18 дек. 1952 г. он был рукоположен во диакона, а 19 дек. 1952 г.- во иеромонаха. Впоследствии из-за нехватки сельских священников митрополит Халкидский поручил отцу Иакову окормление близлежащих сел, восстановлением церквей и часовен которых он занялся. 25 июня 1975 г. о. Иаков стал игуменом монастыря прп. Давида Эвбейского. Значительное время он посвящал принятию исповеди, служа множеству приходящих в монастырь паломников. По его молитвам происходили многочисленные исцеления. Отец Иаков был выдающимся духовником. Никто не уходил из-под его епитрахили неуспокоенным и недовольным. Имея великую любовь, он жертвовал собою ради всех, и, хотя последние годы сам страдал от множества болезней, никому не сказал, что «не могу с тобой встретиться и выслушать твою проблему». «Народ, – говорил он братии, – ни еды ищет и ни питья, но нашей любви. Если мы сможем это сделать, то тогда мы будем успешны на нашем монашеском поприще». По его молитвам не раз приходили святые, как то преподобный Давид, святой Иоанн Русский, святые Бессребренники, святая Параскева и помогали ему в болезнях, даруя здравие и исцеление. Старец отличался особым милосердием, и поступавшие в монастырь крупные пожертвования всегда раздавал нуждающимся, также имел дар слова и дар прозорливости (в т. ч. предсказал избрание еп. Варфоломея Патриархом Константинопольским и предвидел время своей смерти), многие ощущали исходившее от него благоухание. Когда в 1977 году он тяжело заболел и ожидал скорой кончины, то 23 мая написал завещание братии монастыря такого содержания: «Отцы
святые, заботьтесь о святой обители преподобного отца нашего Давида.
Всё, что есть в этом монастыре, принадлежит преподобному старцу Давиду. И
в келье преподобного Давида, в которой я живу с 1952 года всё
принадлежит святому старцу Давиду: книги, деньги и т. д. Для себя я
никогда ничего не желал, а то, что имею, имею ради болезни, по
необходимости. Я никогда не думал чего-нибудь пожелать, что-нибудь иметь
для себя, зная, что я – прах и пепел. После этого старец прожил еще 14 лет. Каждый находил для себя у старца помощь в нужде. Страждущие обретали в его словах утешения успокоение и облегчение, бесноватые по его молитвам освобождались от бесов и исцелялись, больные обретали исцеление и здравие, благодаря его дерзновенной молитве, измученные различными житейскими проблемами по благословению его находили успокоение и обретали душевное равновесие, силы и разрешение своих проблем. Неимущие обретали избавление от скорбной бедности и освобождение от тяжелых долгов, благодаря подаваемой им постоянно и безропотно милостыни. Многие бездетные пары по его молитве и благословению рожали деток. Достойной его дивной жизни была и преподобническая кончина старца, которую он предвидел, а потому попросил афонского иеродиакона, которого исповедовал в тот последний день своей земной жизни, утром 21 ноября 1991 года, задержаться в обители до вечера, чтобы «облачить» его. И действительно в 16:17 он предал свой дух. По свидетельствам очевидцев, останки его излучали свет, были мягкими и теплыми, и гул собравшихся в монастыре тысяч человеческих голосов «святой, святой...ты святой» являл собой единогласное свидетельство совести верующих о приноспамятном уже старце Иакове. В обители преподобного Давида имеется, по меньшей мере, триста свидетельств верующих, которым помог старец Иаков. Эти свидетельства, которые содержатся в письмах самих облагодетельствованных либо записаны с их слов, имеют отношение к исцелениям, благотворным вмешательствам и посмертным явлениям старца.
Образование и Православие / afonit.info |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1093 |