|
||||||||||||||
В Москве откроется выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450–2000 гг.»13 июля 2010 года в 17.00 в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450–2000 гг.». Уникальная ретроспектива христианского искусства XV–XX веков продолжает многолетнее сотрудничество ГМИИ им. А.С. Пушкина с музеями, а также представительствами частных коллекций Греции. Духовное и художественное наследие этой страны особо значимо для России. Русь была «духовной дочерью» Византийской империи, сформировала под ее влиянием свою национальную культуру. Слово «синаксис» (от греческого σιναξις), вынесенное в название выставки, буквально означает внебогослужебное собрание (собор) верующих для духовного совершенствования, на котором пели псалмы и читали Священное Писание. Иконы, окружавшие собравшихся, помогали этому духовному совершенствованию, воплощая в ясные визуальные образы размышления как отцов Церкви, так и паствы, простых верующих. Понятие «синаксис» также уместно трактовать как пять столетий греческо-русского совместного пути в культуре и искусстве. На выставке представлены иконы из коллекции Эмилиоса Велимезиса, хранящиеся в Музее Бенаки в Афинах и в Общественном фонде Александроса С. Онасиса; собрание прорисей, эскизов и икон известных греческих мастеров с 1450 года до наших дней из коллекций Христоса и Эмилиоса Ф. Маргаритисов и Александроса Гер. Макриса; три редких образа из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также икона XV столетия из коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «Христос Пантократор» (единственная критская икона из коллекции Георгиоса Костаки). Всего в экспозиции будет представлено более 130 икон. Большинство икон – работы мастеров критской иконографической школы, занимающей особое место в истории мировой культуры. Главным центром иконописания на Крите в поствизантийский период была Кандия (современный Ираклион). Мастера из Константинополя (после его падения) стали переселяться на Крит уже с конца XIV века, образовав колонию. Широкие торговые связи острова обеспечивали иконописцам Кандии обширный круг заказчиков: это и православные и католические монастыри, и общины на Балканах, в Восточном Средиземноморье и в Италии, и отдельные семьи в Италии, на Крите и Пелопоннесе. В договорах всегда указывали стиль, в котором должна быть выполнена икона: «in maniera greca» или «in maniera latina», обозначая так соответственно византийскую или западную манеру изображения. В структуре выставки выделено три раздела, располагающиеся, соответственно, в трех залах. Разделы демонстрируют традиции изображения святых угодников, Божией Матери, Иисуса Христа. В первом зале последовательность икон святых открывает великомученик Димитрий. Далее следуют иконы «Рождество Иоанна Предтечи» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи», а также две иконы того же иконографического образца, но с разницей в два века. На них Предтеча Господень представлен пустынником-аскетом в рост с крыльями, он говорит с Христом, держа в руках свиток, тогда как его голова с нимбом лежит на драгоценном подносе и служит знаком его грядущей мученической смерти. Иконы святой Параскевы с двенадцатью сценами ее мученического жития продолжают образы святых Александра, также со сценами его мученичества, и Спиридона на троне. Представлены иконы святой Екатерины, где она изображается в виде невесты в убранстве для духовного обручения. Святую окружают книги, астрономические сферы и геометрические инструменты как свидетельства ее учености. Рядом с ней колесо – орудие ее пытки; в правой руке подвижница держит пальмовую ветвь. Далее в экспозиции выставки следуют различные вариации изображения святителя Николая Чудотворца со сценами какого-либо чуда, сотворенного им на море. Экспонируются и многие другие уникальные иконы подвижников и угодников Божиих. В экспозиции также представлен 30-иконный иконостас. Он организован по двум осям – вертикальной и горизонтальной, которые образуют крест. На вершине вертикальной оси – святая София и три ее дочери Вера, Надежда, Любовь – аллегорическое изображение явления Софии в ее трех ипостасях. Далее следуют иконыСретения, Крещения и Распятия Иисуса Христа, под ними – еще три сюжета: Христос с апостолами, будто остановившимися в момент благословления, ниже – Тайная вечеря, еще ниже – «Оплакивание Христа». На горизонтальной оси в два ряда распределены иконы святых Кирияки, Анастасии, Варвары, Мавры, Ефталии, Марины, Екатерины, Марии Египетской, Евфимии, Ирины, Параскевы, Фанурия, Николая, Дионисия Ареопагита, Герасима, Пантелеимона, Иоанна Крестителя, Луки, Димитрия, Иакова, Эмилия, Элефтерия, Александра – в образах царей, солдат, бедняков. Второй зал посвящен Божией Матери – самому священному Образу Православия, самой Святой из всех святых, Преблагодатной Царице мира. Она и Проливающая слезы, и Умиление, Животворящий источник, Солнцепрекрасная, Морская, Целительница, Госпожа ангелов, Утоли моя печали, Мироточащая, Водительница чужеземцев, Акафистная, Нежность – у Богородицы много прекрасных имен. Зрители увидят образное повествование о самых важных этапах жития Богоматери: «Рождество Богородицы» – икона в народном стиле, варианты иконы «Введение во храм» с современными изображениями иконографических типов Благовещения, более традиционное Благовещение, два варианта Рождества Христова, а также шесть вариантов Успения Богородицы и другие бесценные образы. В третьем зале экспонируются иконы Спасителя. Здесь четыре варианта иконы Христа Пантократора, а также Иисуса Христа Царя царей и Великого архиерея. Эти образы Вседержителя подготавливают публику к восприятию других сюжетов: Рождества, Распятия, Снятия с Креста, Оплакивания, Страстей Господних и Вознесения Христова с ангелами. Жемчужина раздела – «Оплакивание Христа» (1566) – работа мастера Доменикоса Теотокопулоса (Эль Греко). Художник использовал композицию, характерную для западноевропейской живописи, поместив ее внутри позолоченной резной рамы с полуарочным фронтоном. В этой работе, исполненной на золотом фоне в технике критских икон еще до того, как Теотокопулос покинул свой родной остров в 1567 году, впервые динамично выражены уникальные черты его неповторимого стиля. Изысканной палитрой телесного цвета с зеленовато-голубыми рефлексами написано тело Христа с подгибающимися ногами – одновременно стоящего и падающего. Доминирующие трепещущие фигуры ангелов с одухотворенными лицами, задрапированные в богатые одежды, предвосхищают работы зрелого Эль Греко испанского периода. Настоящая выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина является значительным событием, вносящим важный вклад в культурные контакты между Грецией и Россией и в укрепление связей между двумя странами. В то же время она выражает цели двух музейных учреждений, принимающих в ней участие и убежденных в том, что история, искусство и культура расширяют пути общения и взаимопонимания. К выставке издан каталог. Куратор со стороны Греции – Талия Стефаниду. Кураторы выставки со стороны ГМИИ им. А.С. Пушкина: А.А. Савинов, А.Г. Степина. Телефон для аккредитации: 697-22-14, e-mail: anons@artsmuseum.ru
Образование и Православие / http://www.pravoslavie.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5319 |