|
||||||||||||||
Владимир Легойда: «В личном качестве»: Экология души
Представьте себе такую картину: вы возвращаетесь и домой и видите, что дома потоп. Воды по колено, все плавает… А все потому, что вы когда уходили, забыли кран в ванной закрыть. Бывает, правда? Что надо делать в первую очередь? Конечно, побежать и закрыть кран, а потом уже устранять последствия потопа — вытирать пол, бежать извиняться перед соседями, подсчитывать убытки и затраты на неизбежный ремонт. В общем, пример понятный. Чтобы решить какую-то проблему, надо сначала устранить ее причину. А потом уже разбираться с последствиями. В Москве прошла неделя экологии. Как говорится, и я там был, и на открытии выступал. Об экологии мы сегодня говорим много. И правильно говорим, и правильно делаем, что говорим. Человек, наконец, осознал, что к природе надо относиться бережно. Иначе будет совсем плохо.
Но вот с чего начинать? С раздельного собирания в мусорных баках стеклянных и пластиковых бутылок? Или с изготовления биологически разлагаемых пакетов? Или с охраны уссурийских тигров? А может быть, все это одновременно делать? Церковь говорит, что надо начинать с экологии души. От того, что внутри нас — не в смысле внутренних органов, конечно, — зависит и то, каким будет мир вокруг.
Человек — царь природы. Или, как говорил тургеневский Базаров: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Природа, может быть, и не храм. Но уж точно и не только мастерская, где можно проводить любые эксперименты. А ведь проводили. Еще недавно и еще какие. И реки разворачивали, и химическое оружие испытывали… Природа до сих пор не залечила многие раны, полученные в результате этих экспериментов.
Библия говорит нам, что окружающий мир является домом, который Бог создал для человека. Все-таки домом, а не только мастерской. Возможно, со мной не все согласятся, но я думаю, что преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. Это, конечно, не значит, что нужно свернуть экологическую деятельность, или ее вообще не начинать, пока все не станут святыми. Но это значит, что сначала все-таки надо закрыть кран, а потом уже разбираться с последствиями потопа.
Замечательный святой Максим Исповедник сказал, что человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом. Замечательно, правда? Носить рай в себе самом.
Это именно об этом — об экологии души.
-- Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Русская Православная Церковь Московский Патриархат +7 (495) 781-97-61
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1119 |