Опубликовано 10.09.2017 в рубрике  Новостная лента
 

Лучший памятник деревне


Дискуссия о перспективах русской деревни, закончилась, кажется, общим признанием того, что она окончательно погибла под руинами рухнувшего советского строя. Всем слишком хорошо известны душераздирающие кадры заросших ельником бывших колхозных полей, остовы коровников и свинарников, сгнивших домов с обвалившимся крышами и забытых-заброшенных сельских погостов с покосившимися крестами. Эпитафией ей, кажется, стало пронзительное стихотворение поэта Николая Мельникова «Поставьте памятник деревне». На вопрос «Зачем?», поэт ответил так: «…чтоб показать хотя бы раз/ То, как покорно, как безгневно/ Деревня ждет свой смертный час»
 
Я не стал бы сыпать соль на рану, переливать из пустого в порожнее, если бы не получил реального подтверждения обратного. Русская деревня смогла пережить и этот тяжёлый удар в череде непрерывно обрушивающихся на неё за столетие, и – выстоять! Выстоять, несмотря на «…покосившиеся хаты с крыльцом рассыпавшимся в прах» и «…пядь невспаханной земли, как символ брошенного поля, давно лежащего в пыли». Символы возрождения, её оживания, я усмотрел в храмах и часовнях, которые постепенно восстают из поругания и тлена в самых различных областях и регионах нашей необъятной и прекрасной Родины! В этом я убедился, побывав в начале лета в Воронежской, Рязанской, Владимирской областях, а укрепился в этой мысли, вернувшись из экспедиции в Архангельскую область, где под эгидой общественной организации «Общее дело» участвовал в реставрации деревенской часовни во имя святых братьев мучеников Флора и Лавра. 

…Как пахнет моя Родина, неотъемлемой частью которой является русский Север? Для меня она теперь имеет запах старого, но крепкого ещё деревенского дома и хорошо протопленной русской печи; терпкого северного разнотравья, разносимого щедрым ветром вдоль по единственной улице. А ещё это – запах бани «по чёрному»; скрытого среди болот торфяного озерца с чистейшей водой. И конечно же – свежей стружки, опилок и непередаваемый, терпкий, как старое вино, дух исходящий от более чем 100-летних брёвен разобранной старой часовенки в селе Калитинка – центре волости Каргопольского уезда, называемой когда-то в простонародье Великой из-за своей многолюдности и протяженности.

По переписи конца позапрошлого века, здесь проживало более 5 тысяч душ, не считая детей; в округе было 10 мельниц, а рожь, как отмечено в рукописной деревенской летописи, бережно хранимой в местном музее, урождалась выше человеческого роста! Богато и славно жили-поживали, не знавшие ни крепостного права, ни барщины, ни оброков калитинцы. Они снабжали уездный центр дровами, рыбой, хлебом и, конечно, грибами – ягодами, которые попадали даже на царский стол! По словам сельских жителей, жили здесь люди сытно и богато: дома ставили крепкие, добротные, часто двухэтажные – остатки былого величия и красоты сохранились и по сю пору. Удивляешься, откуда такое изобилие в этом северном, болотистом, мало приспособленным для хлебопашестве краю?! Но вот, видимо, давал Бог всего в достатке живущим здесь людям, вопреки суровым климатическим условиям. Ну а те, понятно, Бога не забывали благодарить и славить. Только в самой Калитинке на местном погосте стояло три двухэтажных церкви! (Сегодня сохранилась одна, имеющая весьма удручающий вид). А в каждой из соседних деревень по часовне. Одна из них – во имя святых мучеников Флора и Лавра и стала центром притяжения для добровольцев «Общего дела» из Москвы, Подмосковья, Нижнего Новгорода и даже Тюменской области.

Наша задача – помогать профессионалам: плотникам-реставраторам из артели Александра Матюхина. Строительные и тем более реставрационные навыки у всех разные, что, однако, уравнивает нас в очах Божьих, принимающего, как известно, даже малую лепту. В нашей группе, среди добровольцев есть женщины и подростки – они не только успешно справляются с весьма хлопотным банно-кухонным хозяйством, но и ведут напряжённую духовную жизнь!

На старых брёвнах часовенки, как на страницах древней книги, можно изучать историю минувшего столетья-лихолетья. Точная дата постройки неизвестна, но предположительно – это середина XIX века. Вот, например, холостые пазы для сусеков – специальных хозяйственных перегородок. Они говорят о том, что сруб изначально ставился, как амбар. Позже, почему-то решили сделать из него часовню. Что побудило людей к этому? Святые братья Флор и Лавр считаются покровителями не только зодчих, поскольку сами были строителями, но так же лошадей. Отсюда можно предположить, что владелец амбара держал несколько голов этих необходимых в каждом крестьянском хозяйстве животных. Так или иначе, часовня более - менее благополучно просуществовала до 60-х годов ХХ века, хотя в лихие 20-е, 30-е годы, видимо, закрывалась. А вот о её судьбе в послевоенное время свидетельствует надпись, сделанная химическим карандашом на одном из брёвен: «Василий Павлович Пономарёв стоял за маслом в часовёнке. 14.04.1949 год». Подобные упоминания есть и о хлебе. В эти голодные годы здесь явно находился торговый ларёк, либо пункт отоваривания продуктами по карточкам. Примерно, в это же время – период потепления отношения государства к Церкви, были отремонтированы надстроенная над притвором ажурная колоколенка и увенчавшая строение маковка с крестом на барабане. А лет двадцать спустя, как свидетельствует запись в деревенской летописи, бывшую часовню обезглавили и превратили в склад химикатов, предположительно, селитры. Побелевшие и сгнившие нижние венцы часовни сегодня служат молчаливыми свидетелями и обличителями безбожной власти, обещавшей показать строителям «светлого будущего» последнего попа по телевизору.  В итоге часовня рухнула…

Восстанавливать её в вымирающем селе – занятие, как может показаться, бесперспективное. Сегодня в Калитинке постоянно проживает едва ли не пара десятков жителей. Невольно задавался я вопросом: для кого стараемся? Ведь часовня – это не магазин, не клуб, не баня,  ни даже коровник. Будет ли она посещаема сельчанами и немногочисленными дачниками, ведь народ десятилетиями воспитывался вне Истины, среди фальшивых лозунгов и обещаний? Не утрачены ли у людей потребность в молитве, стремление к Богу? Поэтому, по благословению Митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила, по окончании работ, каждый вечер мы вблизи возводимой часовни читали акафист святым братьям. Особую активность здесь проявили наши подруги: Мария Лукомская и Фаина Щедрова. Это благое начинание скоро нашло отклик и у местных женщин. С их помощью возжигалась лампадка, на стене часовни устанавливалась маленькая иконка, и лились непривычные для их слуха славословия и величания святым братьям. Даже частые для этого лета и мест дожди не смогли нарушить установившегося обета! Трогательно было наблюдать спешащих в часовенку, укутанных в дождевики крестьянок – христианок, предпочтивших телевизору и бесконечной  домашней суете – совместную молитву. 

От них узнали мы и о бабушке Зое – местной подвижнице, которая до последних дней жизни, как могла хранила Крестовоздвиженскую часовенку в соседней деревне. В живых бабу Зою мы уже не застали, но побывав в Слободе, увидели часовню, которая усилиями местных жителей и волонтёров «Общего дела» сегодня выглядит как новенькая и радует глаз! 

А окончательно развеял мои сомнения появившийся однажды на стройке Роман Алексеевич, живущий, как оказалось, по соседству. Мой полный тёзка, деловито обошел вокруг часовню, поинтересовался: «Что это мы тут делаем» и тут же, схватив молоток, выразил желание помогать нам. Сразу видно делового человека! Сам он из Питера, хочет стать строителем, а здесь у него живёт бабушка, к которой он приезжает каждое лето вместе с мамой. Обе женщины, как оказалось, тоже участвуют в чтении акафиста. Так вот их внук и сын, как мне кажется, счастливее многих моих знакомых. У него, в неполные пять лет есть уже не только настоящее, мужское дело – восстанавливать часовню, но о и настоящие друзья – плотники – реставраторы и волонтёры «Общего дела». Даже игрушки у Ромки настоящие: помимо подаренного плотниками молотка, а мамой – иконки святых Флора и Лавра, в его полном распоряжении припаркованная у дома старенькая дедушкина «Нива»! Настоящий мужской набор, не то, что какие-то гаджеты с закачанными «танчиками», сводящие с ума тысячи вполне взрослых мужиков, и уводящих их от Истины.

Хорошей новостью стал приезд в Калитинку в день памяти святых мучеников – 31 августа – настоятеля лежащего в 60 километрах от села Александро-Ошевенского монастыря, игумена Феодосия. Он в присутствии полутора десятков прихожан совершил молебен, окончившийся братской трапезой!

Уезжая, я уже не сомневался, что у русской деревни есть перспективы, потому что в ней есть кому жить и молиться! А лучшим памятником ей пусть станут возрожденные храмы и часовни!

Немного переиначив Николая Мельникова, завершить материал хочется так: «Если вам когда случится/ Калитинку посещать/ Вся постройка завершится, / Будет храм уже стоять!»

Роман Илющенко – участник экспедиции «Калитинка – 5»

Фото автора и других участников проекта «Общее дело».  

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 974


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930