Он сидит напротив меня, немного ссутулясь, положив на колени большие жилистые руки, смущенно улыбается, сияя небесно-голубыми глазами, в которых светится какая-то детская чистота. И только присмотревшись внимательнее, можно догадаться, что этот человек не так прост, что в каждом его движении таится огромная внутренняя энергия и сила.
Наш разговор происходит в нижнем крестильном храме нового Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Сретенского ставропигиального монастыря, где мой собеседник уже неоднократно бывал на богослужениях. Да, пора его представить. Мишель Ван Райт родился 25 июня 1970 года в городе Хелмонд в Нидерландах. Восьмикратный чемпион мира по смешанным боевым единоборствам (ММА), чемпион мира по грэпплингу, шестикратный призер чемпионатов мира и Всемирных игр по джиу-джитсу, семикратный чемпион Голландии по джиу-джитсу. Инструктор высшей категории по дзюдо, джиу-джитсу, панкратиону, BJJ, грэпплингу и ММА. Имеет пояса: 7-й дан (панкратион), 6-й дан (джиу-джитсу), 5-й дан (дзюдо), 2-й дан (Pancrase), 1-й дан (шотокан каратэ). В разные годы Мишель Ван Райт работал техническим директором, инструктором-методистом и тренером федераций Shooto ММА Holland и ADCC Голландии, главным тренером национальной сборной Греции по панкратиону и джиу-джитсу. Провел более тысячи мастер-классов по всему миру.
По-русски знаменитый мастер почти не говорит. Пока еще. Беседа, за исключением нескольких слов (они выделены в тексте курсивом), ведется на английском языке, которым Мишель свободно владеет, равно как и немецким, греческим и, разумеется, родным голландским.
«Я не учу драться. Я учу боевому искусству»
– Мишель, расскажите, пожалуйста о себе, о своей спортивной карьере.
– Меня зовут Мишель, Михаил Ван Райт. Я родом из Голландии, сейчас уже три года живу в России, в Воронеже, со своей семьей.
В детстве начал заниматься теннисом, затем перешел к дзюдо. В 16 лет стал членом юношеской сборной команды Голландии по дзюдо. Затем начал заниматься индонезийским видом карате пенчак силат (Pencak Silat). В 19 лет занялся джиу-джитсу, чуть позже вновь обратился к карате, освоив два его стиля – шито-кан и вадо-рю.
В 1992–2002 годах являлся членом национальной команды сборной Голландии по джиу-джитсу. Семь раз становился чемпионом страны, трижды – бронзовым призером мира по джиу-джитсу. Участвовал в мировых спортивных состязаниях по видам спорта, не входящим в олимпийскую программу. Я также занимался смешанными единоборствами, кикбоксингом, борьбой. Много тренировался в Америке с моим другом знаменитым голландским спортсменом Басом Рюттеном. Тренировался каждый день, по 12–14 часов.
Стал тренером. В 1999 году в Голландии открыл спортивный зал. Люди, с которыми я занимался, затем достигали больших высот в спорте, становились чемпионами Европы и мира. Среди этих чемпионов была и моя сестра, которую я также готовил. Она неоднократно побеждала в мировых и европейских первенствах по джиу-джитсу.
Я занимался смешанными единоборствами – видом, в котором достиг такой известности ваш знаменитый боец Федор Емельяненко, а также грэпплингом. Мой друг Бас Рюттен – спортсмен-тяжеловес – был одним из ведущих популяризаторов этого вида спорта.
Со временем в моем спортивном зале в Голландии тренировалось в общей сложности полторы тысячи человек. При этом я являлся помощником тренера национальной голландской сборной по джиу-джитсу и главным наставником по бразильскому варианту данного стиля. Позже меня попросили стать наставником греческой сборной по джиу-джитсу. «Почему бы нет?» – подумал я и согласился.
В то время у греков этот вид рукопашного боя был не очень развит, гораздо популярнее были разные направления карате. За пять лет, которые я там пробыл до кризиса 2010 года, смог добиться того, что греческие мастера выиграли три золота, серебро и бронзу чемпионата Европы. Кроме того сборная выиграла много других, локальных медалей. В это же время я продолжал работать и с голландскими спортсменами, которые тоже достойно проявляли себя на соревнованиях, завоевывая разнообразные награды.
Находясь в Греции, сам освоил национальный вид рукопашной борьбы панкратион и, вернувшись в Голландию, смог заниматься тренерской работой и в этом стиле боевых искусств.
– А как вы оказались в России?
– Именно там, в Греции, я встретил свою будущую жену. Она родом из Воронежа. С 2014 года я с женой переехал в Россию. У нее возникли семейные обстоятельства, не позволявшие более жить за границей. В тот момент в Голландии проходил семинар по смешанным видам единоборств, в котором принял участие Федор Емельяненко. Он и пригласил меня здесь работать.
Мы с женой поселились в Воронеже, где живут ее родители. Я продолжил тренерскую деятельность, и среди моих новых русских учеников за эти годы уже появилось немало кандидатов в мастера спорта и мастеров, получавших медали на турнирах по смешанным видам единоборств и грэпплингу.
Затем я принял решение вернуться на ринг в категории ветеранов – спортсменов старше 40 лет. В грэпплинге, как и в дзюдо, имеется два направления – «в кимоно» и без кимоно. Я смог завоевать чемпионский титул в обеих категориях.
Помимо работы в Воронеже сейчас я в Москве тренирую участников спортивного клуба «Патриот», провожу занятия по борьбе и рукопашному бою. Меня пригласили, попросив помочь в повышении уровня квалификации российских спортсменов, их подготовке к соревнованиям мирового уровня, а также для усиления тренерской работы с подростками, потому что им особенно нужна не просто общефизическая подготовка, а навыки владения боевыми искусствами. С высоты своего профессионального опыта я уже могу увидеть потенциал ученика, иногда даже не зная участников спортивного боя, предсказать его исход по первым минутам.
В нашей семье гармонично сочетаются два вида искусств – музыкальное и боевое
Я не учу драться. Я учу боевому искусству. Для того чтобы людям прививать это искусство, я готов делиться своим мастерством.
– Ваша жена тоже спортсменка?
– Нет. Она выпускница консерватории, пианистка, сейчас преподает. В нашей семье гармонично сочетаются два вида искусств – музыкальное и боевое.
«Если веришь в Бога, становишься сильнее»
– Вы родились в стране, где преобладающими конфессиями являются протестантизм и католицизм. Однако сейчас мы с вами находимся в стенах православного монастыря, и вы являетесь православным человеком. Как вы пришли к Православию?
– Не думаю, что мне пришлось что-то кардинально менять. Моя жена – православная, и поскольку я хотел поддержать ее и считаю, что семья должна иметь одну веру, я решил принять ту, которую исповедует моя жена. Думаю, что Православие – это религия гораздо более духовно глубокая, чем сегодняшний католицизм в Голландии. Я не чувствую себя комфортно в католических храмах на своей родине, а когда хожу в русские церкви, испытываю совсем другое чувство, и это чувство – прекрасно.
Мой переход в Православие состоялся в Италии, где живет большая православная община и у моей супруги есть много друзей.
– Кого из святых вы считаете своим небесным покровителем в Православии?
– Я назван в честь архангела Михаила.
– Ваши родители были ревностными католиками? Как они восприняли этот ваш шаг?
Церковные здания в Голландии пустеют, их отдают под магазины, бары, спортивные залы, потому что больше нет прихожан
– Они религиозны, но не слишком. Иногда моя мама ходит в церковь, но это больше следование традиции. Многие католики сейчас вообще не посещают храмов, церковные здания в Голландии пустеют. Их отдают под магазины, бары, спортивные залы, потому что больше нет прихожан.
Никакой проблемы в связи с моим переходом в Православие не возникло. Родители всегда держались того, что я должен делать то, что сам считаю правильным, и поддерживают меня во всем. Это очень важно, потому что кроме помощи Бога в жизни человек всегда нуждается в поддержке близких людей.
– Вера помогает в спорте?
– Да. Если веришь в Бога, становишься сильнее и обретаешь уверенность, можешь сделать то, что задумал.
– В Евангелии Христос говорит: ударившему тебя в одну щеку нужно подставить другую. В России в начале XX века было довольно популярно учение писателя Льва Толстого, ключевой тезис которого – непротивление злу силой, пассивность – являлся гипертрофированной интерпретацией этой заповеди. И сегодня для многих христиан, интересующихся силовыми видами спорта, это – непреодолимое противоречие. Как вы для себя его разрешаете?
– Это интересный вопрос. Я разрешил бы это противоречие так: каждый человек должен стремиться стать лучше, чем был вчера. Он должен нравственно расти, совершенствоваться. Это относится к любой области деятельности, и к спорту тоже. В спорте ты можешь проверить себя, он помогает осознать, какого уровня ты достиг, сравнить себя с другими.
Если ты почитаешь Бога, то ты, естественно, должен уважать человека как Его творение
Если ты имеешь дело на ринге с заведомо слабым противником, это безнравственно. А когда мастера одного уровня – никакой проблемы в этом нет. Я не рассматриваю своего соперника как врага, не злюсь на него, просто хочу показать себя профессиональнее и победить. После того как бой закончен, мы можем пойти и вместе с ним посидеть и пообщаться. Все мои соперники в спорте в прошлом – в настоящем являются моими друзьями. В спорте очень важно уважение к сопернику. И если ты почитаешь, любишь Бога, то ты, естественно, должен уважать человека как Его творение.
«Мне близок менталитет русских людей»
– Чем Россия, на ваш взгляд, отличается от Европы?
– Пять лет я жил в Греции, в Афинах, некоторое время в Америке, сам родом из Голландии, поэтому есть с чем сравнивать. Мне близок менталитет русских людей, особенно спортсменов. Он просто замечательный и с человеческой, и с профессиональной точки зрения. Если я говорю своим ученикам в России: «Сделай десять отжиманий, а потом еще десять», они без вопросов делают. Они повинуются наставнику, и им не нужно объяснять, почему на тренировках следует поступать так или иначе. Если бы я работал с европейцами, со мной бы начали дискутировать: «А почему, собственно, мы должны делать двадцать отжиманий? Пятнадцати вполне достаточно».
К сожалению, в современной Голландии, как и в Америке, я не чувствую себя психологически комфортно. Там очень жестокая, агрессивная среда вокруг. За три года в России я ничего подобного не почувствовал. Конечно, есть проблемы, связанные с алкоголем и даже с принятием наркотиков, но я не видел ярко выраженной агрессии со стороны людей, такой, какая существует в Европе. В Голландии, как и в других странах Запада, она еще усугубляется присутствием мигрантов из Африки, которые, приехав в Европу, должны бы приспосабливаться к местным условиям и обычаям, но не делают этого. Я ведь тоже в России – иммигрант, но знаю, что нужно уважать страну, принявшую тебя, и адаптироваться под нее.
– Где вы бывали в России?
– Я был в Санкт-Петербурге. Он очень напоминает голландские города. Это один из прекраснейших городов в мире. Конечно, там своеобразная погода. Она мокрая (это слово Мишель старательно выговаривает на русском языке. – О.К.). Там прекрасная архитектура. Я люблю Москву. Бывал в музеях Кремля. Естественно, был в Воронеже и небольших городках Воронежской области, а также в соседнем Тамбове. Мне запомнился город Екатеринбург, монастырь на Ганиной яме. Мы были там зимой, кругом лежало много снега. Это – историческое место. Бывал в Челябинске и Златоусте, посещал Кавказ – Минеральные Воды и Грозный.
– А в русских монастырях бывали?
– Помимо монастыря на Ганиной яме я бывал в Задонске, в монастыре святителя Тихона.
– Есть у вас духовник?
– Кроме того православного священника, который принял меня в Православие в Италии, я, приехав в Россию, много общался с архимандритом Тихоном из Задонского монастыря. Вначале он не знал, что я – православный, и говорил моей жене: это не очень хорошо, что ты замужем за иноверцем. Потом он узнал, что я – не иноверец, более того – учу русский язык, у нас возникли очень хорошие, дружеские отношения. Этот батюшка мне очень нравится своим дружелюбием и открытостью.
Я еще не очень хорошо могу говорить по-русски, но уже не раз исповедовался на русском, и меня понимают.
– В вашей семье есть дети?
– Да. Мы с женой взяли из детского дома двух девочек-сирот, сестер Ольгу и Ксению. Ольге скоро будет четыре года, а Ксения на год старше.
– Вы их воспитываете в православных традициях?
– Да. Они любят ходить в церковь. В каждом храме, куда мы заходим, они говорят: «Это – наш храм».
– Каковы ваши планы на будущее, и связываете ли вы их с Россией?
– Конечно. У меня теперь фактически две родных страны – моя Голландия и страна моей жены – Россия. В ней мы и останемся жить. Мне здесь нравится. Если я получу российское гражданство, чем сейчас занимаюсь, то стану полноценным гражданином России. С Божией помощью мы организуем спортивный центр, где я смогу проводить занятия и семинары. Надеюсь, Бог поможет мне передать людям в России мои знания и профессиональный опыт.