|
||||||||||||||
Обыкновенный фашизм. Кто и почему воюет против нового фильма Михалкова?«Утомленным солнцем-2» повезло. Я не оговорилась, потому что везение глобальных произведений искусства, а также крупных личностей (как и народов) — не в том, чтобы спрятаться, отсидеться-отлежаться, пройти стороной, то бишь, просуществовать по возможности благополучно и тихо. Их счастье — оно по гамбургскому счету. На миру, на глазах, в центре внимания, то и дело — под прицельным огнем. ![]() Михалков принял огонь на себя по многим причинам. Исследование этих причин породит со временем не одну диссертацию по психологии либо социологии. Самое простое и очевидное: Михалкова много. Вообще, от природы. Из этого материала при разумной экономии человек пять можно было бы выкроить, а вышел один, и где ни появится — всюду торчит, как сосна на обрыве. Крупных мишеней в России сегодня раз-два и обчелся. А пострелять хочется. В этом отношении у Михалкова благородная миссия: он оттягивает на себя злобу, которую люди — за неимением Сети — излили бы на ближнего. Чей-то ребенок проскочил мимо подзатыльника, в каком-то офисе не перелаялись сослуживцы — потому что накипь ненависти и раздражения сброшена в блогосферу. Русская народная забава «Приложи Михалкова». Точнее, не совсем русская и абсолютно не народная, но большинству из нас для нервного срыва хватило бы вполне. Михалков пока держится. «Он дружит с властью, он богат, и потому мы не любим его кино». Интересно другое: он дружит с властью, он не беден, зачем он до сих пор снимает фильмы? Почему не ушел в политику, в большой бизнес — в те сферы, которые для серьезного мужика, безусловно, более престижны, нежели занятия искусством? Нынешней осенью ему стукнет 65. Не надоело добровольно подставляться под обстрел? Бьют в Михалкова, потому что не могут ударить выше — существенный фактор. «Главный» (как ни крути) кинорежиссер страны — в глазах народа лицо официальное. А просто ли чтимый властью или ответственный за всё, что делает и чего не делает власть, — кто станет разбираться в этих нюансах? «Мне не нравится моя жизнь, я растерян, напуган, подавлен, не уверен ни в прошлом, ни в будущем, мне плохо, тревожно, дискомфортно…» — вот как следует трактовать блоговопли: «Туфта! Комикс! Провал!..» Но это, на мой взгляд, не главное. А главное — вот что. «Утомленные солнцем-2: Предстояние» — первый фильм, который четко провел водораздел в зрительской аудитории. Между людьми, для которых естественна духовная вертикаль, и теми, у кого сознание сугубо светское, как теперь говорят, «секулярное». Вторые смотрят картину из положения лежа. А она называется «Предстояние». Пред-Стояние. Вектор от земли к небу. Очень трудно воспринимать вертикаль из горизонтали. Мучается бедняга: голову вывернул, глаза скосил, шея затекла, в поясницу вступило. Долго в таком положении не протянешь. Отсюда истерика: «Один час из трех выдержал, больше не могу!» Ну, ясно, не можешь, если свою извращенную позу считаешь нормой. Михалков не хотел понравиться. Это доказуемо хотя бы от противного: если Михалков хочет — он нравится всегда. Уж ему-то известно, из кого сейчас на девяносто процентов состоит зрительская аудитория России и какие фильмы предпочитает. Однако, имея — благодарение Богу — возможность снимать другое кино, Никита Сергеевич упорно гнет свою линию. Точнее, пытается выпрямить нашу. К «Утомленным солнцем-2» предъявляют массу взаимоисключающих претензий. Упреки в бессюжетности странным образом рифмуются с обидой, почему Михалков всё не убивает и не убивает главных героев — Котова и Надю, чье движение навстречу друг другу, собственно, и скрепляет сюжет. Фильм называют просталинским, что неправда, и антисталинским, что полная чушь. Самая бессмысленная инвектива: «Война была не такая, война была другая…» Да окститесь: сколько судеб — столько войн. Кто воевал, кто ждал, кто в эти годы рос. Кого убило, царапнуло, не задело. Кто голодал, кто жировал. Кто нашел любовь, кто потерял всех близких одним махом. Кто в Генштабе, кто в штрафбате. Исчислите этот песок в океане, и вы получите полную картину войны. Но не ранее того. Михалков показал фрагмент гигантской мозаики, которой не суждено быть законченной. У нее нет четких границ. Мы никогда не скажем: всё, этот паззл готов. Война была вот такой, такой и такой — и никакой более. Война была разная. У каждого своя. После премьеры «Утомленных…» давняя знакомая, пожилая женщина вдруг рассказала мне историю своего детства. Как двухлетней девочкой увозили ее из Крыма на санитарном поезде; фашистская авиация состав разбомбила, какие-то моряки среди хаоса и криков подхватили ребенка, убежали в степь. Когда девочку вернули маме и няне, выяснилось, что она — к тому времени уже вовсю болтавшая — потеряла дар речи. Могла только мычать. Речь впоследствии восстановилась, но заикание — как шрам от младенческого испуга — осталось на всю жизнь... Через два дня после бомбежки, на какой-то станции, няня взяла запас сахара, увязанный в наволочку, и отнесла малышку в ближайший храм — чтобы окрестили… Отца девочки — еврея, коммуниста, та же няня перед уходом его на фронт слезно умоляла взять крестик. Он отказался — не потому, что еврей, конечно, а оттого, что коммунист. Воевал отец в береговых батареях Севастополя — среди тех героев, которые подорвали себя в июне 1942-го, чтобы не сдаваться немцам. Вряд ли крестик спас бы его. Хотя, кто знает… Чем не сценарный ход для «Утомленных солнцем-2»? Но сними это Михалков, вокруг закричали бы: «Натянуто! Неправдоподобно!» Под «правдоподобием», которого требуют от «Предстояния», подразумевается ровный, как кардиограмма мертвого тела, смысловой и визуальный ряд. «Что это за голый зад немецкого летчика?! Что это за “сестричка, покажи сиськи”?!» А вот что — если вы не поняли. Михалкову требовалось обрушить на нас войну, как мир перевернутых понятий. Здесь разом отменены приличия, законы эстетики, причинно-следственные связи и люди быстро отучаются говорить: «Это невозможно», потому что возможно всё. Ты не знаешь, что произойдет с тобой в следующую секунду, да просто — проживешь ли ты эту секунду. Ты беспомощен перед силами, которым нет имени. ![]() Фото Сергея Короткова Михалкову надо было взорвать наше сознание. Кинуть туда гранату с выдернутой чекой, чтобы разлетелись, полыхнув на прощание, все наши представления о «нормальной» жизни. Как это сделать? Как жахнуть изнутри, сотрясти зрительский организм на физиологическом уровне? Не батальными сценами — их было много и в советском военном кино. Не кровавой мясорубкой — к ней мы приучены. Но именно — крайностями, шоком, железом по стеклу. Чтобы пробрало до дрожи, чтобы от одного запаха попкорна замутило. Мог такой фильм собрать большую кассу?.. Михалков не говорит: «Устраивайся в кресле поудобнее, я покажу тебе войну». Он не говорит даже: «Встань, иди за мной и смотри». А просто подталкивает в спину — резко, мощно, неожиданно: «Иди-ка, поживи там — в сорок первом. Поглядим, на сколько тебя хватит». Даже на три часа хватает с трудом. Выползаешь раздавленная из-под черного колеса, которое, кажется, вот-вот переедет и страну, и тебя — только косточки хрустнут под неумолимой адской машиной. А надежды все меньше… «Как в костре потухшем таял уголек» — удачный слоган для фильма «Предстояние»… Однако атака на Михалкова не была бы столь ожесточенной, если бы оппоненты бились за собственную правду о событиях почти 70-летней давности. Так вопят только от реальной боли. Если задело за живое. «Предстояние» оказалось действительно великим фильмом — о той великой войне, которая происходит сейчас. Михалков отвалил наспех залакированную фасадную доску, а под ней-то — гниль и разложение. Заволновались, забегали существа, не привычные к дневному свету. Продукт их усиленной жизнедеятельности валится на электронные и печатные страницы тоннами. Михалкова казнят, как это делали нацисты, — за качества, свойственные человеку от природы. Те вынюхивали цвет глаз, акцент, форму черепа. Наши, сегодняшние — систему взглядов на мир, тоже передающуюся с корнями и кровью. Эти люди расслышали месседж Михалкова, проартикулированный более чем внятно. Вы — кто любит частицу «но», кто к фразе «мы защитили Европу» непременно добавляет «Но потом поработили ее»; кому ради высаженных в море пиратов не в лом оскорбить российских моряков; кто гордится хроническим кукишем в кармане, а сострадание заменил теплохладной толерантностью; кто смотрит на мир из-за занавески — с вами мы 23 июня 1941 года подписали бы акт о капитуляции. Россия стоит не на вас. Михалков сказал много. Больше, чем допустимо сегодня. За это и получает.
Образование и Православие / Автор: ЯМПОЛЬСКАЯ Елена, заместитель главного редактора газеты "Известия" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2902 |