|
||||||||||||||
Духовник олимпийской сборной России: Суть Олимпиады в целом – в единении и миреНакануне закрытия Олимпийских игр «Правмир» расспросил духовника олимпийской сборной России протоиерея Андрея Алексеева о том, как складывались его отношения с командой и с какими проблемами чаще всего приходили к нему спортсмены. – С какой потребностью чаще всего приходят к духовнику спортсмены? Отличаются ли их духовные потребности от запросов людей, у которых нет спортивного опыта и олимпийских амбиций?
– Отличия, действительно, есть. К примеру, спортсменам, особенно профессиональным, проще выдерживать пост и другие ограничения, накладываемые Церковью. У них жесткий режим, они привыкли соблюдать дисциплину. Поэтому у них есть опыт работы над собой, и тренировка духа дается им, возможно, легче, поскольку есть практика тренировки тела.
Приходили же ко мне по самым разным поводам. Но ведь, несмотря на разницу между людьми, болеем мы все одними и теми же болезнями. И надо понимать, что как у доктора есть набор лекарств, чтобы помочь пациенту, так и у священника имеются проверенные способы снять душевную боль.
Так, я призываю пришедшего ко мне человека к покаянию, к тому, чтобы он вспомнил моменты, когда сам был неправ, и простил своих обидчиков. Когда ко мне обращался спортсмен из сборной, я просил его помнить, что он представляет целую страну и нужно вести себя так, чтобы ее жителям не было за него стыдно.
Понимаю, что бывает сложно, мы – сборная олимпийцев и все, кто им помогает, – сейчас находимся на рубеже в очень непростое время. В этих трудных условиях нам нужно было постараться настроиться на дело мира и при этом достойно представить свою страну.
– Под трудными временами подразумеваете напряжение из-за допинговых скандалов?
– И это тоже. Но не меньшее значение имеет то, что мы находимся на выезде, люди оторваны от привычной среды. И все спортсмены хотели показать свой лучший результат, победить.
– Много ли среди спортсменов глубоко верующих, церковных людей?
– Знаю, что многие из наших спортсменов люди воцерковленные, у некоторых есть в родном городе свой духовник, но никакой статистики привести я не могу. Поймите, когда мы все в начале Олимпиады собрались здесь, в Олимпийской деревне, я не знал буквально никого из спортсменов лично. Уже здесь, в ходе игр, мы знакомились, выстраивали отношения, и нельзя сказать, что ко мне пришел каждый. Это же не вменяется в обязанность. Но многие приходили.
А на верующих и неверующих я бы не разделял. Все мы находимся на пути к вере, каждый на своем отрезке. Моя же задача – не обратить человека или навязать ему веру, а не навредить ему на его пути к Богу, не закрыть для него собою Христа.
– Возникали ли конфликты из-за вашего присутствия в сборной? Команда все-таки многоконфессиональная…
– Нет, никакого негатива нет, отношения были со всеми прекрасные, уважительные. Вот буквально накануне так хорошо поговорили с девушкой из нашей сборной. Она баптистка, но это не сделало нашу беседу менее доверительной. Бывает, ко мне обращались за поддержкой спортсмены иной веры, неправославные. По возможности, пытался им помочь.
– Олимпийскую сборную России уже больше 10 лет на соревнования сопровождает духовник. Вы впервые выступали в этом качестве?
– Да, до этого сборную постоянно сопровождал известный московский священник протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах. Перед поездкой в Рио я съездил к нему, получил советы и наставления.
Однако и до этой поездки у меня был 16-летний опыт работы со спортсменами. В частности, была создана Православная спортивная лига при храме святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове. Еще мы открыли в Москве спортивную школу, где дети занимаются более чем 20 видами спорта! Я и сам регулярно там тренируюсь, играю в футбол, теннис и бадминтон.
– Олимпиада – высокий уровень состязательности, требующий больших жертв. Стоят ли победы страны таких жертв? Какой в них смысл с религиозной точки зрения?
– Смысл в том, что ни одного человека Господь не оставит без испытаний. И важно преодолевать их правильно, с верным отношением и к победе, и к поражению. Я здесь искал для ребят те слова, которые помогли бы им достойно преодолеть трудности, войти в нужное состояние. Амбиции или злость, пусть и спортивные – это неправильно.
А суть Олимпиады в целом – в единении и мире.
– Если ее смысл в единении, то насколько правильно молиться за победу одной конкретной страны на Олимпиаде? А страстные переживания фанатов за спортсменов – разве они полезны с позиции православия?
– Не нужно смешивать эмоции болельщиков, желающих победы своей команде, и страсти фанатов, которые мешают окружающим или представляют опасность.
Последним следует вести борьбу со своими страстями, а первые – просто переживают за близких им людей. Ведь мы волнуемся за наших родственников и друзей, людей из самого близкого нам круга. Олимпийцы – из такого же круга ближних, только он чуть шире. А в самый широкий круг входят люди всего мира, которых тоже нельзя назвать чужими.
Чтобы стало яснее, приведу такой исторический пример: архиепископ Николай Японский, полвека прослуживший в Японии, даже во время русско-японской войны остался со своей паствой, не покинул острова. В то время к нему приходили не только русские мигранты, но и коренные японцы. Так вот своим сподвижникам и чадам святитель сказал, что будет молиться за победу России, но и японских прихожан он просил молиться за собственную страну и за своих воинов.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1660 |