|
||||||||||||||
Духовные школы: на пороге реформВ интервью главному редактору портала «Православие и мир» Анне Даниловой первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун) рассказывает о переходе духовного образования на Болонскую систему. Отец Кирилл, светские вузы с большой опаской говорят о Болонской системе. Почему так быстро пошла речь о переходе духовных школ на эту систему? Болонская система это во многом вынужденный путь. В течение многих лет наши духовные школы пытаются получить признание в научном сообществе и занять подобающее им место в отечественном образовательном пространстве. Мы пытаемся интегрироваться в систему высшего образования, добиться признания теологии как научной дисциплины, получить возможность проводить диссертации через ВАК. Однако большинство этих попыток безрезультатны. Академическая деятельность в области богословия не воспринимается всерьез практически никем в нашей светской системе образования. На Западе же богословие это очень уважаемая наука, с которой начались университеты. Там никому не нужно объяснять, что богословие это равный партнер в междисциплинарном взаимодействии. Что делать? Значит, нам приходится добиваться международного признания, чтобы затем получить признание и со стороны отечественного академического и образовательного истеблишмента. Через взаимодействие с зарубежными учебными заведениями мы хотим продемонстрировать нашей системе образования, что мы являемся адекватными партнерами, что богословие это уважаемая дисциплина. Богословие не просто имеет право присутствовать в системе аккредитованного образования, но является одной из наиболее уважаемых дисциплин. Именно это мы хотим доказать нашей светской системе. Мы надеемся, что добьемся своей цели и те стереотипы, которые существовали и продолжают существовать по отношению к богословию в нашей системе, со временем отпадут. Действительно, возможно, что когда наладится прочный контакт с западными университетами, и отечественное Министерство образования посмотрит по-другому на духовные школы. Это единственная цель проводимой реформы? Реформирование духовного образования это не самоцель, как может показаться некоторым, и даже не только признание со стороны государства и международного сообщества. У реформы образовательного процесса есть своя система, логика, цели, главная из которых сделать наше духовное образование более качественным. Я бы выделил две основные задачи духовного образования. Первая, и основная мы готовим священнослужителей. Вторая задача это развитие богословской науки как теоретического вида деятельности, участие в международных богословских проектах и развитие собственных богословских проектов. Для решения обеих задач нам необходимо реформирование системы образования. Нам нужно готовить таких пастырей, которые были бы более адекватными современному миру, человеку, обществу. Но при этом они должны оставаться адекватными и той традиции, которую они представляют. Последнее мы не сможем обеспечить ни с помощью западных партнеров, ни с помощью светской образовательной системы. Только мы можем найти здесь правильный баланс и нужную меру. И здесь Болонский процесс поможет нам в решении наших проблем, но не решит их за нас. Но ведь меняется не только внешняя организация образовательного процесса, Болонская система это другая философия образования. Вы совершенно правы. Сегодня глобально меняются требования к образованию. Сейчас не нужны люди, которые обладают отвлеченными знаниями и не умеют эти знания творчески применять. Поэтому одной из задач реформы системы образования является дифференциация этой системы на две стадии: общих и специальных знаний, бакалавриата и магистратуры соответственно. Большое внимание уделяется тому, чтобы студент научился применять полученные знания, а не оставлять их лежать мертвым грузом. Бакалавриат как уровень общих знаний должен быть обязательным для всех: и богословов, и пастырей. Дисциплины здесь должны преподаваться приблизительно одинаковые, связанные с перспективами дальнейшего церковного служения. Бакалавриат это тот этап, который формирует систему взглядов у семинариста. В каком-то смысле формируется целостная и замкнутая система взглядов. На следующем этапе магистратуры эта система взглядов должна разомкнуться. Необходимо это для того, чтобы расширить горизонты бывшего семинариста, теперь уже магистра, и дать ему возможность несколько по-другому, более выпукло и творчески оценить то, что он получил на бакалаврском уровне. Человек на этом этапе не только приобретает специальные знания, но и новый расширенный взгляд на то, что изучено в семинарии. Происходит формирование двух направлений пастырского и академического. Для пастыря достаточно быть бакалавром, а если человек хочет идти дальше по академической среде, ему уже необходима магистратура, аспирантура, докторантура? Совершенно верно. Но на пастырском уровне предполагается еще дополнительная специализация. Перед тем как приступить к пастырскому служению, семинарист должен пройти через четырехлетний бакалавриат и годичную специализацию. В этот год он должен лучше освоить практические вещи, связанные с прикладной пастырской психологией, психиатрией, педагогикой, практической литургикой. В связи с введением ОПК в школах, актуальным становится вопрос о внедрении педагогики на всех уровнях образования. Как решить проблему с теми кадрами, которые должны преподавать ОПК в школах? Чтобы решить эту проблему, пастырям, богословам потребуются педагогические навыки, поэтому сейчас практически принято решение о внедрении элементов педагогики на всех уровнях богословского образования. Должна быть и обязательная педагогическая практика. В свое время, когда я учился в Афинском университете, у нас была педагогика и возрастная психология. Были и практические занятия в школах, что осталось незабываемым опытом. Что касается академической направленности, то она должна развиваться в форме магистерских программ на основе духовных академий и нескольких избранных семинарий. Магистратуры должны создавать среду, в которой из потребителей богословской информации формируются люди, которые способны творчески осваивать и приумножать знания. Это этап становления самостоятельных исследователей, формирования богословской состоятельности человека. Изменились ли в современном компьютеризированном мире модели академического образования? Да, конечно. Поменялся весь комплекс академии, как научно-исследовательской и образовательной школы. Возникла объективная необходимость разделить уровень общих знаний бакалавриат и уровень специальных знаний и навыков магистратуру. В новой системе магистр это не просто специализация, но это тот этап, когда качественно меняется отношение человека к знаниям, когда меняется он сам в контексте полученных знаний. Магистратура может также стать очень интересным пространством для миссионерской деятельности. Миссионерской работы? Да, конечно. Магистерские спецкурсы, которые мы сможем развивать в наших духовных школах, уже сейчас востребованы в других учебных заведениях. Существует возможность экспорта наших магистерских программ в целый ряд университетов Запада и Востока, есть предварительные договоренности о том, чтобы экспортировать наши магистерские программы в такие вузы как, например, Свободный университет Амстердама или Китайский университет Гонконга. Магистерский спецкурс или модуль это тот инструмент, который помимо академической нагрузки может нести еще и миссионерскую нагрузку, давая возможность иностранным студентам ближе познакомиться с православной традицией. Это очень интересная перспектива и мы надеемся, что будут появляться совместные магистерские программы с миссионерской направленностью. Введение магистерских программ предполагает также, что мы сможем их осуществлять вместе с другими университетами. Человек, закончивший магистерскую программу в одной из духовных школ нашей Церкви, получит на руки дипло
Образование и Православие / http://www.patriarchia.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3133 |