|
||||||||||||||
Возвращение надвратных икон на башни Московского Кремля«Если древняя Москва есть сердце всей России, то алтарем этого сердца искони является священный Кремль, – писал епископ Нестор Камчатский в составленной им брошюре “Расстрел Московского Кремля (27 октября – 3 ноября 1917 г.”. – Святотатственно посягнуть на него может только безумец или тот, в сердце которого нет ничего святого». Постеры Никольской башни и иконы святителя Николая Именно тогда, в дни злодеяния, совершенного над Кремлем, был изрешечен пулями и осколками надвратный образ святителя Николы Можайского на Никольской башне, но сам лик не пострадал, что было воспринято верующими как чудо. А вот вокруг главы и плеч святителя – сплошной узор пулевых ран. При первом взгляде, как описывал тот же епископ Нестор, кажется, что иконы нет, но, всматриваясь внимательнее, сквозь пыль и сор вырисовывается сначала строгое лицо святителя Николая и в правом виске видна рана, а затем становится яснее и весь этот чудотворный образ – стена и ограждение священного Кремля. А в конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием пролетарского Первомая, фасад Никольской башни, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но сильные порывы ветра, скрутив полотнища, чудесным образом освободили вид на образ святителя. Правда, не надолго… Вскоре большевики предпочли вообще замуровать эту древнюю икону, датированную концом XV – началом XVI века, как и другую, особо почитаемую православным людом, – икону Спасителя на Спасской башне, написанную в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея в 1521 году. Кстати, названия кремлевских башен чаще всего связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня Именно Спасские ворота всегда считались парадным въездом в Кремль: от них уходили на битву полки, через них шли все крестные ходы из Кремля, под ними торжественно проходили перед коронацией все правители России, начиная с царя Михаила Федоровича. Спасские ворота всегда почитались святыми: через них нельзя было проезжать верхом, а проходившие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. А вот описание этой иконы, оставленное нам в 1904 году священником Иоанном Кузнецовым. «Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница Его с благословляющими перстами опущена долу, а в левой руке Он держит Евангелие, раскрытое на словах: “Рече Господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется”. К стопам Спасителя припали преподобные Сергий (с левой стороны) и Варлаам (с правой). В верхних углах изображены два летящих ангела: у ангела с правой стороны в руке крест; ангел, находящийся на левой, держит копье и губу. Выше над иконою – треугольник с сиянием, в середине его надпись “Бог”. Фон иконы золоченый, кругом иконы – резная золоченая киота со стеклом». Долгое время надвратные иконы на Никольской и Спасской башнях считались утраченными, вопрос об их возвращении не раз поднимался общественностью. И вот три года назад с инициативой восстановления этих святынь в комплексе Московского Кремля выступил фонд Андрея Первозванного. Инициатива была поддержана тогдашним Президентом РФ В.В. Путиным и получила благословение приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Для предварительной проработки вопроса о возможности восстановления икон при фонде Андрея Первозванного была создана специальная инициативная группа, члены которой собрались на пресс-конференцию 11 мая в агентстве Интерфакс. Главный вывод, сообщенный руководителем инициативной группы, председателем попечительского совета фонда В.И. Якуниным, звучал так: на сегодняшний день гипотеза о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки подтверждена. Как он рассказал, инициативная группа после необходимых согласований решила провести натурные исследования в киотах Спасской и Никольской башен. И в конце апреля нынешнего года специалистами реставраторами были сделаны так называемые зондажи в киотах обеих башен, располагающихся со стороны Красной площади. Теперь предстоит серьезная работа по расчистке и дальнейшей реставрации этих икон. Пока еще трудно составить окончательное представление, в каком состоянии они находятся. На пресс-конференции слева направо: Виктор Петраков, Елена Гагарина, Владимир Якунин, Сергей Хлебников – Единодушное мнение членов нашей группы, – подчеркнул Владимир Иванович, – что мы должны будем работать по принципу «не навреди», без всякой спешки, содействуя тому, чтобы исторический облик Кремля был воссоздан и образцы духовного наследия нашего народа вновь появились бы на кремлевских башнях и в нашей жизни. Что касается сроков, то их определят реставраторы. Конечно, хотелось бы завершить основной объем работ по раскрытию обеих икон к концу лета, до наступления дождливого сезона. Епископ Женевский и Западноевропейский Михаил предоставил инициативной группе фотографию иконы святителя Николая на Никольской башне. Снимок был сделан после обстрела башен Московского Кремля в октябре 1917 года и передан Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку. Так сплетаются воедино нити истории… Примечательно, что реализуемый фондом проект не будет ограничиваться только двумя башнями, просто в отношении их было больше оснований делать предположения о сохранности надвратных икон. Между тем конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно видеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен… Подробности о том, что открылось во время проведенных исследований на Никольской и Спасской башнях, сообщил специально для портала «Православие.Ru» директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления, кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей квалификации С.В. Филатов: Открытый в нижнем зондаже нимб преподобного Сергия Радонежского на надвратной иконе Спасителя – Конечно, это были небольшие зондажи, площадью несколько квадратных дециметров. Но и этого оказалось достаточно, чтобы на иконе Спасителя в верхнем зондаже обнаружить детали изображения Евангелия, которое Он держит в руке, а на нижнем –изображение части фигуры преподобного Сергия Радонежского; сохранность относительно неплохая, в том числе золоченого фона. В отношении образа святителя Николая можно сказать, что состояние живописи там более сложное, поскольку это темперная роспись, находившаяся когда-то под масляной записью. Необходимо провести полный комплекс реставрационных работ, начиная от укрепления штукатурной основы и до восстановления красочного слоя. Кроме того, надо будет продумать, как грамотно защитить открытые росписи. Иконы находились в застекленных киотах, а сейчас атмосферная среда еще более агрессивна. Что касается других башен Кремля, отметил Сергей Викторович, то тут работу надо начинать с исследования архивов – это то, чем занимаются музеи Московского Кремля. Конечно, было бы интересно обследовать все киоты, где могли сохраниться стенописные изображения икон. Насколько я знаю, например, на Боровицкой башне штукатурный слой не сохранился, там просто кирпичная кладка и побелка. Кстати, не обязательно были стенописные изображения, могли быть и иконы, тут многое зависит от архивных изысканий. Пока Кремль, заключил он, – один из самых малоисследованных объектов Москвы, здесь все время происходят какие-то новые находки. Слава Богу, сейчас он более открыт для исследовательских работ, чем, скажем, в 50-е годы XX века. Наши реставраторы постоянно работают и в Успенском, и в Благовещенском, и в Архангельском соборах, и на территории Кремля. Мы возрождаем сейчас то, что делали наши предки, и это, я полагаю, должно нести огромный духовно-нравственный заряд для всего нашего общества. – Обнаружение икон на кремлевских башнях – это событие огромной нравственной силы, восстановление справедливости по отношению к нашей истории, – считает и комендант Московского Кремля, заместитель директора Федеральной службы охраны Сергей Хлебников. – Не буду скрывать, я до сих пор чувствую глубокое волнение. Первые работы по зондажу велись очень осторожно, и лишь когда реставраторы после слоя штукатурки наткнулись на металлическую сетку, стало понятно, что можно действовать смелее. За время моей работы поступали разные предложения о восстановлении надвратных икон, но инициатива фонда Андрея Первозванного отличается, прежде всего, своей конкретностью, и этот проект, конечно же, будет выполнен в полном объеме. – Кроме высокого духовного смысла, это еще и очень красивый проект, – заметил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору и соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Виктор Петраков. – Мы со всей тщательностью относимся к реставрационным работам. В соответствии с государственными полномочиями наша служба будет всячески содействовать реализации проекта, никаких проволочек не будет. Мы сделаем все, чтобы работы были проведены в точно установленные сроки. – Мы рассчитываем на то, что не только сохранились следы красочного слоя на надвратных иконах обеих башен, но и что сами иконы находятся в таком виде, когда их можно восстановить, – сказала генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина. – Эта работа для нас чрезвычайно важна и интересна. Мы надеемся, что замурованные святыни Московского Кремля обретут вскоре новую жизнь. Выступление С.В. Филатова, директора ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» Выступление В.В. Петракова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
Образование и Православие / Василий Писаревский |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4638 |