Прогулка по Краеведческому музею (фоторепортаж)
Новосибирск жил без своего главного музея почти два года. Мы представляем фоторепортаж Натальи Липатниковой о том как изменилась экспозиция и стоит ли идти. Впервые опубликовано в её ЖЖ.
И вот оно свершилось! Открылся! Оттепели, правда, тоже стали интересны новые экспозиции, и вода от стаявшего со всей площади Ленина снега устремилась к дверям музея, так что когда мы продрались через эту гигантскую лужу, Яна уже вся была мокрая, а я злая. Впрочем, я быстро смягчилась.
В цокольном этаже музея отныне и присно располагается выставка "Сибирь в древности. Все, что мы знаем или думаем, что знаем, о жизни в Сибири до прихода русских".
Экспозиция «Сибирь в древности» занимает пять залов цокольного этажа. Основная идея экспозиции — показать не хронологическое развитие отдельных народов Сибири, а дать комплексную картину жизни целых регионов: скотоводов-кочевников на юге Сибири, земледельцев в долинах Оби и Енисея, охотников и рыболовов в таежных зонах, оленеводов на крайнем севере. Развитие этих культур прослежено в залах — от палеолита до этнографической современности. (Информация с сайта музея.)
Временной разброс экспонатов - от 4 в. до н.э. до 20 века н.э. Одежда почти современная: хакасская, алтайская, татарская.
Бронза гораздо более пожилая.
Коллекция трубок.
Оленеводство: ошейники, расшитые бисером недоуздки и эвенкийский национальный костюм.
Отличные лыжи и куколки эвенкийских детей.
А здесь вот целые нарты.
Справа - якутские календари на неделю и на месяц (19 век).
Шаманский наряд и бубен. Понравилось, кстати, что за шаманом стоит зеркало, и можно разглядеть его спину.
На спине какие-то крюки типа рогов, колокольчики и людские фигурки - для устрашения, видимо.
Слева - снеговые очки нганасанов, справа - лошадки алтайцев и коровки якутов. Коллекция пони, как решило моё семейство.
Убранство казахской юрты.
Казахский национальный костюм.
Охотничий сокол.
В полу - погребение кочевника с конём.
В соседнем маленьком зале информационные сенсорные доски с документальными фотографиями людей разных народностей Сибири.
Мне отдельно кирпичная кладка нравится, интересно, имитация это или настоящая историческая стена 1911 года. Кирпич на ладошке)
В общем, эта выставка мне очень понравилась, и экспонаты интересные (по логике напоминает Кунсткамеру образца моего последнего туда визита 10 лет тому назад), и сделано всё грамотно и современно.
Первый этаж - исторический. Выставка "1914. История сибиряков в Первой мировой войне: оружие и обмундирование, документы и фотографии".
Противогазы 1916 года.
Внизу - платок в честь 300-летия дома Романовых. Справа - стенд, посвященный новосибирским медикам: медали и медицинские инструменты. Много личных вещей доктора медицины В.М. Мыша - раньше большая экспозиция о нём была в музее Заельцовского района, не оттуда ли позаимствовали?
Здесь тоже есть информационный стол с фотографиями и документами.
Исторический выпуск газеты "Голос Сибири" со статьей об отречении царя от престола и блоком местной рекламы рядом.
Следующая выставка - "Сузун. Монетный двор". Немного истории.
Сузун основан по именному указу Сенату Екатерины II от 7 ноября 1763 года в связи с необходимостью начать чеканку монет на территории Сибири. Необходимость строительства завода в Сибири была вызвана тем, что перевозка меди, добываемой в окрестностях города Колывань, в европейскую часть России обходилась очень дорого. Строительство Нижне-Сузунского медеплавильного завода, начатое в 1764 году, продвигалось очень быстрыми темпами. Уже в 1765 году началась выплавка меди. В 1768 году на заводе началась также выплавка серебряных руд, а несколько позже — ещё и железа. На реке Нижний Сузун для нужд завода была построена плотина.
В 1766 году при заводе начал чеканку монет Сузунский монетный двор, который работал с 1766 по 1847 год. До 1781 года чеканил сибирские монеты. К концу XIX века затраты на выплавку меди на заводе стали возрастать из-за истощения запасов руд в Колывано-Воскресенском горном округе и вырубки лесов в окрестностях Сузуна. В 1889 году Алтайский горный совет в Барнауле принял решение о закрытии завода.
Макет Нижне-Сузунского завода с высоты птичьего полета.
И по селянам с граблями.
Полная коллекция Сибирской монеты, обрезки меди и интересные клады. Вот как ни крути, а нет ни в одной Тальменки берега Оби! В нашей - Бердский залив, в Алтайской - река Чумыш, вот и думай, что здесь имеется в виду. Наверное, всё-таки алтайская, она постарше будет, а у нас в огороде только хрустальные бабушкины салатники находятся.
Опять-таки интересно, а в Сузунском музее-то что-то осталось? Я ж туда собираюсь ехать. А это, по-видимому, рабочая модель «толчеи для сору».
Эти работы я абсолютно точно видела в архитектурном музее, тоже экспроприировали.
Здесь у меня идут вперемешку экспозиции "Время больших надежд" и "Прошу к столу. Реконструкции кухонь и столовых сибиряков с конца XIX века до 1970-х годов".
Слева посуда постарше - 19 века, справа немного помоложе. Снизу интересная пряничная доска с орнаментами.
А здесь уже посуда становится орудием пропаганды.
И кухоньки пошли. Не нашла почему-то, какая из них каких годов, неправильно это, надо, чтобы сразу в глаза бросалось.
Телевизор под салфеточкой) А справа кухня, пожалуй, начала 80-ых уже, что-то такое всплывает из моей старческой памяти.
Товарищ Сталин и чёрная икра в авоське.
Сетка хозяйственная («авоська»). 1950-е годы. «Авоська» - разговорное название сетчатой хозяйственной сумки, сплетенной из суровых нитей. Использовалась для посещения рынков и магазинов. «Авоську» постоянно носили с собой на случай - авось удастся что-то купить. В СССР авоськи плели на предприятиях Всесоюзного общества слепых - ВОС. Котомка классической авоськи сплетена в 14 рядов по 24 ячейки. Максимальная нагрузка — 70 кг. В настоящее время авоськи полностью вытеснены пластиковыми пакетами.
Некухонные интерьеры.
И про развитие города и личности в нём)
Открытие художественной галереи.
И целинники пошли, не только на Черноземье они были.
Шприц для осеменения коров.
И агитационная книжечка "Переселяйтесь в Новосибирскую область". Кукуруза из поделочных камней - тоже, видимо, символ времени.
Здесь сзади забавный плакатик типа "ох уж эти городские", шикарное нижнее бельё и духи "Красная Москва" с оригинальной крышечкой.
И Великая Отечественная, конечно, не совсем по хронологии.
Машина для изготовления валенков.
Слева - солдатские стрелковые перчатки, справа "горбуша" - приспособление для переноски грузов (предшественница хипсита для переноски детей).
Перебираемся на второй этаж. "Дорогие мелочи. Любимые личные предметы, как зеркало души их обладателей". Честно говоря, подобные штуки оставляют меня почти полностью равнодушной, так что прошли на марше.
Рог, подаренный А.И. Покрышкину.
Зато следующий зал был хорош даже без экспонатов, там было столько света и простора, что хотелось там задержаться подольше. Выставка называлась "Модный силуэт в городе N. Как формировался стиль в одежде горожан, проходя через годы и десятилетия XX века".
На выставке представлены более 150 предметов одежды, обуви и модных аксессуаров из фондов музея. Обладатели этих вещей — представители различных классов, сословных групп и профессий. Андрей Крячков — архитектор, автор здания, в котором проходит выставка, Клавдия Полянская — учитель гимназии, Софья Бахарева — супруга купца, Нина Мамаева — народная артистка СССР, Нина Покровская — военврач, Елена Батурина — первый диктор Новосибирской студии телевидения, Александр Покрышкин — герой Великой Отечественной войны и маршал авиации СССР.
Шинель Крячкова как раз в центре зала.
Здесь я в основном бегала за Яной, которая тащила меня то туда, то сюда: "Ааа, мама-мама. смотри какое платье красивое!", так что то, как формировался стиль горожан, прошло мимо меня. Слева - свадебное платье 1973 года, между прочим (а я бы дала ему гораздо больше лет), да ещё и сшито в Москве. Принадлежало дочери Покрышкина.
Тоже 70-ых годов платье, сшито новосибирским модельером.
Об этих моделях у меня информации не сохранилось. На глазок 20-ые годы 20 века, но я в модах не особенно сильна.
А вот и самого Покрышкина форма. Фотографировать без своего отражения положительно невозможно. Кстати, большой плюс музея, что фотографирование ничем не карается и абсолютно бесплатно.
Следующие залы представляли выставку "Восточная коллекция. Японское оружие и награды, художественные ремесла Китая, буддистская скульптура и танка, фаянс и фарфор", но мы уже немного утомились и с удовольствием созерцали все эти стеллажи, сидя на мягких банкетках.
Буквально в тот же день, когда мы были в музее, открылась выставка "Золотой булат Персии" с редкими образцами холодного оружия и изделиями художественных промыслов древней и средневековой Персии из частных коллекций. Здесь вот были реально красивые штуки.
Древнейшим экспонатом выставки является серебряный с позолотой бюст одного из сасанидских царей доисламского периода, который датируется III—IV вв.
Эфесы отдельно.
Интересные манускрипты и ковры.
И на этом мы завершили наш культпоход, соскребли остатки наличности (а банковские карты там не принимают, обидно), купили ребёнку книгу про окаменелости и отправились восвояси.
Могу сказать, что нам всем музей понравился. Мне показалось, что он стал гораздо более просторным, экспонатов, возможно, стало меньше, но тем легче они воспринимаются, и сайт музея обещает смену экспозиций уже 30 апреля. Поглядим - увидим.
Как вы понимаете, это меньшая часть из того, что можно увидеть в музее, так что идите, смотрите, расскажете потом, было ли раньше лучше)
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|