«Я хотел бы начать наше заседание с выражения глубокого соболезнования родственникам, близким, знакомым тех, кто погиб в результате терактов в Брюсселе.
Мы не понаслышке знаем, что такое террор, и не понаслышке знаем, что такое страдания людей, которых убивают во имя очень странного понимания того, как нужно бороться ради достижения своих земных целей. Думаю, нам предстоит очень серьезно, и в том числе богословски, осмыслить явление терроризма.
Все те объяснения, которые сегодня присутствуют в политическом дискурсе, идут по поверхности. Меня не покидает чувство, что никто по-настоящему не касается онтологических глубин проблемы. Откуда возникает такой радикализм? Что его питает? Какие внешние факторы влияют на возникновение мотивации к террористической деятельности?
Думаю, терроризм нельзя отрывать от общего цивилизационного развития на нынешнем этапе исторического пути человечества. Что-то неправильно у нас идет, и терроризм — часть этой неправильности. А если рассматривать терроризм только как некое локальное явление, или даже глобальное, но связанное с весьма ограниченным идейным пространством, то это будет большой ошибкой. Думаю, необходимо и с богословской, и с культурологической точки зрения осмыслить это страшное явление и выявить его, как я уже сказал, онтологические причины.
Вместе с соболезнованиями мы выражаем надежду на то, что власти в Бельгии, в западноевропейских странах и везде, где существует опасность терроризма, будут действовать максимально активно, причем в сотрудничестве друг с другом. Если терроризм является глобальным явлением, то и ответ должен быть глобальным. Нужно координировать действия. Сегодня об этом много говорят, но, к сожалению, до сих пор не существует полноценной координации действий всех тех, кто призван бороться с терроризмом в глобальном масштабе.
Но что касается Церкви, мы должны делать свое самое главное дело — молиться, просить у Господа прощения за наши грехи, призывать Его милость, молиться о поддержке всех тех, кто уязвлен этими террористическими ранами. Но одновременно мы должны очень серьезно размышлять. А поскольку размышления в Церкви всегда связаны с молитвой, то это дает надежду на то, что мы сможем понять подлинные причины этого страшного явления и выработать свой ответ на вызовы терроризма. Как всегда, с этим ответом кто-то согласится, кто-то нет, кто-то будет приветствовать, кто-то — иронизировать. Но реакция на наши слова — это не наша ответственность. Наша ответственность — думать, молиться и делать все для того, чтобы мир становился лучше. Потому что забота об окружающем нас мире является частью нашей общей заботы о спасении рода человеческого».
Предстоятель Русской Православной Церкви и участники заседания почтили память погибших в терактах в Брюсселе минутой молчания и молитвой об упокоении их душ.