|
||||||||||||||
Право врача лечить пациента!Публикуем текст открытого письма общественной организации "Лиги пациентов" в Федеральную Антимонопольную Службу по вопросу обеспечения лекарствами населения и участия в этом ФАС.
Руководителю
Федеральной антимонопольной службы
Артемьеву И.Ю. Уважаемый Игорь Юрьевич! Письмом № АК/74354/15 от 23.12.2015 Федеральная антимонопольная служба сообщила ЗАО «БИОКАД» (Государственным и муниципальным заказчикам для сведения) о возможности замены (взаимозаменяемости) одних лекарственных препаратов на другие. Сам факт такого действия со стороны ФАС вызвал недоумение. Дело в том, что если ФАС в силу Закона о защите конкуренции действительно вправе определять взаимозаменяемость товаров, то в отношении лекарств это не так. Лекарства – товар особого регулирования, в отношении которого применяются особые нормы права. Так, согласно ст. 27.1. ФЗ РФ от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» взаимозаменяемость лекарственных препаратов для медицинского применения определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании перечисленных в названной статье параметров. Однако в настоящее время такое постановление не принято, и это уже означает, что взаимозаменяемость не может быть установлена в соответствии с нормами закона, а ФАС превысила указанным письмом свои полномочия, фактически установив не только наличие или отсутствие взаимозаменяемости, но вместо Правительства РФ установив некий порядок ее определения. При этом нельзя распространять действие общих положений о взаимозаменяемости иных товаров на взаимозаменяемость лекарств, поскольку законом право на такое распространение не дано. В ч. 2 указанной выше статьи Закона сказано, что сравнение параметров регистрируемых лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется комиссией экспертов экспертного учреждения при проведении экспертизы таких лекарственных препаратов в процессе их государственной регистрации. Выводы экспертов о взаимозаменяемости или невзаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, сделанные в результате этого сравнения, оформляются в виде приложения к заключению экспертов по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, данная норма предполагает, что взаимозаменяемость экспертами определяется на этапе регистрации лекарственного препарата, и является частью процедуры регистрации, а препараты, поименованные в письме, уже зарегистрированы, то есть их взаимозаменяемость уже не может быть установлена без внесения изменения в закон, поскольку нельзя согласно закону определять взаимозаменяемость вне процедуры регистрации. ФАС в регистрации лекарств не участвует, их регистрация является полномочием Минздрава. Так же из приведенной нормы видно, что уполномоченный ФОИВ должен утвердить форму выводов о взаимозаменяемости, однако ни одни ФОИВ такого полномочия не имеет и такую форму не утверждал. Довожу так же до Вашего сведения возникшее с принятием нормы о взаимозаменяемости противоречие. Признавая существование взаимозаменяемости, автоматически признается существование понятия невзаимозаменяемости препаратов. Поскольку понятие взаимозаменяемости, как правило, применяется к препаратам с одним МНН или из одной группы, то проблема возникает, если в рамках одного МНН (группы) могут существовать невзаимозаменяемые препараты, что лишено всякого смысла – невозможно представить себе лекарства с одним МНН, но невзаимозаменяемые, или взаимозаменяемые препараты, но с разными МНН (видимо так случилось потому, что понятие «взаимозаменяемость» в законе избыточно, и в нем нет явной необходимости). Однако это противоречие приводит к тому, что лишение врача права выписывать лекарства по торговому наименованию, лишает пациента возможности получить необходимое лекарство: ведь если препараты в рамках одного МНН невзаимозаменяемы, то врач не может назначить именно то, что нужно. Сегодня реальное назначение лекарств по ТН пациенту навязывает провизор, коммерчески заинтересованный в продаже наиболее дорогих препаратов. То есть, изгоняя аукцион из кабинета врача, его перенесли в аптеку - в то самое место, где бизнес на лекарствах делается открыто (в отличие от кабинета врача, где он нелегален). Между тем, сделки (включая скрытые) фармкомпаний и врача должны квалифицироваться, как дача и получение взятки. И не нужно было создавать громоздкий, противоречащий Конституции РФ механизм разрешения «конфликта интересов» (а на самом деле – нарушения закона), согласно которому врач должен сам на себя донести в комиссию, которая будет решать, совершил он запрещенное законом действие (преступление) или нет (одна из самых коррупционных систем). На основании изложенного прошу: 1. Отозвать Письмо ФАС № АК/74354/15 от 23.12.2015.; 2. Вернуть врачу право выписывать необходимые лекарства по торговому наименованию с изменением форм правового реагирования. Президент "Лиги пациентов"
А.В. Саверский
Образование и Православие / ЖЖ А.В. Саверского |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1443 |