|
||||||||||||||
Священник на экране: как избежать неточностей?Настоятель московского храма святой Троицы в Листах игумен Кирилл (Коровин) консультировал съемочную группу фильма «Поп». О том, каких «ляпов» в изображении жизни священника удалось избежать съемочной группе, и как ему работалось с Сергеем Маковецким и Ниной Усатовой, отец Кирилл рассказал корреспондентам «ТД». Игумен Кирилл (Коровин) - Отец Кирилл, как получилось, что именно вы стали консультантом фильма «Поп»? - Ко мне обратился Сергей Леонидович Кравец, руководитель «Православной энциклопедии», который просил один-два раза приехать на съёмки, чтобы показать, как правильно кадить, произносить ектению, как подобает вести себя в храме священнослужителю. Не предполагалось, что это будет на протяжении всей работы над фильмом, но у нас сложились очень тёплые отношения с Владимиром Хотиненко, Сергеем Маковецким, Ниной Усатовой. И Сергей Леонидович обратился за благословением к покойному Святейшему Патриарху Алексию II, чтобы я консультировал съёмочную группу до окончания работы. - Как вам работалось с исполнителем роли священника, Сергеем Маковецким? Насколько быстро ему удалось войти в роль? - Я очень волновался, потому что это было для меня новое дело. Но с Сергеем Маковецким у нас практически с первого дня сложились доверительные отношения. Я был поражён, как может органично сочетаться в человеке настоящее христианское смирение с популярностью и талантом. - Насколько созданный им образ убедителен? - Мне трудно быть объективным, поскольку я сам принимал участие в работе над этим фильмом. Многие уважаемые люди высказывались о нём очень положительно, хотя есть и иные мнения. На презентации в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл произнёс слова, которые могут стать девизом картины: «Когда я этот фильм увидел, я вспомнил слова священников Псковской миссии, которые там жили, и у меня всё сошлось. Это редкая правда на нашем экране». - Есть мнение, что актёр, каким бы профессионалом он ни был, в роли священника всё равно останется «ряженым» и будет выглядеть недостоверно. - Представьте себе произведения Рафаэля, Боттичелли и других известных художников Возрождения. Ведь они писали образы святых, но за модели зачастую брали людей, духовно очень далёких от этих образов. Мы призваны донести молодёжи, в том числе через кинематограф, евангельское слово. - В кадре фильма Маковецкий ходит в облачении, благословляет, совершает таинства. Нет ли в этом кощунства? - Мы уклонились от буквального следования книге. Там таинства показаны, а в фильме герой не говорит ключевых сакраментальных формул. Нет слов, произнесение которых является совершением таинства. Даже во время сцены Крещения идёт перебивка, так что главные моменты в кадр не попадают. Но думаю, что со временем Церковь должна будет сформулировать очень чёткий ответ на вопрос, в какой мере допустимо изображать богослужение, потому что об этом будут спрашивать всегда. Нина Усатова и Сергей Маковецкий очень благоговейно прикасались к облачениям, оба искренне молились. Первые несколько дней Маковецкий перед тем, как надеть подрясник, спрашивал меня: «Отец Кирилл, меня Бог не накажет?» - «Сергей Васильевич, у нас благословение от Патриарха, что уже я могу сказать?» - Утварь и богослужебные предметы в фильме настоящие или бутафорские? - Часть - бутафория. А часть - настоящие вещи, которые использовались в то время. Но там нет никаких предметов, которые употребляются при совершении таинств: нет потира, дискоса. Панагию для исполнителя роли владыки Сергия (Воскресенского) архиепископ Истринский Арсений специально искал среди предметов того времени. Мы старались, чтобы у нас не получилось, как бывает в некоторых фильмах, когда идёт 1901 год, отпевают воинов, и священнослужитель ходит в новом софринском облачении и с новым кадилом. У Владимира Ивановича Хотиненко всё продумано, даже обувь. - С какими самыми яркими «ляпами» вам пришлось столкнуться? - И по книге, и по сценарию священник заходит на территорию концлагеря и, увидев сожжённые тела военнопленных, падает на землю и начинает рыдать. Я и Владимиру Ивановичу, и автору книги, и актёрам рассказал, что так в принципе быть не может. В мирные дни нам часто приходится отпевать, а во время действия фильма смерть была повсюду. Это всё равно, как если хирург начнёт делать операцию, увидит кровь и упадёт в обморок. Первый порыв - нужно сразу отпевать: то, к чему священник призван. А второе - даже не ляп, а своеобразный казус. Во время съёмок фильма был дубль, где Нина Усатова, которая играет матушку, по сюжету на батюшку прикрикивает. И вдруг она закрывает уста рукой, оборачивается и говорит: «Отец Кирилл, а может матушка так кричать на батюшку или нет?» - «Стойте, сейчас должен это уточнить!». Звоню своему товарищу, благочинному Пушкинского округа отцу Иоанну Монаршеку: у него прекрасная матушка Ольга, и их дети практически все служат Церкви. Спрашиваю: «Матушка, у нас вопрос - может ли матушка прикрикивать на батюшку?» - «Ой, ещё как может!». - Как вам показалось, что у Маковецкого вызвало самые большие трудности при съёмке? - На мой взгляд, благоговение, с которым он относился к своей роли. Мне кажется, Нине Усатовой было чуть-чуть полегче: играть жену - неважно кого, священнослужителя, шофёра или министра - всё равно проще. А с Маковецким мы проговаривали каждый сюжет по три часа, не меньше. - Какие образы священников в отечественном и зарубежном кинематографе Вам наиболее симпатичны? - Считаю удачным фильм «Страсти по Лютеру», неплохо получились телефильмы «Кароль. Человек, ставший Папой Римским» и «Кароль. Папа Римский, оставшийся человеком» о покойном Иоанне Павле II - это совместный польско-итальянский проект. Очень грамотно, по-настоящему внятно и догматически выверено то, что делает «Православная энциклопедия». Правда, это не художественные ленты, а документальные: «Планета Православия», «Земное и небесное», «Свастика и крест», - и как правило, они основаны на архивных документах. На мой взгляд, было бы здорово, если бы, что сейчас пытаются сказать о православии и вообще о христианстве, снималось с благословения и с консультацией. В этом случае можно было бы избежать многих ошибок, которые мы встречаем. Вы помните нашумевший фильм по роману «Код да Винчи»? Самое дивное, когда в книге пишется, что епископ вышел из самолёта, и чтобы его никто не узнал, надел только митру. Представляете себе владыку в митре в самолёте? Насколько автору нужно быть бестолковым, чтобы потом заявить, что всё, о чём он пишет - настоящее? Кому-то нравятся, кому-то нет - мнения разделились радикально - фильмы «Остров» и «Царь». Очень много людей задают вопрос: «Что вы думаете по поводу фильма "Чудо"?» Я очень осторожно об этом говорю, потому что, скажем, к «Острову» покойный Святейший Патриарх Алексий относился сдержанно. Там действительно показывается человек, по чьим молитвам совершаются чудеса. А в фильме «Поп» изображён человек простой, без крайностей, который умеет выдержать золотую середину. Иногда он выглядит подкаблучником, слишком мягким, нежным, любит мороженое, но при всём этом в момент, когда жизнь бросает ему вызов, отвечает на него очень твёрдо и по-настоящему. И только тут зрители понимают, что пришли на «попа», а увидели агиографический образ настоящего святого, человека, который умеет героически перенести все трудности ради своей веры.
Образование и Православие / Даниил Сидоров |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3192 |