Опубликовано 15.09.2015 в рубрике  Новостная лента
 

Архимандрит Савва (Тутунов) о церкви и культуре, о проекте «В добром крае – добрые дела», о праздниках и о многом другом


На вопросы сайта "Приходы.ru" отвечает секретарь Управления делами Московской Патриархии, настоятель московского храма Илии Пророка в Черкизове, архимандрит Савва (Тутунов).


 

 

Сегодня значительный пласт церковной деятельности сопряжен с культурой. Даже Архиерейский Собор 2013 года призвал создавать при крупных приходах или кафедральных соборах культурные центры. А что это должны быть за центры? Зачем Церкви увлекаться культурными проектами, чтобы оставаться в моде?

– Конечно, у Церкви есть свои, пользуясь современной терминологией, цели и задачи. Они находятся вне земного мира. Главная цель Церкви – спасти человека, способствовать его рождению в Царство Божие. Однако Церковь не пребывает в каком-то абстрактном пространстве, она – не сферическая организация в вакууме. Она не состоит из людей, оторванных от жизни общества. Христиане – не пресловутые «пензенские сидельцы», которые ушли в пещеры и там живут какими-то своими представлениями о Боге, не соответствующими действительности. Заботясь о спасении людей, Церковь в своем общественном служении обращается к самым разным аспектам их жизни. Безусловно, что-то в жизни человечества совершенно не приемлемо для Церкви: преступления, дела, противоречащие нравственному учению Церкви. В ответ на них Церковь возвышает свой обличительный голос. Христианин не будет жить в своей пещере и думать: «Пусть они друг другу убивают, насилуют, воруют, это не важно, зато я спасаюсь». Христианин, напротив, своей жизнью в социуме будет свидетельствовать о евангельской истине, в том числе нравственной истине. Верующий не может игнорировать факт нарушения замысла Божия о человеке.

Бог заложил в человека стремление к богоподобию, красоте, любви, добру. Несмотря на грехопадение, все это живо в человеке и проявляется, в том числе, в творчестве, искусстве, хотя и искусство иногда пребывает под влиянием греха, в иных явлениях культуры в самом широком смысле. Христиане призваны развивать в себе эти данности, раскрывать их в своих детях. А как раскрывать? Через знакомство, соприкосновение с прекрасным, с культурой. И совершенно естественно, что познавать ее христиане стремятся вместе, в среде своих единомышленников. Где же этим заниматься в таком случае, как не под покровом своего приходского храма? Здесь могут быть организованы как евангельские кружки, так и встречи, на которых происходит обсуждение современных и несовременных тенденций культуры. Может быть, соберутся люди, любящие музыку и в часы отдохновения они будут играть на музыкальных инструментах, так со временем объединяться в музыкальный ансамбль при храме. Почему при храме? Человеку трудно говорить только о Боге, потому что большинство людей находится еще на пути к Нему, им иногда физически трудно находиться только и исключительно в богомыслии. В повседневной жизни у них есть и увлечения, и профессия. Почему же тогда, если это возможно, не обсуждать их со своими единоверцами, с которыми регулярно собираешься на молитву и участвуешь в таинствах? Вера в Бога – это не абстрактная мировоззренческая установка, это жизнь. Почему не разделять другие аспекты своей жизни (помимо Бога) с людьми, которые вот это главное стремление в твоей жизни разделяют. Это нормально.

В этом культивировании общественной жизни Церковь самодостаточна или ей нужны партнеры в лице муниципальных и иных организаций, может быть общественных движений, рядовых каких-то инициативных граждан?

– Церковь – это не государство в государстве. Церковь – это часть общества. Точнее, она является сообществом людей, живущих на земле и при этом стремящихся достичь своего вечногопризвания. Как социальный институт Церковь может взаимодействовать с другими формами сообществ, особенно когда есть общие темы, схожие формы деятельности. Для Церкви плюс ко всему это еще и проповедь тем людям, которые еще далеки от Бога. Через сотрудничество с христианами они могут узнавать о Евангелии.

Скажите, пожалуйста, а какие примеры такого партнерства Церкви и каких-то общественных организаций в области культуры, социально-значимых проектах, связанных с преображением окружающей среды, Вам известны?

– Знаете, таких проектов в разных епархиях на самом деле много. Возьмем, например, Забайкальский край – отдаленный регион Восточной Сибири. Регион, что греха таить, тяжелый, и основная задача его властей должна заключаться том, чтобы создать для жителей Забайкалья хотя бы нормальные условия для жизни. И вот Церковь, неся свое служение в этом крае, тоже участвует в социальной работе. Например, строится храм, и христианская община, состоящая из местных жителей, собирает средства на установку детской площадки. Они не будут ее отгораживать от тех, кто пока не ходит в храм, верующие обустроят ее для всех детей близлежащих домов, чтобы у всех ребятишек было радостное детство. Христиане заботятся об этом не потому что они святые, а потому что они желают облагородить социальное пространство своей малой родины, это их обязанность.

Известны и другие примеры, когда создаются интеллектуальные, спортивные клубы при храмах. Детям интересно, и взрослые для них это организуют, иногда привлекая к этому светские школы или Дома творчества. Более того, нередко такие инициативы приобретают общегосударственный масштаб. Например, в Крыму ежегодно проводится детская игра «Что? Где? Когда?», она транслируется по местному телевидению, состоит из нескольких этапов. Участвуют в ней только школьники. С каждым годом популярность растет, и сегодня на финальные соревнования приезжают дети из самых разных регионов России. Вот такая культурная среда образовалась вокруг благой идеи, рожденной при участии православной общественности Ялты.

Существуют и социальные учреждения, открытые церковными организациями. Так, в Биробиджане много лет действует замечательная больница. Вроде бы больница не имеет прямого отношения к устремлению к Богу – можно сидеть в своей пензенской пещере и твердить, что этого достаточно, однако Церковь этим занимается, потому что оказывать милосердие людям – это проявление любви. Бог есть любовь.

Вы говорите о вещах, в общем-то, понятных для христианина вещах: они приносят видимую пользу, результат можно измерить. Но ведь приходы устраивают еще и различные акции, праздники. Какая польза от них?

– Праздник празднику рознь. Всякий праздник для человека – это момент отдохновения. Люди собираются вместе, чтобы немного отвлечься от повседневных забот, пообщаться с близкими и друзьями, провести время в радости. Радость ведь тоже заложена в человека Богом: в раю человек радовался. Вот почему мы так ищем этого состояния здесь, на Земле. Христианство – религия не с хмурым лицом. Да, можно плакать и печалиться о своих грехах, но это очень индивидуальная вещь. А Апостолом сказано: «Всегда радуйтесь». Без радости с ума можно сойти, она необходима человеку, чтобы быть полноценной личностью. И любой праздник церковный как раз для того установлен, чтобы вернуть человеку память о вечном блаженстве, о спасении от греха. И в продолжение богослужения, пира веры, приходы готовят праздничные программы, чтобы продлить время ликования. Так появляются традиции, так из рода в род живет наша культура. Это не значит, что христианство должно смотреть только в прошлое, только воссоздавать то, что когда-то было. Скажем, по регионам в текущем году прокатилась волна празднования 1000-летия преставления крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира. Кто-то делал рок-концерт, кто-то устраивал популярные лекции. На них приглашали не только воцерковленных людей, но и тех, кто пока далек от Церкви. Таким образом, через празднование вновь совершалась миссия, прославлялось имя Христово.

Но к чему я, собственно, вспомнил ранее о Забайкалье? Чтобы все открывать больницы, строить детские площадки, открывать интеллектуальные или спортивные клубы, проводить праздники, нужны деньги. Обычно общины и священнослужители их ищут в реальной жизни через обращение с просьбами ко всем знакомым. Но сегодня мы живем в таком мире, когда число потенциальных жертвователей может быть намного шире, чем люди, посещающие конкретный храм. Найти их можно в интернете, на специализированных интернет-площадках народного финансирования. Правда, здесь средства люди выделяют под условие получения отчета о том, на что были потрачены переданные деньги. Сейчас на одной из таких площадок – «Начинании.ру» – региональный конкурс забайкальских проектов «В добром крае – добрые дела». Уже опубликовано больше десяти проектов самой разной специфики – от приобретения древней иконы и оснащения храмов системой отопления до поддержки казачьих танцевальных коллективов и создания выставки, посвященной цесаревичу Алексию, изданию альбома об архиереях Забайкалья. Так что у каждого из нас есть возможность выбрать проект по душе и помочь нашим собратьям из Восточной Сибири нести церковное служение несмотря на социальные трудности временно, надеюсь, захватившие этот край России.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1471


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930