|
||||||||||||||
С. В. Гнутова. Медная мелкая пластика Древней Руси (типология и бытование)* Статья опубликована: Русское медное литье. Сборник статей. Выпуск 1 /
Составитель и научный редактор С. В. Гнутова. М., 1993. С. 7-20. ISBN 5-85316-006-0 © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, 1993. С принятием христианства на Руси появляется большое количество церковных предметов. Наиболее многочисленную группу среди них составляют меднолитые изделия, что объясняется простотой технологии, сравнительной дешевизной материала и широким спросом населения на подобные вещи. «В числе остатков нашей христианской древности, самой первоначальной,
стоят медные гривны и кресты, уцелевшие кое-где у любителей-староверов
и на образах самых бедных церквей, где их еще не успели расплавить,
вместе со всяким медным хламом, на вновь отливавшиеся колокола»,— так
писал в середине XIX века владимирский краевед
1 Голышев И. Амулет с изображением Крещения Господня, XIII–XIV века // Ежегодник
Владимирского губернского статистического комитета. — Владимир, 1876,
т. 1, вып. 2, с. 128–129. На особое значение медных икон и крестов обратил внимание Ф. И. Буслаев,
отметивший, что оригиналы, с которых снимали копии древнерусские
иконописцы, были небольших размеров, что позволяло переносить их как из
других стран, так и по необъятным просторам России. В этом отношении
особенно были важны металлические складни, заменявшие в малом виде целые
иконостасы и святцы. «Это были святыни,— писал Ф. И. Буслаев,— самые
удобные для перенесения, прочные и дешевые; потому они и доселе
в большом употреблении в простом народе, особенно
2 Буслаев Ф. И. Общие понятия о русской иконописи // Буслаев Ф. И. О литературе. — М., 1990, с. 360. Первоначально произведения христианского искусства ввозились на Русь из
Византии, о чем свидетельствуют многочисленные находки «корсунских»
предметов в Херсонесе, Киеве и других городах южной Руси. Греческие
образцы копировались, размножались, а в дальнейшем и перерабатывались
в зависимости от вкусов и потребностей местного населения. Однако
привозная продукция не могла целиком удовлетворить спрос на церковные
предметы, предназначенные в первую очередь для личного употребления.
Поэтому в Киевской Руси уже к началу XII в. налаживается широкое
серийное производство нательных и наперсных крестов, икон и змеевиков.
О местном изготовлении подобных изделий свидетельствуют находки каменных
литейных формочек для отливки крестов разных видов и открытые
археологами остатки ремесленных
3 Каргер М. К. Древний Киев. — М.—Л., 1958, т. 1, с. 372–379, 486. Табл. XI, V, XI, VII. Материал, из которого исполнялись произведения искусства, безусловно накладывал отпечаток на художественные особенности предметов и на характер изображений, но помимо этой стороны он обладал еще и глубоким символическим смыслом. Широкое употребление меди для литья крестов-энколпионов, тельников,
икон, змеевиков не было случайностью и не может быть объяснено только
технологическими особенностями медных отливок (медь более тугоплавкий
металл, чем серебро и олово, хотя и более дешевый). Медь, как металл,
обладала еще «магическими» свойствами. По народному поверью,
кресты-тельники должны быть обязательно медными, так как по библейскому
преданию, пророк Моисей сделал «медного змея и выставил его на знамя,
и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался
4 Мифы народов мира. — М., 1982. т. 2, с. 131–132. Эпизод с медным змеем —
своеобразный вариант исцеления «подобного подобным». Новый завет
содержит слова Иисуса Христа, уподобляющие Его Распятие вознесению
Моисеем змеи в пустыне. Если классифицировать памятники медного художественного литья по группам, то среди них выделяются следующие типы отливок:
5 Стерлигова И. А. Киотный крест из Херсонесского музея и русские меднолитые поклонные
кресты XII–XIV вв. // Древнерусская скульптура. — М., 1993. Вып. II.
Ч. I. С. 4–19.
6 Например, меднолитое кадило VII в. из раскопок в Херсонесе (ГЭ
инв. 1820/1); бронзовая кацея XI–XII вв. (ХМ инв. 27/36–505) и др. Все эти типы изделий сосуществовали и дополняли друг друга, имели различное назначение: большинство из них рассчитано на индивидуальное употребление, некоторые служили для украшения церковной утвари, богослужебных книг, осветительных приборов. Ниже рассматриваются предметы меднолитой мелкой пластики исключительно личного предназначения. КрестыВ Древней Руси кресты являлись обязательной принадлежностью каждого христианина, поэтому из меднолитой продукции это был самый массовый и одновременно самый древний тип изделий. Кресты различались по своим типам и назначению. Существовали кресты поклонные (каменные и деревянные), стоявшие на развилках дорог в придорожных часовнях, а иногда и у церквей; кресты памятные и намогильные, в средокрестии которых часто вставлялись медные иконки; кресты напрестольные, аналойные и воздвизальные, предназначенные для церковных служб; нательные и наперсные кресты, составляющие самую многочисленную группу. Уже наиболее древние кресты отличались удивительным разнообразием форм и декора. Они имели различные очертания средокрестий — в виде квадрата, ромба, круга и другие, разное завершение концов — прямоугольное, лопастное, криновидное, ажурное и пр. Известны кресты от трех- до двенадцатиконечных, заключенных в круг или с перекрестиями на концах. Кресты-тельники часто копировали монументальные формы в уменьшенном варианте. Так, рельефные изображения крестов в круге на наружных стенах новгородских храмов XVI–XV вв. нашли повторение в мелких нательных крестах того же времени. Прототипом же ажурных крестов с сомкнутыми концами послужили, вероятно, монументальные новгородские деревянные и каменные кресты XIV в. и, прежде всего, Людогощенский крест наиболее развитой формы. Древнейшие кресты X–XII вв., найденные на территории Киева, Херсонеса
и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами.
Такой тип крестов получил в специальной литературе уже в XIX в. название
7 Кондаков Н. П. Русские клады. — СПб., 1896. С. 42–43. Кресты-«корсунчики», наряду с металлическими тельниками
и образками-привесками, носились в составе одного ожерелья вместе
с различными украшениями и даже языческими амулетами, о чем
свидетельствуют археологические находки в древнерусских курганах и иных
8 Так, например, в кургане у деревень Митино и Зворыкино в Белозерском
уезде Новгородской губернии в составе одного ожерелья были найдены
семнадцать крестиков и десять иконок-привесок, среди которых три —
с изображением Св. Николы, одна — с Богоматерью с младенцем и шесть — со
сценой Успения Богородицы. Такая находка свидетельствует о том, что
и крестики и образки входили в состав мониста в качестве декоративных
вещей. — Седова М. В. О двух типах привесок-иконок Северо-Восточной Руси // Культура средневековой Руси. —Л., 1974, с. 194. Хотя кресты-тельники были распространены повсеместно, среди них можно выделить определенные группы, соотносящиеся по типу, формам и стилю изображений с разными центрами Древней Руси. Наиболее четко выделяются серии древних крестов, связанные с такими крупнейшими центрами как Киев, Новгород, Москва, Тверь, а также северорусскими городами. На русских крестах часто можно встретить образы демоноборцев —
Никиты-бесогона, архангела Сихаила и др. Наибольшее количество тельных
крестов с образом Никиты, побивающего беса, принадлежит
к новгородско-тверскому кругу памятников XIV–XVI вв. Особо богаты такими
находками были города Новгород, Тверь и Старица. В Старице было найдено
множество мелких красномедных крестиков (высотою от одного до четырех
с половиной сантиметров) с изображениями на них Спаса Нерукотворного,
Св. Николы и Никиты, а также архангела
9 Романченко Н. Ф. Образцы старицкого медного литья // Материалы по русскому искусству. — Л., 1928, т. 1, с. 37–42. В XV–XVI вв. на деревянных, костяных и металлических крестах часто помещали образ архангела Михаила, предводителя небесного воинства. Видимо, такие кресты носили на себе воины вместе со складными иконками и металлическими змеевиками—оберегами. Одной из наиболее распространенных категорий древнерусской меднолитой
пластики XI–XV вв. являются кресты-энколпионы. Энколпион (греч. εγκόλπιον,
то есть «на груди») — складной двухстворчатый нагрудный крест
с подвижным оглавием, предназначенный для хранения мощей или иных
святынь. В Древней Руси на каждого новокрещенного возлагался крест, чего
не было в обычном порядке даже у греков. Подобные кресты носились
поверх одежды как «ясные показатели христианского
10 Покровский Н. В. Церковно-археологический музей СПб. духовной академии. — СПб., 1909, с. 20–21.
11 Хойновский И. А. Раскопки великокняжеского двора древнего града Киева, произведенные весною 1892 года. — Киев, 1893, с. 32–33.
12 Археологическая летопись Южной России. / Сост. Беляшевский Н. Ф. — Киев, 1899, с. 12.
13 Алексеев Л. В. Мелкое художественное литьё из некоторых западнорусских земель. (Кресты
и иконки Белоруссии) // СА. — М., 1974, № 3, с. 211–214, рис. 4 (№ 4,
8).
14 О хранении реликвий в особых тканевых мешочках см.: Иерусалимская А. А. Мешочки для амулетов из могильника Мощевая Балка и христианские «ладанки» // Сообщения ГЭ. —Л., 1982. — Вып. XI–XVII, с. 53–56. Энколпионы крайне редко встречаются в курганах и захоронениях простых людей, еще реже они попадаются
15 Уникальный крест-энколпион с изображением Этимасии и Богоматери
Влахернской с символами евангелистов был найден в составе клада рубежа
XII–XIII вв. на Княжей горе среди золотых сережек, колтов и браслетов.
Бронзовый крест-мощевик, обнаруженный в кладе вместе с драгоценным
изделиями, является свидетельством особого почитания крестов-реликвариев
независимо от материала их изготовления. Крест опубликован: Корзухина Г. Ф. Русские клады IX–XIII вв. — М.—Л., 1954, с. 129. № 5. Табл. XI–IX, рис. 4, 5.
16 Кондаков Н. П. Русские клады. — СПб., 1896, т. 1, с. 181.
17 Голубинский Е. История русской церкви. — М., 1904, т. 1, с. 275.
18 Настольная книга священнослужителя. — М., 1993, т. IV, с. 119. На самых ранних крестах-энколпионах «сирийского» типа обычно
представлено рельефное или гравированное изображение распятого Христа
в коллобии как бы стоящего или прислоненного к кресту. Эта традиция
восходит к наиболее древним изображениям Христа в монументальной
живописи и надгробной пластике
19 Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. — СПб., 1892, с. 322–324.
20 Кресты-энколпионы «сирийского» типа, как правило, были плоские,
четырехконечные с несколько расширенными концами. Изображения на них,
гравированные либо исполненные в низком рельефе, отличаются крайней
схематичностью и грубостью. Массовое производство бронзовых энколпионов
такого типа было распространено в восточных провинциях Византии, Сирии
и Палестине с VI по XII вв. Подробнее см.: Корзухина Г. Ф. О памятниках «корсунского дела» на Руси // Византийский временник. — М., 1958. т. XIV, с. 129–137; Залеская В. Н. Связи средневекового Херсонеса с Сирией и Малой Азией в X–XII веках //
Восточное Средиземноморье и Кавказ IV–XVI вв. — Л., 1988, с. 93–103.
Рис. 1–6. Для древнерусских крестов-энколпионов такая традиция не была характерной. Основные типы крестов-складней, производившиеся на территории Киевской Руси, были ориентированы на столичные константинопольские образцы с изображением на лицевой створке распятого Христа с повязкой на чреслах и изогнутым телом с признаками страданий. В медальонах, расположенных в поперечных ветвях креста, помещались изображения Богородицы и Иоанна Богослова. В вертикальных ветвях креста изображения могли меняться, но чаще всего это были архангелы (поясные, ростовые и оплечные изображения), святители (как правило, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст), избранные святые (Никола, Косьма и Дамиан, Никита и др.). Изредка образ распятого Христа на лицевой створке заменялся композицией Этимасии, помещенной в центре
21 Гнутова С. В. Кресты-энколпионы домонгольской Руси // Православие в Древней Руси. — Л., 1989, с. 124–134. Ил. 3, 4.
22 Сохранились домонгольские кресты, на которых лицевая створка со сценой
Распятия оказалась существенно более стертой, чем с фигурой Богоматери
на обороте. Следовательно, крест носился изображением Богоматери наружу,
что может свидетельствовать о преимущественном ее почитании на Руси,
начиная с XII в., вероятно, после введения празднования Покрова
Богородицы. Особую группу среди домонгольских крестов составляют двухстворчатые
энколпионы с изображением первых русских святых Бориса и Глеба,
представляющие образец русской продукции, ориентированной на русские
живописные
23 Алешковский М. Х. Русские глебоборисовские энколпионы 1072–1150 годов // Древнерусское
искусство. Художественная культура домонгольской Руси. — М., 1972,
с. 104–125. Надписи, сопровождающие изображения на крестах русской работы, были краткими и содержали только имя либо монограмму святого. Этот принцип размещения сокращенных надписей отличается от характера надписей на византийских крестах с развернутым текстом обращений и молитв. Основными формами крестов-энколпионов являлись: четырехконечные с равными или чуть расширяющимися концами, с трехлопастным завершением ветвей, с круглыми медальонами по концами и капельками металла в местах соединения медальонов с ветвями креста. На появление этих форм в бронзовых крестах, без сомнения, влияли кресты из драгоценных металлов. Прототипом энколпиона с медальонами на концах, видимо, явился византийский процессионный крест, только в уменьшенном масштабе. Такая форма, так же как и с трехлопастным завершением концов, обозначала в схематизированном виде процветший крест. Домонгольские меднолитые энколпионы можно разделить на несколько типов:
с рельефными изображениями (известны на Руси с XI в.); с центральной
рельефной фигурой и плоскими изображениями на концах (получили
распространение с первой половины XII в.); с перегородчатой эмалью
(вторая половина XII в.); с гравировкой и плоскостными изображениями,
исполненными чернью либо инкрустацией оловом (середина — конец XII в.).
Отдельную группу составляют кресты с мелкими рельефными фигурами
и литыми обратными надписями, матрицы которых появились не ранее конца
XII — первой трети
24 При раскопках Десятинной церкви в Киеве были найдены каменные формочки
двух створ энколпиона данного типа. Надписи, помещенные на обеих
створках энколпиона, были сильно искажены и с ошибками, поэтому приводим
правильный текст: «Христос крест нам дал на похвалу», «Святая
Богородица помогай». В соответствии с византийской традицией,
воспринятой на Руси, именно к Богоматери обращались прежде всего
с просьбой о помощи и опеке во время опасности. Особое распространение
энколпионов рассматриваемого типа отмечено археологами в первой трети
XIII в., накануне татаро-монгольского нашествия. Несмотря на отсутствие
реликвий в большинстве из них кресты сохраняли свои функции оберегов от
болезней и напастей. Об этом типе крестов подробнее см.: Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М., 1948, с. 262–263, 615–616; Каргер М. К. Древний Киев. — М.—Л., 1958. Табл. XI V, XI VIII. Большинство домонгольских крестов-энколпионов было исполнено под явным воздействием византийских и южнорусских образцов каменной пластики XI–XIII вв. Стилистика изображений на каменных и металлических изделиях этого периода имеет много общих черт. Это, прежде всего, характерный тип ликов с круглыми выпуклыми глазами с двойной окантовкой век, каплевидными носами, прическами на прямой пробор. Фигурки имеют укороченные пропорции и при этом крупные, длинные кисти рук, одежды их разделаны широкими параллельными складками. Лики святых выполнены в гораздо более высоком рельефе по сравнению с плоскостной трактовкой фигур. Благодаря этому художественному приему происходило усиление пластических акцентов, изображения становились почти скульптурными, за счет чего в образе подчеркивалось прежде всего индивидуальное духовное начало. Русские кресты-энколпионы были найдены на территории Золотой Орды, Польши, Чехии, Болгарии, Югославии и других
25 О русских крестах-энколпионах, найденных на Западе, см.: Перхавко В. Б. Находки энколпионов на территории Югославии // СА. М., 1987. № 4, с. 206–219. Змеевики Среди памятников медного художественного литья важное место занимают змеевики или, так называемые,
26 В литературе XIX в. змеевики часто называются «наузами». Слово «науз»
встречается в письменных источниках и означает всякий амулет
охранительного назначения. Однако под термином «науз» чаще всего имелись
в виду языческие амулеты, поэтому к змеевикам с христианской символикой
он может быть применен с оговоркой. Термин «змеевик» впервые был применен в литературе XIX в. по отношению к нагрудным иконам с изображением на лицевой стороне христианского образа — архангела Михаила, Богоматери, Феодора Стратилата и других святых, а на обороте человеческой личины в окружении змей либо змееногой фигуры, вокруг которой часто помещался текст заговора, отражающего мотивы апокрифических сказаний. Многочисленность змеевиков и преобладание среди них дешевых медных отливок свидетельствует об их популярности среди широчайших слоев населения. Уже в XIX в. учеными были выявлены древнейшие змеевики с греческими надписями и доказано их византийское
27 Уваров А. С. Византийские филактории и русские наузы // Он же. Сборник мелких трудов. — М., 1910. Т. 1, с. 239–258. Характер изображений и греческих надписей на ранних типах змеевиков не
позволяет связывать их исключительно с низовой народной культурой.
Наличие золотых, серебряных и каменных змеевиков указывает на
распространение подобных вещей в среде высшей знати. Для таких
заказчиков могли изготовляться именные
28 На яшмовом каменном змеевике из Суздаля с изображением семи отроков
эфесских есть молитвенная надпись с просьбой даровать «сон животный
и мирный» его владельцам и угасить силу огненную. На нем же перечислены
имена лиц, просящих помощи и исцеления, что еще раз подтверждает
магическое предназначение этих амулетов. — Рындина А. В. Суздальский змеевик // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. — М., 1972, с. 217–234. Змеевики попадали в церковные и монастырские ризницы, использовались
в качестве прикладов к иконам. Известны случаи, когда подобные предметы
вставлялись в центральную часть иконы, что может свидетельствовать об их
особом
29 Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII вв. в собрании Загорского музея. — Загорск, 1960, с. 98–100. № 6. В медном литье встречаются определенные типы змеевиков, превращенных при переработке формы
30 Седова М. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X–XV вв.). — М., 1981, с. 66–68. Рис. 24.
31 Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.—Л., 1948, с. 614. Рис. 135. Змеевики с разными образами святых различались не только по своим функциям, но и по центрам их создания и характерным местным иконографическим и стилистическим особенностям. Вместе с тем, все змеевики-обереги символизировали победу над дьяволом и над всяким злом. Об этом свидетельствует строго регламентированный подбор сюжетов с преобладанием среди них образов демоноборцев — архангела Михаила, Никиты-бесогона, драконоборцев — Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Георгия и других святых. Изображение Богородицы на лицевой стороне змеевиков также закономерно, поскольку по народным представлениям только в ее образе не мог являться дьявол, и она всегда была скорой помощницей и заступницей от дьявольской силы. Таким образом, особо подчеркивался охранительный аспект этих предметов. Известно, что в северных губерниях России крестьяне издавна носили
змеевики вместе с крестом на груди, приписывая им «чудесную силу утолять
страдания» при наложении подобных вещей на больные
32 Нечаев С. Замечание о старинном медном образе // Труды и записки Общества истории
и древностей российских при Московском университете. — М., 1826.
Ч. III. Кн. 1, с. 136. На русских змеевиках XIII в. с изображением Федора Стратилата
встречаются рельефные буквы: «дъна», обозначающие название демонического
существа, причиняющего тяжелую внутреннюю
33 МиАР КП-3489. Змеевики с изображением святых воинов-мучеников служили филактериями
против немощи и болезней и предназначались, прежде всего, «для
благословления на войну», их «могли носить преимущественно
34 Николаева Т. В. Змеевики с изображением Федора Стратилата как филактерии
преимущественно для воинов // «Слово о полку Игореве» и его время. — М.,
1985, с. 343–356. Традиция ношения воинами на груди металлических путных икон, складней,
змеевиков и крестов с изображениями на них покровителей ратного дела
восходит к глубокой древности. На византийских медальонах и моливдовулах
часто помещались образы святых воинов с надписью: «Господи, помоги
носящему
35 Банк А. В. Геммы-стеатиты-моливдовулы (О роли cфрагистики для изучения
византийского прикладного искусства) // Палестинский сборник. — Л.,
1971. Вып. 23, с. 46–52. На Куликовом поле были найдены меднолитые змеевики, кресты-тельники
36 Нечаев С. Указ. соч, с. 137. Обычно змеевики отливались по восковой модели из медного сплава в двухсторонних глиняных формах. Большинство змеевиков имели изображения на лицевой и оборотной сторонах, но могли изготовляться и двухстворчатыми. По всей видимости, такой тип змеевиков был предназначен для хранения мощей и других святынь. Его устройство, с петлями и подвижным оглавием, совпадало с конструкцией других предметов меднолитой мелкой пластики — крестов-энколпионов и икон-энколпиев. Иконы. Панагии. СкладниСреди меднолитых икон, а также среди крестов и змеевиков, встречаются несколько типов отливок, сходных с предыдущими группами памятников по конструкции и функциональному назначению. Они могли изготовляться односторонними, двухсторонними и двухстворчатыми. Наибольшее распространение получили иконки односторонние. Они, как и наперсные кресты, носились поверх одежды образом наружу. Первоначальные отливки имели массивные подвижные оглавия, у вторичных оглавия были фиксированными. Изначально иконы, как и другие виды меднолитой продукции, копировали византийские образки, попадавшие на Русь в большом количестве. На самых ранних из них изображались Распятие, Христос, Богоматерь и Никола. Но уже в XI–XII вв. появляются образки, копирующие в уменьшенном виде местночтимые святыни. Это было обусловлено распространением христианства на огромных территориях Древней Руси и введением общерусского почитания тех или иных святых. Особенностью меднолитых икон является помещение на них прежде всего евангельских сюжетов и крайне редко библейских. В медном литье раньше, чем в других видах мелкой пластики, появляется изображение евангельских праздников, некоторых местночтимых святых. Иконографический состав изображений на меднолитых иконках свидетельствует о преимущественном почитании святых целителей и змееборцев, жития которых были известны на Руси по апокрифическим сказаниям. Для медного литья малых форм были характерны сокращенные иконографические изводы, поэтому наиболее часто на медных иконках помещались поясные и ростовые фигуры (как правило, одиночные или парные). Подбор орнаментальных мотивов меднолитой пластики также был строго ограничен. Основными типами орнаментации были геометрический и растительный (чаще всего, в виде стилизованного вьюна). Двустворчатые иконы существовали на Руси в определенный и достаточно
короткий отрезок времени, что было связано, по-видимому,
с многочисленными паломничествами в Святую землю в XII–XIV вв. По своему
предназначению они имели много общих черт с ковчегами-мощевиками
и ставротеками, которые исполнялись в основном из драгоценных
37 Гнутова С. В. Становление местных типов в новгородской металлопластике XIV в.
Меднолитые иконы-энколпии // Древнерусская скульптура. — М., 1993.
Вып. II. Ч. I. С. 47–68. Устройство икон-энколпиев совпадало с другим типом меднолитых предметов —
путными панагиями. Панагия (греч. «всесвятая») — изделие в виде двух
круглых створ, соединенных шарниром, употреблявшееся для хранения частиц
богородичного хлеба. Форма путной двухстворчатой панагии восходит
к византийским панагиарам, но в уменьшенном размере. Ранние панагиары
представляли собой блюдце на поддоне, часто имевшее крышку. Поскольку
греки называли «Панагиею» саму Богородицу, то от этого имени название
перешло и на сосуды, в которых совершалось возношение частицы просфоры
в Её честь в монастырях до окончания
38 Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. — СПб., 1902, с. 222–234. На лицевой стороне путных панагий обычно располагалось изображение сцены Распятия с предстоящими, на внутренних створках: на левой — Троица с надписью по борту «Троица святая единосущная... », на правой — Богоматерь Знамение или Воплощение с надписью «Достойно есть яко воистину... ». Наиболее ранние из известных в настоящее время металлических панагий русской работы относятся к XIV в. Особое распространение эти изделия получили в XV–XVI вв. Панагий сохранилось значительно меньше, чем меднолитых крестов и образков, что может свидетельствовать о гораздо меньшем их количестве, находящемся в личном употреблении. Наряду с иконами и панагиями на Руси появились и трехстворчатые складни, конструкция которых была заимствована от византийских. Размер створок древних складней определялся средником и был равен его половине, то есть створки не заходили одна на другую, а закрывались в стык. Сюжеты, помещавшиеся в среднике складней, как правило, совпадали
с иконографическими изводами на иконках. На створках изображались
праздничные сцены, ростовые или поясные фигуры святых. Оборотная сторона
складней чаще всего была гладкой, но иногда в средней ее части
располагалась змеевидная композиция, превращавшая складень
39 МиАР КП-2673. Сохранилось свидетельство XVII в. о том, как складни носились. «У всех
ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ
в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается и, где бы не
остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их
обычай, как мы это сами видели», — писал Павел
40 Путешествие антиохийского патриарха Макария в России в половине
XVII в., описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. — М., 1898.
Вып. 3, с. 136. В целом, рассмотренные в статье категории меднолитой мелкой пластики имеют много общих черт. Прежде всего, это касается их использования в качестве путных предметов, обладающих охранительной функцией, что отличает их от меднолитых изделий церковного назначения. Употребление их в качестве оберегов обусловило и основной иконографический состав представленных на них святых. Конструкция ранних типов крестов-энколпионов, икон-энколпиев, панагий и двухстворчатых змеевиков абсолютно идентична. Такое большое количество двухстворчатых металлических предметов свидетельствует о широком почитании мощей и иных святынь на русской почве, особенно в XI–XIV вв., когда на Русь ввозились из Византии и Святых земель множество реликвий.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2959 |