Да, жил, работал, по нашим улочкам ходил, а бор камышловский своим исцелителем считал. В 1921 году из Сибири на Урал вернулся он страшно больным. «Жизнь его на волоске висела», — писала об этом периоде его жена Валентина Александровна. Малярия, возвратный тиф отступили от Бажова, когда он вернулся в Камышлов.
Только встал Павел Петрович на ноги, сразу захотел пойти в бор. Благо, бор-то из окна было видно. Сняли Бажовы квартиру на ул. Набережной, у самой Пышмы — перейди Шадринский мост, да еще метров пятьсот-семьсот по пыльной дороге — и вот они, первые сосны, ни с чем несравнимый дух хвойного леса, родник. Хорошо, что родник этот носит название «Серебряное копытце». Хорошо, что Николай Кузнецов, наш земляк, постарался сделать вокруг родника красоту рукотворную. Но плохо, что варнаки (а как иначе назвать таких людей) большинство деревянных скульптур раскурочили. И все-таки жив родничок «Серебряное копытце», как и жива память о писателе. Много раз рассказывали мы о нем, много читали, слушали, но каждый раз, поднимая тему о Бажове, находишь что-то новое, интересное, чем хочется поделиться с другими.
В конце ноября 1950 года Бажова зарегистрировали кандидатом в депутаты Свердловского горсовета. Он тогда лежал в московской больнице. Узнав об этом, Павел Петрович телеграфирует в Свердловск: «Согласен баллотироваться». Это явно значило: человек надеется на лучшее. Депутатская работа была Бажову не в новинку. Он избирался в депутаты много раз, и был настоящим слугой народа. Жить хочется в любом возрасте. Но 3 декабря 1950 года в 8 часов 55 минут известный уральский писатель скончался. Павлу Петровичу было всего 71.
Что вместили эти годы в себя? О! Это была жизнь, богатая событиями, добрыми делами, встречами, впечатлениями. И сейчас начинается самое трудное дело для меня как автора? Как вместить в небольшую статью все, что хочется донести до читателя, как показать писателя живым, таким, каким его видели современники и мои земляки-камышловцы? Клавдия Михайловна Новожилова знала писателя с детства, с 10 лет. Он дружил с ее отцом, М.Д. Симановским, тоже преподавателем Камышловского духовного училища. Бажов часто заходил к Симановскому. Они беседовали, сидя за большим письменным столом (стол этот сейчас в музее Камышлова), раскладывая на зеленом сукне пасьянс. Симановский хорошо играл на скрипке. По просьбе коллеги он иногда исполнял для него мелодии романсов, старинных песен.
Музыку Павел Петрович любил всю жизнь. Его жена, Валентина Александровна, в девичестве Иваницкая, хорошо играла на гитаре. Бажов любил слушать ее игру. А когда она, обремененная семейными заботами, забрасывала гитару, Павел Петрович сокрушался и просто настаивал — бросить все и поиграть. Клавдия Михайловна отмечала, что отношения между супругами были очень нежными, уважительными.
Друг детям
Женился Павел Петрович поздно, в 1911 году. Ему было уже 32 года, а жену себе выбрал из своих учениц. Ведь он преподавал в Епархиальном училище Екатеринбурга. Кстати, среди его учениц была и наша землячка Антонина Михайловна Белоус. Помню ее рассказ о том, как Павел Петрович проверял сочинения о летних каникулах. Маленькая Антонина писала о том, как ее в лесу настигла гроза. Желая произвести впечатление, не заметила, что, рисуя картинку надвигающейся грозы, цитирует Некрасова: «Туча приближалась, — писала девочка. — Лес застонал, затрещал, задрожал». А учитель продолжил фразу: «Заяц послушал — и вон побежал…». Антонина Михайловна говорила: «Я даже представляю его лукавую улыбку, когда он писал на полях продолжение фразы».
Или в другой раз Тоня увлеклась описанием красивой девочки. «Ее косы, — писала она, — лежали на шее, плечах и спине». «Ну и косы! Вот так косы!» — заметил учитель. Он был с ученицами тактичен, внимателен. К педагогике относился серьезно, о чем говорят методические книги в его библиотеке, хрестоматии. Особенно ценил педагогические разработки К.Д. Ушинского. Воспитанники любили своего учителя.
А еще он был замечательным отцом, настоящим другом своим детям и их друзьям. Семеро детей родилось у супругов Бажовых, суждено было выжить четверым, трое скончались в младенчестве. В 1914 году Бажовы переехали в Камышлов. Сначала жили на даче священника Увицкого, на Бамбуковке, потом нашли квартиру на ул. Торговой, в доме № 1. Приехали в Камышлов они большой семьей, с двумя дочками — Олей и Еленой, 1912 и 1913 годов рождения. С Бажовыми приехала и его мать, Августа Стефановна. Здесь, в Камышлове, она скончалась. Здесь и похоронена.
Овдовев, она жила с сыном в Екатеринбурге, в его большом доме, который был построен по проекту Павла Петровича в первые годы семейной жизни. Для этого Бажовы взяли кредит. Дом, по замыслу Бажова, должен был быть большим, чтобы в нем места хватало всем. Он такой и стоит до сих пор с четырьмя комнатами с большой кухней, прихожей, с большим садом, любимым писателем, с парадным входом, через который и сегодня идут люди в гости к Бажову. Хозяйкой дома-музея долгое время была вдова писателя Валентина Александровна.
При жизни Бажова в этом доме побывали многие писатели, выдающиеся деятели, просто знакомые, родные, соседи. Из прочитанного, из рассказов людей об этом доме почему-то вспоминаются праздники, проходившие здесь. Вот Павел Петрович с семьей и друзьями готовятся встречать Новый год. Ему поручено протопить большой дом. «Истопник» Бажов докладывает, что «дом к встрече гостей готов на 200 процентов. Истрачена месячная норма дров». Вот он с раздобытой зеленой елочкой, как Дед Мороз, заходит в прихожую. Вот вся семья стряпает знаменитые бажовские пельмени. «Неправильные пельмени», — говорит о них Елена Хоринская. «…Пельмени к столу должны подаваться одни, а у Бажовых стол ломился от яств, да еще пельмени к этому». А вот дети-внуки Бажовых «дают концерт» взрослым. Артисты от внимания, от выступления так развеселились, что уже кричат что-то невразумительное: «Мы Кармены, мы вдвоем, мы танцуем и поем». Кармены так разбушевались, что их до глубокой ночи не могли заставить идти спать.
Читая все это, можно подумать: ах, как славно, как безмятежно прожил жизнь писатель. И это будет глубоким заблуждением. Годы-то какие тяжелые выпали на долю Павла Петровича, а он ведь отнюдь не был человеком, живущим по принципу: «Моя хата с краю…».
Первым проявлением твердости характера можно назвать его отказ от предложения преподавать «Закон божий» в духовном училище. Он предпочел вести русский и церковнославянский языки, а также преподавал математику, черчение. Но этот его отказ помнили и дали соответствующую характеристику в Томский университет, куда поступали многие выпускники Пермской духовной семинарии, а ему в поступлении отказали. В 1905 году Павел Петрович вместе с другими учителями духовных училищ города подписал телеграмму, направленную в Синод, с требованием отстранить епископа Владимира от руководства Екатеринбургской епархией за его человеконенавистническую проповедь, оправдывающую избиение черносотенцами интеллигенции и учащихся во время митинга 19 октября. А в январе 1906 года приехавшие из Москвы представители Синода молодых авторов телеграммы упекают в тюрьму, чинят допросы. Длится это две недели. Правда, их не лишают права преподавать.
Годы скитаний и испытаний
В 1914 году, когда началась война, семья Бажовых переехала в Камышлов, к родственникам Валентины Александровны. Первым печальным событием, пережитым здесь, была смерть горячо любимой матери — Бажевой Августы Стефановны. Дата ее смерти точно неизвестна. Где-то значится 1916-й, а где-то 1914 год. Отпевали ее в Покровском соборе. А похоронена она была, скорее всего, на бывшем Никольском кладбище (ныне поселок завода «Урализолятор»). Позднее, на том же кладбище, похоронят умершего в младенчестве мальчика — сына Павла Петровича. Он родился в 1919 году зимой. А Бажов, выполняя задание партии, был с 28-ю бойцами командирован в Пермь для передачи экспроприированных банковских ценностей в губисполком. Было это в конце июля, к городу подходили белые.
Кстати, в биографии своей Бажов пишет: «Последняя должность моя перед началом вооруженной борьбы… была по отделу народного образования и редактированию газеты «Известия совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», «Известий», правда, мне тогда редактировать не пришлось».
В августе Павел Петрович возвращается с задания на ст. Егоршино, так как Камышлов был занят белыми. В это же время вступает в партию, становится редактором дивизионной газеты «Окопная правда».
Газета вместе с типографией ездила в двух вагонах», — пишет П. Бажов в своих воспоминаниях. — Выпустили мы 50 номеров на Уральском фронте». Что приходилось делать Бажову? Он собирал информацию, встречался с бойцами, участвовал в боевых действиях. Обрабатывая информацию, составлял политические сводки, фиксировал изменения на фронте. Осуществлял посылку почты на фронт. В ночь с 25 на 26 декабря 1918 года под Пермью шли тяжелые бои. Наша армия отступала, Бажов получил задание — уничтожить вагон с документами. При выполнении был схвачен, брошен в тюрьму. 30 декабря ему удается совершить побег. Пытается с другими бойцами, оказавшимися в занятом белыми городе, перейти через Каму и найти своих — не удается. Бажов принимает решение двигаться на восток. В легкой одежде, почти не питаясь, идет он ночами на Лысьву, затем на Уткинский завод — Екатеринбург — Камышлов.
Очутившись в Камышлове, застает дома ужасную картину. Жена лежит больная, она заразилась скарлатиной, и умер только что рожденный ею мальчик. Дети находились у сестры Валентины Александровны. Павел Петрович через сестру жены находит надежных людей. Ему исправляют в документах фамилию на Бахеев, ведь раньше фамилия писателя была Бажев, и под фамилией Бахеев он уходит в Тюмень. Затем в Омск, Каинск и останавливается в селе Бергуль (ныне Новосибирская область), где организует партизанский отряд для борьбы с колчаковцами. Затем отправляется на Алтай и поселяется в селе около Усть-Каменогорска, где ведет подпольную работу и выполняет роль связного с партизанским отрядом. В августе в Усть-Каменогорск к Бажову приезжает жена с тремя детьми. Девочкам было 7 и 8 лет, а сыну Алексею — два года.
«Дельный работник»
27 декабря 1919 года при непосредственном участии Бажова в городе стала выходить газета «Известия Усть-Каменогорского уездного революционного комитета», редактор — Павел Бажов (Бахеев). В феврале приходит телеграмма из Камышлова с просьбой откомандировать его на Урал, откуда он уходил на фронт.
В мае камышловцы снова просят откомандировать Бажова (Бахеева) в распоряжение Камышловского уездного исполкома, на что из Омска им пришел ответ: «Бахеев нужен здесь как дельный работник…».
Не перечислить всего, что сделано Бажовым, а тогда Бахеевым, в Сибири. Под его руководством шла организация школ, народных домов, крестьянских классов, были созданы специальные курсы для подготовки учителей-казахов, в с. Катон-Карагас создано национальное женское училище, возобновил работу городской театр, который Павел Петрович рассматривал как школу агитации.
После 11 февраля 1921 года Павла Петровича как опытного партийного работника откомандировали в Семипалатинск, куда он отправляется вместе с семьей. А Камышлов снова и снова требует у Усть-Каменогорского уездного комитета РКП(б) вернуть им партийного работника. В апреле Павел Петрович заболел, он даже не смог участвовать в 4-м Всероссийском съезде профсоюзов, куда был делегирован. С согласия Сиббюро ЦК РКП(б) он возвращается с семьей на Урал и в конце мая 1921 года приступает к редактированию газеты «Красный путь» (орган Камышловского уездного исполкома и уездного комитета РКП(б).
Судя по хронике жизни писателя, в это время он уже приступил к работе, но болезнь мешала ему активно участвовать во всех запланированных делах. Например, в июне читают его доклад, и он на этом заседании не присутствует.
По воспоминаниям жены, по-настоящему в полную меру сил работать он начал только к сентябрю. И вот уже из других источников, в частности, из заметки А.П. Кузнецовой, узнаем, что с 1921 года Бажов сотрудничает с музеем, предлагает пополнить коллекцию изделиями кустарного производства Камышловского уезда. Руководит экскурсиями школьников, ведет записи народных песен, частушек, заговоров, изучает историю мест, происхождение названий.
А еще Павел Петрович очень много сделал как редактор, чтобы газета выходила и в голодном 1922 году. Хотя уже было постановление президиума Камышловского укома РКП(б): «Газету с 15 марта 1922 года прикрыть в связи со снятием ее с госснабжения. Бажову и Кобелеву (еще один редактор)
сдавать материалы для екатеринбургской газеты не менее двух раз в месяц». Но «Красный путь» не сдается и издается. В сентябре Павел Петрович выступает со статьей «Наша уездная газета должна жить и будет жить!»
Как всегда, Бажов не стоит в стороне от общественной жизни, за три года в Камышлове им сделано немало для просвещения горожан, прочитано несколько докладов, он вникает в жизнь школ, других учреждений. Но в июне 1923 года семья переезжает в Екатеринбург, в свой дом. Павел Петрович работает корреспондентом «Крестьянской газеты». Об этом времени можно рассказать много интересного — веселого и грустного. П. Бажов редактировал тогда письма крестьян, много ездил по области. В газете он работал до 1930 года. Потом был переведен в Институт истории партии. В 20-30-е годы ХХ века была в партии такая традиция — партчистка. Павел Петрович не избежал ее. В 1933 году ему вынесли выговор «за неточное указание партийного стажа». Павел Петрович глубоко переживает это, но рук не опускает. Он много работает, ездит по деревням, стройкам. В 1936 году поступает на заочное отделение Московского литературного института. К этому времени (в 1934 году) уже написана и вышла в свет книга «Бойцы первого призыва» — очерк об организации и боевом пути 1-го крестьянского коммунистического полка им. Красных Орлов.
В 1936 году подписана к печати книга «Формирование на ходу». Из истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка». Книга эта сыграла роковую роль в судьбе писателя, в ней усмотрены антисоветские настроения, популяризация врагов народа. Бюро Свердловского горкома партии постановило: исключить из партии автора книги и уволить. Он тогда работал в книжном издательстве. Удивительно, как удалось пережить этот тяжелый момент Бажову. Ведь совсем недавно, в 1934 году, в семье произошла страшная трагедия — погиб сын Алеша. На производстве, где он проходил практику, произошел взрыв. Алексею было 17 лет…
Сказы — целебный источник
От горя, от тяжелых мыслей уходит Павел Петрович в прошлое, в свое милое детство. Именно в это время он начинает писать свои сказы. В 1936 году сказ «Медной горы хозяйка» читает своей семье, как подарок к 25-летию семейной жизни.
А затем сказы начинают появляться один за другим. Они никого не оставляют равнодушными, литературоведы, писатели, критики дают высочайшие оценки. Их печатают нарасхват в толстых центральных журналах и газетах, настоятельно рекомендуют Бажову издать книгу. Нужно заметить, что в январе 1939 года газета «Правда» опубликовала постановление Пленума ЦК ВКП(б) «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии». Благодаря этому постановлению Павел Петрович был восстановлен в партии. Готовится к выходу сборник сказов «Малахитовая шкатулка». В январе 1939 года вышел в свет первый ее экземпляр — подарочный, предназначенный автору на день его юбилея. Ему исполнялось 60 лет. Второй вариант подарочного издания отправлен в Нью-Йорк на международную выставку. В кожаном переплете с малахитовыми пластинками на обложке, а к ним прикреплены серебряные ящерицы с мелкими хризолитами на спинках и крохотными рубиновыми глазками. Еще один экземпляр книги уехал на выставку в Москву.
Сказы — уникальное явление в литературе. Это не просто фольклор — народная легенда, миф, сказка. Обработанные талантливым мастером умело, бережно, они засияли, засверкали невиданной красотой, глубокой мудростью народной. Мы, уральцы, читая, удивляемся красоте родного языка, особой его интонации. Сказы вдохновили художников, скульпторов, музыкантов. Появились оперы, балет, живописные полотна, роспись, скульптуры героев, созданных Бажовым. Пересказывать то, что создал наш земляк, — дело неблагодарное. Возьмите книги Бажова — перечитайте…
Елена ФЛЯГИНА.