Опубликовано 12.04.2010 в рубрике  Новостная лента
 

Современные угрозы духовно-культурной идентичности Европы


Самобытному пространству восточнославянской цивилизации угрожает постепенное вовлечение в сферу влияния европейской культуры с ее идеологией секулярного мировоззрения. В свете этого особенно актуальной становится проблема столкновения либерально-секулярной идеологии с религиозным мировоззрением, которую освещает в своей статье священник Сергий Звонарёв.
 
Современный мир переживает многие катаклизмы и потрясения, среди которых военные конфликты, столкновение политических интересов, глобальный экономический кризис, межнациональные противоречия, социальная нестабильность и разобщенность. Однако главный вызов человеческому сообществу звучит сегодня со стороны либерально-секулярной идеологии бытия, развитие которой определяет и все остальные сферы общественной и частной жизни.

Эта идеология уходит своими корнями в доктрину гуманизма эпохи Нового времени и предполагает в качестве главной ценности права и свободы человека в отрыве от нравственного измерения. По-сути, она высвобождает греховную человеческую природу, не ограниченную нравственным законом, который, по ее логике, не является константой, а одной из вариаций моделей поведения человека.

Либеральная идея, утвердившись на Западе, начинает свой дрейф в сторону другого цивилизационного региона, который веками жил и продолжает существовать с опорой на религиозные ценности и сформированную ими систему нравственных координат. По мере расширения Европейского Союза, включения в его состав все новых европейских стран, в первую очередь из числа государств Восточной Европы, идеологические, ментальные разломы все больше смещаются в сторону восточнославянского мира. Самобытному пространству восточнославянской цивилизации угрожает постепенное вовлечение в сферу влияния европейской культуры с ее идеологией секулярного мировоззрения, правами и свободами человека в качестве доктринальной опоры объединенной Европы.

Сама по себе идея человеческих прав и свобод является важным регулятором общественных отношений. Она оберегает достоинство человека, его неотъемлемые фундаментальные права. Однако она несет и нечто неприемлемое для религиозного сознания, которое живо в восточнославянском цивилизационном поле. Речь идет об относительности морали и нравственных координат человеческого бытия, утверждении секулярного мировоззрения, отрицании греха. Согласно принципу усердно распространяемой в международном пространстве концепции прав и свобод — «разрешено все, что не запрещено законом» — в обществе утверждается нравственный релятивизм и нигилизм. Нравственный закон, некогда бывший опорой социума, перестает быть таковым, поскольку не легализован международным законодательством, а является частью частной жизни человека. И если и остается законом, то, по крайней мере, только для того человека, который добровольно ему подчиняется, но не для всего общества в целом.

Религиозные нравственные ценности давно перестали быть в «старой» Европе регуляторами общественной жизни. Зато они продолжают оставаться таковыми в странах Восточной Европы, где доныне сохранилась традиция соизмерять христианскими нормами бытие и развитие общества. Вот этой-то традиции, утверждающей, что искусственное прерывание беременности и эвтаназия есть убийство, проституция — грех, а не профессия, семья — это союз мужчины и женщины, а не гомосексуальное сожительство, противостоит правочеловеческая идеология этической вседозволенности.

Столкновение либерально-секулярной идеологии с религиозным мировоззрением чаще всего отражается в деятельности международных организаций, в частности судебных структур. Так, 3 ноября 2009 года Европейский суд по правам человека по делу Лаутси против Италии принял решение о запрете размещать в общеобразовательных школах христианские символы, в частности распятия, что, якобы, противоречит правам человека и не соответствует светскому характеру образования. Вот так одним судебным вердиктом решаются вопросы культурно-религиозной, а, следовательно, цивилизационной идентичности целых народов.

Европейский суд по правам человека, игнорируя национальную и культурную специфику отдельной страны, в настоящее время закладывает некоторую норму правомочного вмешательства международных структур во внутренние дела религиозных организаций и в конкретную систему государственно-конфессиональных и церковно-общественных отношений. К такому выводу приводит оценка судебных решений ЕСПЧ с религиозным компонентом. В подтверждение своей мысли приведу еще одно яркое решение европейской фемиды. Годом ранее упомянутый судебный орган вынес решение в отношении болгарских раскольников, обязав Правительство Болгарии вернуть раскольнической организации ранее изъятое недвижимое имущество. Власти страны подали жалобу в Большую палату Европейского суда, однако суд отказал в ее рассмотрении. Опасность вердиктов ЕСПЧ заключается в том, что они носят прецедентный характер и способны стать калькой для юридической оценки схожих ситуаций по другим делам религиозной направленности. Это обстоятельство побуждает Русскую Церковь искать союзников в лице традиционных религиозных общин и солидарных с ней общественных сил, способных убедительно донести до европейского правосудия мысль о необходимости учитывать в судебных решениях религиозные традиции той или иной страны.

Политика ЕСПЧ, как и в целом Совета Европы, временами содействует разрушению духовных оснований европейского мира посредством внедрения последовательно секулярных принципов в основу функционирования европейской общественно-политической системы. Так, подготовленная (но не утвержденная) частью парламентариев Парламентской ассамблеи Совета Европы резолюция № 11757 от 14 октября 2009 года может существенно ограничить врачей в возможности отказа совершать аборты. Документ постулирует, что совершение аборта должно быть признано неотъемлемым правом человека. Также резолюция предлагает ограничить возможности отказа совершать аборт по причине его несовместимости с религиозными взглядами врачей или институтов. Если проанализировать данную ситуацию, то приходит очевидное понимание фактической готовности авторитетной международной организации признать правомочность отнятия беззащитной человеческой жизни. К счастью, данная тенденция не получила единогласного одобрения.

Среди последних документов Парламентской ассамблеи Совета Европы, разрабатываемых этой европейской международной структурой и способных стать угрозой этике, морали и нравственности традиционных обществ, является проект резолюции «Дискриминация на основе сексуальной ориентации и половой принадлежности» (подготовлен Комитетом ПАСЕ по политическим вопросам и правам человека). Данным проектом провозглашается необходимость уравнивания семьи с однополым сексуальным партнерством, проект также призывает к пропаганде гомосексуализма и иных форм нетрадиционной сексуальности через школьное образование и средства массовой информации. Среди настораживающих тезисов в проекте документа то, что высказывания в публичной среде против вышеуказанных явлений и их свободного распространения в обществе именуются «языком ненависти». Это означает, что всякое открытое выражение несогласия с попытками утвердить в качестве нормы альтернативное традиционному сексуальное поведение и образ жизни будет пресекаемо и преследуемо.

Проект резолюции ПАСЕ вызвал широкий общественный резонанс. К нему поступили многочисленные поправки, которые заставили перенести его рассмотрение на весеннюю сессию Ассамблеи, но не сняли с повестки дня организации. Европейские чиновники склонны считать, что сексуальная ориентация не относится к морали и нравственности, а потому ее нетрадиционные формы имеют полное право на ничем не ограниченное присутствие в обществе. Религиозные нормы, которые, собственно, и содержат большей частью запрет на гомосексуальные связи, объявляются апологетами сексуальных меньшинств как не являющиеся ныне источником общественной морали и нравственности. А посему каждый волен определять свои предпочтения в сексуальной сфере и публично их демонстрировать. Действительно, справедлива мысль Ф.М. Достоевского о том, что если нет Бога, то все позволено.

Фактор авторитета европейских международных организаций оказывает влияние и на политику национальных структур в области законодательства. Сегодня мы становимся свидетелями того, что в отдельных европейских странах происходит вытеснение проявлений христианской традиции в угоду принципу толерантности. В частности, в британских институтах законодательной власти идут дискуссии по внедрению закона о равенстве (инициатива от 19 ноября 2009 года), согласно которому может быть введен запрет на празднование Рождества Христова. Пока же реалиями остаются рекомендации жителям не зажигать рождественские огни, с рождественских открыток постепенно исчезают изображения Богомладенца-Христа, евангельских волхвов и пастухов, а сам праздник все чаще именуется «сезонным» или «зимним». По словам сторонников подобного подхода, все это делается в том числе для того, чтобы не обидеть мусульманское меньшинство. При этом сами мусульмане сомневаются, что такие меры служат достижению мирного межкультурного и межрелигиозного сосуществования в европейских традиционно христианских странах.

В правоприменительной практике некоторых государств Европы наблюдается пренебрежение властей к духовным потребностям коренного населения. В этой связи стоит упомянуть намерение испанских властей с 24 ноября 2009 года запретить помещать в школах, больницах, тюрьмах и казармах христианские символы. Запрет может быть также распространен на церемонии вступления в должность министров, которые до сих пор присягали на Библии и перед распятием.

Необходимо отметить, что в Испании это не первый случай подобного рода. Так, в 2008 году суд испанского города Вальядолида в ответ на иск группы родителей постановил убрать распятия из классов одной из частных школ.

Приведенные примеры наглядно показывают, что агрессивный либерализм и секуляризм способны стать угрозой не только религиозной традиции, но и привести к потере народами Европы христианской идентичности, а потому и к уязвимости перед лицом пассионарно более сильных культур и религий. Барьером на пути цивилизационного разложения может стать открытый ценностный диалог, к участию в котором должны быть привлечены Церкви и иные традиционные религиозные общины Европы.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Звонарев Сергий, священник
http://www.bogoslov.ru/text/702156.html

Читайте также:

23.06.2011 - Российские эксперты подготовили доклад «О праве на критическую оценку гомос ...

14.04.2011 - Заявление Межрелигиозного совета России в связи с удовлетворением Европейск ...

23.12.2009 - Патриарх Кирилл упрекнул Страсбургский суд в ущемлении прав верующих

27.11.2009 - Послание Святейшего Патриарха Кирилла в поддержку позиции Правительства Ита ...

05.11.2009 - Запрет Евросуда размещать распятия в итальянских школах может дестабилизиро ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 3055


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031