Пожертвуйте на… водку. Кто и как тратит деньги, пожертвованные на храм
Идя на рынок, в магазин или возвращаясь домой с работы, мы часто встречаем людей в церковных одеждах с ящиками для сбора пожертвований. Обычно на ящике указано, что производится сбор пожертвований на храм или монастырь. Кто-то проходит мимо, кто-то опускает в ящик некоторую сумму денег, и почти каждый жалеет стоящего и в снег, и в дождь, и в жару сборщика. Большинство из них, имея при себе необходимые документы и благословение настоятеля, приносят реальную помощь приходу или монастырю, так как на собранные средства приобретаются стройматериалы и оплачивается работа по ремонту и строительству.
Услугу, приносимую этими людьми невозможно оценить. Можно представить те условия, в которых трудятся сборщики пожертвований – погода, частые нападки со стороны прохожих, не всегда благодушное отношение милиции – тогда станет понятно, насколько тяжело это церковное послушание. И, кроме этого, часто сборы производятся вдали от своих мест проживания, в больших городах, где враждебно все: ночные хулиганы, нападки бандитов, сама незнакомая обстановка. Но в последнее время и этот способ нахождения средств становится менее реальным, так как жертвовать стали намного меньше. Люди перестают подавать пожертвования по причине недоверия и имеют к этому все основания.
В то время, когда церковным общинам не хватает средств на реставрацию и ремонт, на улицы городов выходят люди в рясах и, собирая пожертвования якобы на храм, тратят собранные средства на свои, подчас совсем не благие нужды. Чаще всего эти деньги попросту пропиваются. Имеют таковые "сборщики" при себе и документы, как обычно поддельные, а в случае, если когда-то они собирали на храм, то с просроченным сроком действия. Естественно, что никто из указанного ими храма не подозревает об их деятельности.
Таковых "деятелей" достаточно много и бороться с ними непросто. Милиция не имеет точных инструкций, как поступать в подобной ситуации, а если кто-либо из служителей Церкви и заметит "сборщика", то не имеет возможности воздействовать на него. Вот и продолжается этот страшный обман, дискредитируя в глазах общественности как настоящих сборщиков пожертвований, так и саму Церковь.
В рамках проведенного нами журналистского расследования, когда одие из авторов статьи использовал служебное удостоверение сотрудника епархии, а другой – некоторое знакомство с "левым сборщиком", мы получили результаты, приводящие в ужас. Большая часть "левых сборщиков" оказались людьми, имевшими к Церкви самое непосредственное отношение. Эти люди, сохранив документы, которые они были обязаны сдать при увольнении, решили, так сказать, поработать "на себя". Оправдывают они свое поведение примерно одинаково.
Из доверительного разговора с иеродиаконом Илларионом (Зайцевым) (о. Илларион уже 7 лет как находится за штатом, нигде не работает, находится под запрещением в служении:
Корр: Что подвигло Вас на то, что Вы перестали отдавать собранные деньги на храм и начали тратить их на себя?
Иерод. И.: Все достаточно банально. Сначала я исправно привозил деньги настоятелю, все было хорошо. Мне разрешалось тратить некоторую часть денег на проживание и питание, даже немного помогать неработающей матери. Но постепенно этого становилось мало, а аппетит разгорался все больше. Опять же, взяло свое чувство неудовлетворенности, казалось, что меня обделяют. Ведь всю работу по добыче денег делал я, а гораздо большую их часть отвозил на приход. Разве это справедливо? Вот и начал я понемногу брать деньги себе, на свои нужды. На сборы ведь едешь не на день, а на дней десять, так что денег скапливается достаточно. А как все учесть – никак. Настоятель обязан обеспечить сборщика жильем и питанием, так что получается, что я брал свое.
Корр: Но Вы же сами сказали, что на жилье и еду Вам брать разрешалось, зачем же больше?
И. И.: Попробуйте сами пособирать пожертвование на улице, по сути клянчить! Нервы тратятся, постоянный стресс, хочется побаловать себя после работы и едой получше, и, конечно, выпивкой. Стресс-то надо снимать. А потом затягивает безнаказанность. Кажется пора остановиться, но опять собираешь и опять тратишь, а назад без денег не поедешь, ждут с деньгами. Начинаешь все заново, но приезжаешь на приход без денег, говоришь священнику, что не смог набрать. Поначалу батюшка верил, потом стал ругать, но что он мне мог сделать?
Корр: Ну если стресс, нервы тогда зачем было ездить? Жили бы себе спокойно на приходе, ведь Вы священнослужитель.
И. И.: Деньги – очень топкое болото, и когда они достаются легко, то текут сквозь пальцы и их не замечаешь, особенно когда знаешь, что завтра их опять станет достаточно. А на приходе я был вынужден был во всем себе отказывать, экономить, да служить я не большой любитель. Так что я сам захотел уйти с прихода и жить так, как самому хочется. Для этого сохранил документы, стал подделывать подпись. Уходя с прихода, выкрал бланки с печатями, нашел друзей-подельников, стали собирать вместе. Одно время нас собралась компания человек на десять. Попались бывшему настоятелю, встретились в Сергиевом Посаде. Тот вызвал милицию, забрали у нас подрясники и документы, а деньги оставили. Но бланки у меня еще оставались, а сестра сшила нам новые подрясники. Дошло до того, что сняли квартиру в Подмосковье, один ехал на сборы, а мы все просто пили.
Потом вернулись в Иваново, так как хозяин квартиры нас выгнал. Жили вдвоем у моей матери. На сборы ходил мой друг Виктор Кораблев, а я так пил, что, однажды выглянув в окно, удивился – настала весна (а я думал, что еще осень).
Но все когда-то кончается, сейчас наша компания распалась, хочу поехать в Москву на заработки строителем.
Наш странный разговор длился еще долго, но главный вопрос я задал в самом конце:
– А как же быть с людьми, которые вами обмануты? Они-то думают, что дают деньги на храм?
– Бросая деньги в короб, человек, прежде всего, помогает себе в строительстве своего духовного храма, а куда пойдут деньги, ему не важно. Ведь, бросая нищему рубль, он не задумывается о том, что он подал на водку. Так и здесь, в глубине души каждый человек знает, что будет с его деньгами. Так что большого значения этому я не придаю.
Довелось нам беседовать с еще одним "сборщиком", Анатолием Карауловым. Бывший послушник монастыря в Курской области, он уже долгое время собирает деньги для самого себя. Оправдывая свой способ существования тем, что некоторую часть он все же жертвует на один из храмов Ивановской области. Недавно он вступил в казачество, но свой способ существования не оставляет. Его часто можно видеть на улицах Иванова, где он, чуть подвыпивший, собирает деньги на храм. Но вечером, вернувшись домой, он снимает подрясник, облачается в казачью форму и в компании казаков дымя сигаретой и выпивая одну за другой стопки водки, рассказывает о своих планах:
– Мы наведем порядок в области. Всех заставим по струнке ходить. Владыка Амвросий меня сделает священником, у нас будет свой храм………, вот тогда заживем, возьмем землю, рядовые нам ее обработают (Владыка, как оказалось, не только не собирается рукополагать Анатолия, но даже не знает о его существовании).
Познакомились мы и с лишенным сана дьяконом, мечта которого – открыть свой детский дом. Он также собирает якобы на храм, даже рассказывает историю о том, что у него в доме хранится чудотворная икона. Проверили документы у сборщика, который собирает на монастырь. Кроме командировочного удостоверения в Иваново, в котором даже не указано о том, что он посылается на сборы, документов у него не оказалось. А один из сборщиков, увидев удостоверение сотрудника епархии, быстро собрался и, не говоря ни слова, ушел.
В общем, за несколько дней, проведенных нами на улицах областного центра, ни одного из сборщиков с документами, подтверждающими их законность, мы не видели. Это, конечно, не значит, что таковых вообще нет. Просто этот доходный бизнес настолько увлек нечистых на руку людей, что прочих и не заметно. Как же отличить настоящего сборщика от авантюриста в рясе?
1. Сборщик должен иметь при себе удостоверение от Управляющего епархией (в последнее время епархия старается не выдавать этот документ по причине злоупотреблений), благословение настоятеля храма и командировочное удостоверение на срок сборов.
2. По решению архиерейского собора Русской Православной Церкви сборы нельзя совершать священнослужителям и лицам в церковной одежде. То есть, сборщик в подряснике нарушает это правило, что есть повод для сомнений.
3. И, наконец, сборщик должен быть верующим человеком, постоянным прихожанином, а значит знать основные молитвы: Отче наш, Верую и другие.
В заключение хочется сказать, что многие из Православных храмов нуждаются в Вашей помощи и поддержке, и без благотворителей они просто не просуществуют. А раз так, то и помочь надо, но только Церкви, а не бессовестным авантюристам, которые, подрывая авторитет Православия, заботятся лишь о своем безбедном существовании. Заходя в храм, пожертвуйте в специальный ящик или пошлите перевод на храм, просящий помощи на страницах газет. В таком случае можете быть уверены, что Ваши деньги принесут пользу, а не вред.
О. Фенов,
С. Кононенко
Все имена в данной публикации изменены. Совпадение может быть только случайным. В диалогах сохранена лексика собеседников.
http://pominovenie-iv.narod.ru/statie/sasha.html
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|