|
||||||||||||||
К истории почитания Креста на Востоке и ЗападеКрест — самый распространенный символ христианства, напоминающий верующим о страданиях Христа, его смерти ради спасения человечества, воскресении и ниспослании даров Духа Святого ради крестных заслуг, что является основой христианского учения.
Крестное знамение во время богослужения и в частной жизни может быть благословением, освящением, выражением веры или молитвы. Благословение священника во время богослужения также совершается в виде крестного знамения. Христиане получали знамение Христово при крещении и миропомазании, на что указывают слова при совершении этого таинства: «Печать дара Духа Святаго». Распятия получили широкое распространение еще в период раннего христианства и поныне глубоко почитаются верующими. Исследователи указывают, что почитание креста в качестве символа христианства отмечается с самого раннего христианского периода. Уже Тертуллиан (конец II — начало III в.) говорит об обычае изображения на себе крестного знамения, как о общепринятом. В среде ранних христиан отмечается обычай вышивания креста на головном уборе либо даже татуирования его на лбу. Тем не менее, в эпоху гонений крест, как о многие другие христианские изображения, шифровались определенными символами. Крест, как орудие спасения мира Иисусом Христом, был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов церкви это чествование называется апостольским преданием. В первые три века оно относилось к области disciplinae arcanae, т. е. к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III в. некоторые христиане изображали фигуру Креста даже у себя на лбу; по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. От половины третьего века сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с Крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III в.) мученики Прокопий и Орест носили изображение Креста на груди. Язычники называли христиан, в насмешку, крестопоклонниками, предполагая, что христиане чтут Крест как фетиш или как идол. До самой эпохи Константина Великого христиане, в условиях гонений, удерживались от открытого изображения Креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятым Спасителем. Изображение Креста в первые два века заменялась чаще всего аллегорическими композициями, такими как "Убиение Каином Авеля" или "Исаак, приносимый в жертву Авраамом", или "Моисей, молящийся с крестовидно распростертыми руками", пеликан, напояющий птенцов своей кровью; либо символическими изображениями якоря, отдаленно напоминающего крест, медного змия, вознесенного в пустыне Моисеем наподобие креста, или же в виде косого или наклоненного креста (crux decussata). Последний символ, то есть crux decussata, был самым идеальным шифром, почему и получил наибольшее распространение. Внешне, при первом взгляде, он не имел ничего общего с известным орудием казни, напоминал одну из букв латинского или греческого алфавита, однако для посвященных он изображал Крест Господень в тот момент, когда Иисус Христос нес его на плече к месту Своей казни. Со второй половины II века к этому символу стали добавлять еще одну продольную линию: Эта добавка была связана с тем, что символ наклоненного креста все чаще стал ассоциироваться с буквой греческого алфавита "Х", с которой начинается в греческом языке слово Христос. Добавление же еще одной продольной линии окончательно превратило символ Креста в монограмму имени Христова с изображением начальных его букв. В некоторых вариантах вместо буквы "I"– первой буквы имени "Иисус", "Р" – вторая букву имени "Христос". Это написание очень часто встречалось на христианских памятниках III века. Именно этот символ получил известное наименование Хризма. Хотя он и являлся фактически монограммой имени Христова, однако в практическом применении изображал собою Крест и именовался довольно часто Крестом. У древних церковных писателей есть прямые указания на то, что монограмма была особого рода формой Креста Христова. Христианский поэт Пруденций, рассказывая о распоряжении Константина Великого начертать монограмму на воинских щитах и знаменах, называет ее Крестом. Монограмма, как знамение Христово, употреблялась христианами и в частной жизни, например, начертывалась на дверях их жилищ, на гробницах своих усопших. С раннего времени христиане стали изображать монограмму на кольцах, лампах и мелкой домашней утвари. В могилах мучеников найдено много металлических шейных медальонов с начертанием монограммы. Женщины и дети носили на шее медальоны с частицами мощей св. мучеников или Древа Креста Господня и на этих медальонах изображалась монограмма с именем Христовым. Это были прообразы будущих нательных Крестов. Замена настоящих изображений символами была обусловлена гонениями и преследованиями. С прекращением гонений закончится и время символических изображений. Явление императору Константину Великому 28 октября 312 года перед битвой на Мольвийском мосту знамени Христова стало настоящим триумфом Креста. Христограмма, которую увидел Константин, стала его личным знаком, который он повелел изобразить не только на своих знаменах и доспехах, но и на доспехах своих воинов. После одержанной блистательной победы Император приказал сделать так называемый Лабарум – императорскую хоругвь или штандарт. Лабарум представлял собой продолговатый крест, с поперечной реи которого спускался вышитый золотом и украшенный драгоценными камнями кусок шелковой ткани с изображениями Константина и его сыновей; на вершине креста был прикреплен золотой венок, внутри которого была монограмма Христа. Со времени Константина labarum сделался знаменем Восточной Римской империи. Императором Константином Великим было установлено, перед сражением с неприятелем, совершать обхождение войска священником с крестом-хоругвью. Ни одного экземпляра лабарума не сохранилось до нашего времени, но судя по изображениям его на разных памятниках, форма знамени была разнообразна в подробностях. Ближайшие преемники Константина сохранили лабарум; император-язычник Юлиан Отступник снял с него монограмму Христа, позже опять восстановленную. По словам историка Сократа Схоластика, первоначальный labarum, как реликвия, хранился в его время (около 430) в константинопольском дворце, а если верить Феофану, его видели там ещё в IX веке. Носившие Лабарум, назывались драконариями или векзилиферами. Впоследствии Лабарум стал достоянием Церкви, присутствие его обязательно до сих пор в каждом православном храме. В настоящее время Константинов Лабарум – это не что иное, как хоругвь. Только на хоругвях медальоны с изображением царей заменены теперь иконами Царя Славы Христа или Пресвятой Богородицы, или святых угодников Божиих. Венчающая хоругвь Христограмма, символизировавшая в эпоху гонений Крест, заменена теперь самим изображением Животворящего Креста. Особенно Христограмма или Хризма получила широкое распространение после издания Миланского эдикта. Изображение Христограммы напрямую ассоциировалось с Крестом. Хризмой увенчивались купала церквей. После I Вселенского Собора в ответ на Арианскую ересь Христограмма получила новое смысловое наполнение. Она стала ассоциироваться на столько с Крестом, сколько с Самим Спасителем. Хризма была вписана в круг – символ вечности, а по бокам были добавлены буквы греческого алфавита "α" и "ω" как символы присносущности Христа и единосущности Отцу. Тем не менее распространение Хризмы было не долгим: с окончанием гонений прошло и время символов. Христограмма стала замещаться изображением самого Креста Господня, которое вскоре и вовсе вытеснило ее. Постепенно вытеснение началось с того, что "зашифрованный" наклоном или подобием буквы "Х" крест принял правильное положение. Император Валент (364–378 гг.) на своих монетах уже вместо монограммы использует изображение четырехконечного креста. Богослужебное применение изображения Креста в крестных ходах начинается с 370-х годов, причем Крест стал символом Божьего ограждения, о чем свидетельствуют слова молитвы: «Огради нас, Господи, силою честного и животворящего Твоего креста и сохрани нас от всякого зла». Так в 400 г. при переносе мощей св. мучеников из Константинополя в пригород Дрипии христиане несли серебряные кресты, конструкция которых была изобретена самим свт. Иоанном Златоустом, а их изготовление оплачено императрицей Евдокией (400–404 гг.). С IV – VI вв. широко распространяется практика ношения нательных крестов, в середину которых по-прежнему еще вписана Христограмма, как некогда изображалась она на нательных медальонах. С середины V в. вместо Хризмы изображается Сам Христос, но не распятый, а как бы стоящий на фоне Креста с распростертыми руками и в одеянии. Непосредственно само распятие, по мнению одних авторов, получило начало в последней четверти VI в., по мнению других — в период времени от VII до IX в. В настоящее время самым древним изображением с Распятым Спасителем признано находящееся на дверях Сабины в Риме, относящееся к V-VI вв. Таким образом почитание Креста не прекратилось даже в эпоху иконоборчества. Наоборот, иконоборцы считали его главным украшением храма. Церквоь св. Ирины в Константинополе Особенность первых по времени распятий состоит в том, что на них Иисус Христос изображается большей частью с открытыми глазами, с лицом спокойным и величественным. Не ранее, как в эпоху Возрождения, выражение лица становится страдальческим. На Востоке Распятый Спаситель изображается всегда с небольшой темной бородою, с длинными волосами; на Западе, до готического периода — большей частью без бороды, позже с бородою; в западных изображениях иногда на голове Его корона, в восточных (с XI в.) голова окружена нимбом. Обнаженный Христос, препоясанный по чреслам становится преобладающим лишь в эпоху Возрождения, сначала на Западе, потом – на Востоке. Терновый венец появляется не ранее XIII века. Эпоха Возрождения оказала огромное влияние на отношение Западной Церкви ко многим сторонам своей жизни, в том числе и на почитание Креста. Восточная Церковь, хотя и испытала это влияние, но в меньшей степени. С этого времени пути Запада и Востока разошлись кардинально. Как это проявилось в почитании и изображении Креста, мы рассмотрим в следующей статье. А. Тарасов,
Образование и Православие / http://www.afonit.info/biblioteka/svyatye-ottsy/k-istorii-pochitaniya-kresta-na-vostoke-i-zapade
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4664 |