|
|||||||||||||||||||
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер. Проблемы воспитания здоровой молодежи России в современных условиях духовно-нравственного кризисаДоклад на круглом столе в Государственной Думе Федерального собрания РФ «Современная российская молодежная антинаркотическая политика в условиях запуска Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества в немедицинских целях. Разработка Критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых» (г. Москва, 18 февраля 2015 г.) Негативные процессы в молодежной среде являются проявлением глубинных социальных болезней всего общества. «Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп» - эти слова из послания Федеральному собранию Президента В.В. Путина 12 декабря 2012 года очень емко отражают причину происходящих в обществе разрушительных процессов. Приведем четыре примера, характеризующие состояние нашего общества. Первый пример. Вот какова, согласно социологическим исследованиям, главная заповедь современного молодого россиянина (см. http://www.rosbalt.ru/main/poll/757/results/ от 27.09.2013 г.) Второй пример. Давайте посмотрим на динамику смещения возрастной границы приобщения российских подростков к употреблению алкоголя, табачных изделий и наркотических средств за период с 1992 по 2004 годы (см. сборник трудов Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально- экономические последствия и меры предотвращения. М., 2009. С. 25). Значительное снижение в среднем на 3,5 года по всем показателям. Третий пример. Россия стабильно занимает первое место в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков. Как сообщает в пресс-релизе о взаимодействии с интернет-сообществом по профилактике суицида 11 марта 2013 года Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), за последние годы количество детско-юношеских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. В стране происходит порядка 19-20 случаев самоубийств на 100 000 подростков. Это число в 3 раза выше общемировых показателей. Наибольшая частота суицидов наблюдается у подростков и молодых людей в возрасте 15-35 лет. На одну смерть в этой категории приходится до 200 нереализованных суицидальных попыток. Четвертый пример. Динамика количества осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в России за период с 2007 по 2013 годы. Наблюдается значительный рост этого показателя. Подобных печальных статистических данных можно приводить много. Налицо активные попытки отдачи российской молодежи в рабство низменным страстям и греху. Очевидно также нарушение иерархии идеалов, ценностных ориентиров у значительной части нашего общества. Доминирующие раньше высшие идеалы становятся вторичными, мало значимыми, а низший, животный уровень в человеке вдруг становится ведущим в жизни. Что-то и кто-то настойчиво пытается манипулировать населением России, искажая до неузнаваемости его смысложизненные и ценностные ориентиры с весьма неблаговидными целями. При этом в российской Конституции указано - никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. То есть, защиты от внешних манипуляций мы лишены. И человек, и государство нежизнеспособны, если у них отсутствует смысл жизни, идеологический базис. Статистические данные доказывают, что идейно-духовный уровень российского общества XX-XXI века коррелирует с коэффициентом жизнеспособности страны. Духовно-нравственный кризис, усилившийся в наше время, резко ослабил этот показатель, затронув в первую очередь молодежь. В то же время бесспорно, что развитие духовности и нравственности, иерархия смыслов жизни подрастающего поколения зависят от качественного наполнения духовно-религиозного пространства России. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указано следующее: «Силы национальной безопасности обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информации по различным вопросам духовной жизни общества... Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации,... создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России». Защиту и позитивное развитие образа, способа и стиля жизни российской молодежи и призвана обеспечивать система национальной безопасности России. Эффективность этой системы определяется многими факторами. Одни из важнейших - духовное, нравственное и правовое содержание российской культуры. Как известно, на духовную жизнь населения влияет очень много различных факторов. И они же могут влиять друг на друга, как это показано на следующем слайде. При этом важно отметить положения, которые были озвучены 12 сентября 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в городе Краснодаре на встрече с представителями общественности и государственных служб по вопросам патриотического воспитания молодежи. «Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий - это абсолютная реальность,... с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна. И...искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам», - подчеркнул Президент. Формирование статуса и суверенитета частной жизни человека требует понимания его сущности, значения и ценности для общества, семьи и для него самого. В различных духовных, мировоззренческих и религиозных системах очень неодинаковы взгляды на личность человека, его внутреннее наполнение и цели воздействия на него. Поэтому Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 31.12.2014 г.) выделяет те религии, которые с точки зрения социологии наиболее значимы для России. Преамбула Закона такова: «Федеральное Собрание Российской Федерации,... признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,... принимает настоящий Федеральный закон». Понятийный аппарат здесь может быть обозначен следующим образом (подробнее см. Хвыля-Олинтер А.И., свящ., к.ю.н. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. - М., «Даръ», 2008; Хвыля-Олинтер А.И., свящ., к.ю.н. Духовно-религиозные основания национальной безопасности России. - М., Академия управления МВД РФ, 2012; Хвыля-Олинтер А.И. и др. Государственная политика защиты нравственности и СМИ. Рабочая книга для законодателя. - М.: Наука и политика, 2014). ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ - 1) - религия, оказавшая определяющее влияние на развитие духовности и культуры, формирование государственности каких-либо народов, которая составила сердцевину их исторического, духовного, социального и культурного наследия; 2) -социально- и культурообразующая религия, внесшая заметный и устойчивый вклад в историю, традиции, культуру, язык и самосознание народа, государства. ТРАДИЦИОННАЯ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ - традиционная религия, внесшая заметный и устойчивый позитивный (созидательный) вклад в историю, традиции, культуру, язык и самосознание народа, государства. Для Российской Федерации это те созидательные религии, которые издавна приняты исконно населяющими ее территорию народами. РЕЛИГИОЗНОЕ ДЕСТРУКТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (ДЕСТРУКТИВНАЯ СЕКТА) - новое религиозное объединение любой ориентации (НРД), имеющее следующие признаки:
Значимость соблюдения общечеловеческих законов можно определить так.
Законы бывают природные, общественные, нравственные и духовные. Они появляются в результате взаимодействия природных, социальных и духовных систем. Несоблюдение законов всегда приводит к деструктивным разрушительным процессам в физиологии, психологии, технологии, экономике, политике, этике, праве, науке, а также... в духовности. Духовный мир также имеет свои законы. Это законы высшего порядка. Основной особенностью деструктивных религиозных культов является нарушение в первую очередь законов духовного мира. Библия так говорит о необходимости строгого соблюдения духовной законности:
Нарушение духовных законов всегда влечет к искажению или отрицанию расположенных ниже по иерархической лестнице нравственных и правовых законов. Яркий пример тому - сегодняшние трагические события на Украине, в происхождении и развитии которых ведущую роль вместе с правителями-марионетками западных политтехнологов сыграли именно деструктивные религиозные культы, и особенно так называемые неохристиане: неопротестанты (неохаризматы, неопятидесятники). Нарушение духовных законов всегда влечет к искажению или отрицанию расположенных ниже по иерархической лестнице нравственных и правовых законов. Яркий пример тому - сегодняшние трагические события на Украине, в происхождении и развитии которых ведущую роль вместе с правителями-марионетками западных политтехнологов сыграли именно деструктивные религиозные культы, и особенно так называемые неохристиане: неопротестанты (неохаризматы, неопятидесятники). Российская «оранжевая» оппозиция собирается запустить американский сценарий «Майдана» и в России. Это факт. Важнейшей целью нео-культов определено их внедрение в государственные структуры для реализации программы «Новый мировой порядок». Об этом совершенно открыто сообщал в одноименной книге, причисленной в России к разряду экстремистской литературы, рижский пастор-неопятидесятник организации «Новое Поколение» Алексей Ледяев. Его единоверцы сегодня активно участвуют в закреплении позиций «оранжевой революции» на Украине и пока менее активно протестуют против «тоталитарного политического режима» в России. Но это пока. Настанет время и они, набрав силу и политическое влияние, встанут в полный рост. Правительство Соединенных Штатов Америки в своем отношении к духовности России копируют стратегию Адольфа Гитлера. Во время Второй Мировой войны в религиозной политике по отношению к оккупируемым территориям Советского Союза германские власти стремились исполнять указание Гитлера: «Мы должны избегать, чтобы одна Церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту. Если... захотят практиковать черную магию, как это делают негры или индейцы, мы не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им. Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола» (См. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. Париж, 1977. С. 510) И в наши дни в случае дальнейшей беспрепятственной реализации заданной геополитической стратагемы при помощи деструктивных религиозных культов (сект) нашу страну ожидает чрезвычайно печальная перспектива. Показательно, что наивысшая активность различных неорелигиозных объединений заметна именно на тех территориях России, которые предполагается «подарить» другим странам... Это очевидно из анализа карт, обозначающих зоны проявления деятельности подобных культов. Один из примеров помещен ниже. Пока ситуация выглядит крайне неприглядно - на территории России действуют сотни общественных объединений, для которых судьба нашего Отечества безразлична, которые отрицают значимость воспитания чувства патриотизма у молодежи, проповедуют пацифизм, отвергают традиционную для России культуру и все ее духовные ценности. Они через реализацию специальных программ приучают нас, с одной стороны, к отсутствию необходимости кому бы то ни было вступаться за наши национальные интересы, адекватно реагировать на вторжение чужеродных культур - носителей противоестественных для нашего народа ценностей. Такого рода пассивность они возводят в разряд чуть ли не высшей добродетели и называют это толерантностью. С другой стороны, людей с выраженной патриотической позицией, понимающих суть поставленных такими программистами задач, пытающихся остановить эту экспансию, лидеры таких объединений искусно ставят в один ряд с нацистами-экстремистами, извращая в умах и душах молодежи, средствах массовой информации чувство здорового патриотизма, опуская его до уровня агрессивного национал-экстремизма. Среди таких извращенцев духовно-религиозного пространства России активны различные неорелигиозные культы, как называл их в своих работах по данной проблематике профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, доктор медицинских наук, психиатр Федор Викторович Кондратьев, современные религиозные новообразования. В частности, выделенные мной выше «неохристианские» культы, результаты деятельности которых можно считать крайне негативным, разрушительным фактором для духовно-нравственной безопасности России. В реализации антироссийских программ как раньше, в начале 1990-х, так и сейчас участвуют зарубежные миссионеры, созданные ими, зарегистрированные и незарегистрированные российскими органами юстиции новые религиозные организации. С 1999 года в сорока субъектах Российской Федерации работали тысячи миссионеров, ежемесячно группами по 25-35 человек в отдельные регионы высаживался очередной нео-духовный «десант» из США, Германии, Южной Кореи, Франции, Польши, Турции, Саудовской Аравии, Ганы, Канады. Более подробно об этом можно узнать в книге заведующего кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Николая Антоновича Трофимчука «Экспансия» (см. Трофимчук Н.А., Свищев М.П. Экспансия // М., 2000. - 218 с.) Показательны слова из проповеди упомянутого мной ранее одного из идеологов неопятидесятничества, пастора Алексей Ледяев, который наставляет своих адептов:«Отечество? Это - страшное состояние, Это страшная беда. Мы должны преодолеть этот синдром толпы, этот синдром своего Отечества». Вот слова другого лидера неопятидесятников, господина Иванника: «Нас невозможно остановить! Чем эта страна слабее, тем церковь сильнее. Чем страна беднее, тем церковь богаче. Мне нравится это время!» (см. http://www.k-istine.ru/sects/neo50/neo50_okonishnikov.htm) Под церковью здесь подразумеваются представительства международного движения неопятидесятничества в России. На сегодняшний день известны и достаточно подробно описаны основные религиозные направления, используемые для дезориентации российской молодежи и развала России:
Каждое из них имеет свои особенности, вероучительные, социологические, криминологические и иные характеристики. Подробнее см. следующие издания: Хвыля-Олинтер А.И., свящ., к.ю.н. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. - М., «Даръ», 2008; Хвыля-Олинтер А.И., свящ., к.ю.н. Духовно-религиозные основания национальной безопасности России. - М., Академия управления МВД РФ, 2012; Хвыля-Олинтер А.И. и др. Государственная политика защиты нравственности и СМИ. Рабочая книга для законодателя. - М.: Наука и политика, 2014. Для восстановления поврежденной за многие годы разрушительной работы деструктивных религиозных культов духовно-нравственной основы социальной ткани России нужно сделать еще немало шагов. Но в первую очередь необходимо возродить верность Родине, уважение к соотечественникам, к предкам, их свершениям и поражениям в поиске наиболее верного пути для своего народа, к национальной истории, и к самому себе, дать исчерпывающие знания о культурной и религиозной традиции русской земли. Это, прежде всего, означает воспитание и закрепление у россиян чувства здорового патриотизма. Патриотизм - это высшая форма гражданственности. Он возникает как следствие сознательной ответственности за личную и социальную жизнь, а также за гармоничные отношения ко всем уровням бытия - от семьи до всей Вселенной. Каждому из нас, как и правительству России, нужно совершенно отчетливо понимать - основная причина наших социальных, семейных и личных неурядиц - кризис духовностинаселения, экзистенциальный, смысловой кризис, и одновременно с ним пришедшая духовная агрессия извне. «Будущую» Россию без сформированного у граждан патриотизма можно представить следующим образом: - Последовательно и тщательно стираемая из нашей памяти история своего народа, этноса. - Навязываемое, занимающее место стертой из памяти истории, «настоящеее» и иллюзия прекрасного и светлого «будущего», имеющая слабое отношение к ожидаемой в недалекой перспективе реальности. Можно выделить два основных признака информационного, психологического и духовного порабощения народа, нации: 1) Навязывание порабощаемому народу чужой культуры: языка, искусства, мыслей, чуждых традиций и обычаев, чужих героев, чуждых праздников, духовности, чуждых вероучений, религиозных практик, идеологии сект, нежизнеспособных фрагментов в прошлом цельных традиционных религий, иного образа жизни. 2) Дискредитация, уничижение, высмеивание, искажение, забвение нашей родной культуры: языка, искусства, истории, спорта, игр, обычаев, традиций, наших героев, праздников, духовности, нашего образа жизни. Существует, работает и постоянно совершенствуется определенная спланированная стратегия социального манипулирования методами духовной, психологической и информационной войны, направленной на ослабление государств - конкурентоспособных оппонентов идеологии так называемого англо-саксонского мироустройства. За ее созданием и реализацией стоят страны Европейского Союза и Соединенные Штаты Америки. Исполнители - действующие в этих государствах представители и организации от лица иностранных религиозных миссий, чаще всего в неохристианском варианте, никакого отношения к традиционным религиозным конфессиям не имеющим, но пытающиеся маскироваться под них. Основная целевая группа этой стратегии - молодежь. Поскольку легче всего поддаются программированию и депрограммированию лица, находящиеся в наивысшем духовном и смысловом кризисе, связанном с нахождением в трудной жизненной ситуации, то именно они первыми становятся объектом внимания исполнителей стратегии. А это в первую очередь те, кто через потребление психоактивных веществ: табака, алкоголя, наркотиков, вовлечение в другие страстные переживания низшего порядка, пытается скрыть болезненные переживания своего кризиса. Не найдя в их приеме утешения, а, наоборот, получив серьезные проблемы со здоровьем, душевные страдания, будучи отвергнутыми обществом и страдая в еще большей степени, они становятся идеальной жертвой для «ловцов душ» из недавно появившихся в стране религиозных движений. Так появляются все новые и новые исполнители задач духовной, психологической и информационной войны, ведущейся против России. Основной упор здесь делается, как бы кто это ни пытался не замечать и отрицать, на уничтожение тех самых духовных скреп, о которых говорил в приведенной мной в начале выступления цитате Президент России Владимир Владимирович Путин - на ослаблении влияния на духовный мир россиян Русской Православной Церкви. В начале 1990-х годов известный американский политолог, один из авторов этой стратегии, Збигнев Бжезинский утверждал: «После крушения коммунизма наш самый главный враг - русское православие». Таково главное содержание западного политологического курса на сегодняшний день. А вот заявление министра иностранных дел Швеции, одного из творцов политологии Европейского Союза, Карла Бильдта образца 2014 года: «Православие - главная угроза для западной цивилизации... Новая антизападная и антидекадентская линия Путина опирается на глубоко консервативные православные идеи». Между тем Россия создает следующие системы безопасности человека, семьи, общества, государства:
Безусловно значимое и важное место среди них должна занимать ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Российская культура и сохраняющие её идентификационный код традиционные религиозные вероисповедания предлагают свой ответ на главные вопросы человеческого бытия - о смысле, ценности, назначении человека и общества. Созидательная духовность через созидательную культуру освящает и облагораживает все области личного и социального человеческого бытия, влияет на все формы и сферы общественного сознания, открывает человеку смысл его жизни и свободы, прививает социально значимые гражданские ценности. Духовность и этика при этом определяют высшие ценности, которые направляют нравственную жизнь общества и человека:
Российский патриотизм имеет свои ключевые ценности, святыни: Родину, Отчизну, Державу, веру, святых людей, святые события, святые места, святые даты, передаваемые из поколения в поколение сакральные символы... Хранители этих святынь - наши созидательные традиционные религии, прежде всего, поскольку титульной, государствообразующей нацией России является русский народ - Православие. Социологические опросы подтверждают, что все больше россиян соотносит себя с христианской православной религиозной традицией. Православие - это государство-, социально- и культурообразующая религия, которая внесла и вносит значительный устойчивый позитивный вклад в историю, традиции, культуру, самосознание и язык многих российских народов. Плодотворно ее конкретное созидательное влияние на официальный российский государственный язык, на государственную символику и на патриотизм. Духовная законность - одна из основ Православия. Путь Православия - это путь апостолов и их верных последователей... Оно сберегло то, что получило от Бога, ничего в существе полученного не изменяя... Основы православной традиции и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, они вне времени и перемен, превыше этого мiра. И здесь традиционность - не самоцель и не косность, а выражение верности и любви, единства духа и веры, гарант сохранения истинности религии и подлинной свободы личности гражданина своего Отечества от всякой навязываемой извне неправды и фальши. Выбор духовного пути для каждого неизбежен, хотя труден и ответственен. Цена ошибки - гибель человека, семьи, общества, государства. Опыт наших предков помогает нашему выбору. «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына», - напоминает нам известный русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. «Если для ряда европейских стран национальная гордость - давно забытое понятие, а суверенитет - слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет - абсолютно необходимое условие её существования», - сообщает Президент России В.В. Путин в послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года. Обесценивание роли национального патриотизма неизбежно приводит к массовому и системному культурному самовырождению российского этноса. Это история подтверждала уже не раз. Непонимание и отрицание этого факта, по сути, есть потворство ЭТНОЦИДУ - уничтожению этнической/национальной идентичности, самосознания и воли российских народов. Государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления, осознавая это, продолжают налаживание и укрепление взаимодействия с учреждениями Русской Православной Церкви в сферах:
К этому же призывает нас и Президент России В.В. Путин: «И... ещё раз скажу: здоровая семья и здоровая нация, переданные нам предками традиционные ценности в сочетании с устремлённостью в будущее, стабильность как условие развития и прогресса, уважение к другим народам и государствам при гарантированном обеспечении безопасности России и отстаивание её законных интересов - вот наши приоритеты» (из Послания Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года). Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, кандидат юридических наук, доцент Академии МВД России, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного института http://ansobor.ru/news.php?news_id=5515
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | ||||||||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3532 |