Опубликовано 18.03.2015 в рубрике  Новостная лента
 

Модель публичной библиотеки нового типа. Рекомендации


Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки.
 Скачать:
17_11_2014_3.docx [70,51 Kb] (cкачиваний: 209)


 

УТВЕРЖДАЮ

В.Р.Мединский

 ______________________

 

Министр культуры

Российской Федерации

 

Модельный стандарт деятельности

общедоступной библиотеки

Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти

Оглавление

1. Общие положения. 2

2. Используемые термины.. 3

3. Деятельность общедоступной библиотеки: задачи, виды и принципы.. 4

4. Основные направления развития общедоступных библиотек. 8

5. Перечень основных показателей и критериев качества при предоставлении государственных или муниципальных услуг и выполнении работ общедоступной библиотекой. 10

5.1. Услуги. 10

5.2. Работы. 12

5.3. Виды деятельности (услуги и работы), приоритетные для каждого уровня библиотек 13

6. Законодательная и нормативная правовая база. 14

 

 


Одобрен

Российской библиотечной ассоциацией

1. Общие положения

Актуальность разработки Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки (далее – Модельный стандарт) обусловлена технологическими инновациями в современном обществе, при которых процессы создания, хранения, доступа и распространения информации, знаний и культурных ценностей претерпевают кардинальные изменения. Целью настоящего Модельного стандарта является развитие библиотечно-информационной отрасли, упорядочивание деятельности библиотек в условиях постоянных общественных изменений, определение разных видов деятельности библиотек.

Идеология сегодняшних преобразований направлена на построение информационного, интеллектуально развитого общества. Важнейшей задачей государственной культурной политики является расширение доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и зарубежной литературы, в том числе литературы для детей и произведений, созданных на языках народов России.

На протяжении веков библиотеки были собирателями интеллектуальной памяти наций и государств. В настоящее время библиотеки — это крупнейшие депозитарии, способные предоставлять в общественное пользование результаты развития цивилизации — сокровища истории, культуры, науки и технологического развития.

Нарастающая динамика технологических, экономических, социальных и культурных изменений ставит перед библиотеками новые задачи.

Общедоступные библиотеки должны стать центрами культурного просвещения и воспитания, в том числе организовывать культурно-просветительские акции с участием учёных, политиков, педагогов, писателей, библиофилов, в совершенстве использовать современные информационно-коммуникационные технологии, предоставлять информационные услуги в различных сферах общественной жизни, создавать собственный краеведческий контент, отражающий местную историю.

Настоящий Модельный стандарт устанавливает минимальные требования к целям, содержанию, структуре и условиям реализации библиотечно-информационного обслуживания населения страны общедоступными библиотеками.

Деятельность общедоступных библиотек должна основываться на признании неотъемлемого права всех жителей страны на качественное, своевременное предоставление им запрашиваемой (требуемой) информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание, а результатом — повышение уровня культуры и вовлеченности личности в культурную и общественную жизнь.

Общедоступные библиотеки должны участвовать в реализации государственной культурной политики, способствовать формированию нравственной, самостоятельно творчески мыслящей, образованной личности, воспитанию гражданской ответственности и патриотизма.

2. Используемые термины

В настоящем Модельном стандарте перечисленные ниже термины используются в следующих значениях:

Библиотека — информационная и культурно-просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов, предоставляемых пользователям.

Библиотечная услуга[1]— общественно-полезное действие, обеспечивающее доступ к документам и информации, в том числе электронным библиотечно-информационным ресурсам — сетевым и находящимся в цифровом виде. Различают культурно-просветительские, образовательные, библиографические, документные и другие библиотечные услуги.

Информация[2] — сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.

Культурно–просветительская деятельность библиотеки — деятельность, направленная на повышение уровня образования, культуры пользователя услуг библиотеки, его интеллектуальное, духовное развитие и социализацию.

Национальная электронная библиотека — публичная электронная библиотека страны, осуществляющая функции интегратора электронного библиотечного ресурса, координирующая оцифровку библиотечных фондов, а также предоставляющая к ним доступ.

Общедоступная библиотека — библиотека, предоставляющая возможность пользования ее фондом и услугами физическим и юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности без каких-либо ограничений.

Пользователь услуг библиотеки — физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.

Работа в библиотеке (в рамках государственного и/или муниципального задания) — разновидность библиотечно-информационной и культурно-просветительской деятельности библиотеки, направленная на развитие общества в целом. К работам в библиотеке относятся культурно-просветительские мероприятия и мероприятия, направленные на повышение информационной культуры пользователей, обучение библиотекарями пользователей навыкам электронного библиотечно-информационного самообслуживания, в том числе для использования сетевых (локальных и удаленных) ресурсов библиотеки.

Удаленный пользователь— пользователь услугами библиотеки, получающий их при помощи информационно-коммуникационных технологий и других каналов коммуникации.

Услуга в библиотеке[3]— результат непосредственного взаимодействия исполнителя (библиотеки, библиотечного работника) и потребителя (пользователя библиотеки) по выявлению и удовлетворению информационных и культурно-просветительских потребностей потребителя.

Цифровой библиотечно-информационный ресурс, цифровой фонд — ресурсы библиотек, как оцифрованные, так и имеющие изначально цифровой (электронный) виде.

Электронная библиотека — организованная совокупность законченных (формально) электронных документов и метаданных, снабженная средствами поиска и навигации, основной функцией которой является накопление, сохранение и предоставление в общественное пользование электронных документов в цифровой (электронной) среде.

3. Деятельность общедоступной библиотеки: задачи, виды и принципы

3.1. Общедоступные библиотеки в настоящее время:

3.1.1 Реализуют идею и технологию беспрепятственного и безвозмездного для всех категорий населения доступа к социально-значимой информации;

3.1.2. Способствуют росту интеллектуального развития общества, предоставляя всем желающим знания и опыт, накопленные, зафиксированные и хранящиеся в библиотечных фондах;

3.1.3. Создают новые формы информационных услуг и обслуживания, основанные на широком применении информационно-коммуникационных технологий и нацеленные на повышение комфорта пользователей и улучшение качества их жизни;

3.1.4. Гарантируют сохранность, неизменность, аутентичность и правомерность (легитимность) предоставления результатов интеллектуальной и культурно-просветительской деятельности, признавая это одним из приоритетов своей деятельности;

3.1.5. Создают условия для самообразования и дополнительной профессиональной подготовки граждан;

3.1.6. Являются центрами межкультурного и межнационального взаимодействия;

3.1.7. Интегрируют и реализуют опыт сохранения мирового культурного наследия.

3.2. Основные задачи общедоступных библиотек:

3.2.1. Обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга для граждан страны;

3.2.2. Сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;

3.2.3. Организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;

3.2.4. Обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через сеть Интернет и мобильные приложения.

3.3. Основные виды деятельности библиотек:

·библиотечно-информационное обслуживание – предоставление пользователям информации на материальных или нематериальных носителях и справочно-библиографическое обслуживание;

·культурно-просветительская деятельность – выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, научных и просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Рекомендуемые варианты реализации основных видов деятельности общедоступной библиотеки:

3.3.1. Библиотечно-информационное обслуживание:

· площадка (место) получения информации и документов (изданий) во временное пользование (абонемент, пункт выдачи во временное или постоянное пользование других документов), обеспечение возможности приобретения книжных изданий (путем предоставления помещений библиотеки в аренду книжным магазинам (в случае наличия помещений));

· площадка (место) получения информации на любом материальном носителе (читальный зал, медиатека);

· площадка (место) и канал доступа к государственным электронным библиотечным ресурсам (НЭБ, базы данных, государственные информационные системы);

· площадка (место) сохранения культурного наследия (книгохранилище, выставки);

· канал получения информации об имеющихся массивах и ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).

3.3.2. Культурно-просветительская деятельность

· площадка обсуждения информации (место общения, просвещения, «интеллектуально-досуговый центр» и др.);

· площадка получения новых знаний, самообучения, обучения (образовательная деятельность, в том числе курсы, тренинги, семинары, лекции);

· площадка проведения культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий — литературные студии для взрослых и детей, «библиотечные уроки», литературные встречи, организация посещений библиотек учащимися и студентами, мероприятия по патриотическому воспитанию и др.;

· площадка (место) и канал получения государственных и других социально-значимых услуг или информации по получению государственных и иных услуг;

· консультационный пункт и площадка (место) для получения социально-значимой информации и услуг (юридических, социально-значимых организаций, в том числе ЖКХ).

3.4. Принципы деятельности общедоступной библиотеки.

Общедоступные библиотеки в своей деятельности должны исходить из принципа социальной и экономической целесообразности, гармоничного сочетания разных направлений деятельности общедоступной библиотеки, поддерживать в актуальном состоянии все возможные информационные каналы.

Оказание услуг и выполнение работ (в рамках государственного и/или муниципального задания) общедоступной библиотекой должны базироваться на следующих принципах:

– работать в рамках действующего законодательства Российской Федерации и этических норм общества;

– соответствовать нормативным и техническим требованиям при предоставлении услуг и выполнении работ;

– учитывать предпочтения пользователей при предоставлении услуг и выполнении работ;

– учитывать специфику и возможности особых групп пользователей — детей и молодежи, людей с ограниченными возможностями здоровья.

3.5. Условия обслуживания детей и юношества (молодежи).

3.5.1. Основные требования к библиотекам для детей и юношества (молодежи): безопасность, комфорт, свободное пространство для развития личности (чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга).

Федеральным законом «О библиотечном деле» регламентируется право пользователей библиотек детского и юношеского возраста на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами. В целях информационной безопасности детей Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» для библиотек устанавливается требование по соблюдению пространственной изоляции фондов детской литературы от литературы для взрослых.

3.5.2. Интересы читателя детского и юношеского возраста должны быть приоритетны. Выполнение библиотеками для взрослых функций обслуживания детей и юношества возможно при наличии материальных ресурсов (соответствующего помещения, подготовленного персонала и технического оснащения), обязательном исследовании и учете потребностей, интересов и пожеланий жителей обслуживаемой территории, а также координации и кооперации деятельности с библиотеками образовательных учреждений.

3.5.3. Задачи деятельности общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество (молодежь):

· обеспечение психологического и эмоционального комфорта;

· выявление одарённых детей, помощь им в развитии;

· создание условий для приобщения к чтению и самореализации каждого юного пользователя;

· создание равных условий доступа к информационным ресурсам.

Библиотека должна стать партнером образовательных учреждений в подготовке и повышении квалификации педагогических работников, в том числе работающих с одарёнными детьми и талантливой молодёжью, продвижении инновационных технологий, обеспечении информационно–методического сопровождения работы с одарёнными детьми.

3.6. Условия обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья.

Часть пользователей библиотек — люди с ограниченными возможностями здоровья — требуют особых условий обслуживания. Конвенция ООН о правах инвалидов, Федеральные законы «О библиотечном деле» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентируют их права на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных библиотеках для слепых/незрячих и слабовидящих, библиотеках образовательных и иных учреждений в соответствии с их уставами. Работа общедоступной библиотеки строится в тесном взаимодействии с региональной специальной библиотекой, специализированными учреждениями и общественными организациями инвалидов.

Основные требования к библиотекам, обслуживающим людей с ограничениями здоровья: безопасность, комфорт, беспрепятственный доступ к библиотечному и информационному пространству с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности.

Обслуживание особых групп пользователей требует наличия специального материального обеспечения и технического оснащения (фонд изданий в специальных форматах для слепых и слабовидящих, вспомогательные технические устройства и адаптивные технологии).

Целями деятельности библиотек, обслуживающих людей с ограниченными возможностями здоровья, являются, в том числе:

· создание равных условий доступа к информации, знаниям, культурному наследию;

· содействие развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

· социокультурная реабилитация и интеграция в общественную и культурную жизнь.

4. Основные направления развития общедоступных библиотек

4.1. В современных условиях общедоступные библиотеки должны развиваться по трем основным направлениям:

4.1.1. Библиотека как культурно-просветительский центр — коммуникационная площадка интеллектуального развития и культурного досуга населения страны;

4.1.2. Библиотека как активный информационный агент, равноправное действующее лицо в сетевом, виртуальном пространстве, обеспечивающая доступ как к собственным, так и мировым информационным ресурсам, дающая пользователю профессиональную консультацию в навигации и выборе источников информации;

4.1.3. Библиотека как хранитель культурного наследия, в том числе регионального значения, воплощенного в ее фондах и других информационных ресурсах. При этом библиотека должна не только хранить но и создавать, приумножать культурное наследие, предоставлять в общественное пользование материалы по культурному наследию, в том числе региональной, краеведческой и локально-исторической тематики.

4.2. Для развития общедоступных библиотек необходимосоздать библиотечное пространство (физическое и виртуальное), изменяющееся в соответствии с требованиями пользователей и предоставляющее возможность:

▪ получения книг и других видов документов в бумажном, аудиовизуальном и электронном форматах;

посредством библиотечного абонемента (выдачи книг на дом), межбиблиотечного абонемента (МБА), читального зала библиотеки, доступа к полнотекстовым базам данных различных агрегаторов, других форм библиотечно-информационного обслуживания

▪ приобретения новинок издательской продукции и периодики;

посредством приобретения интересующих изданий и документов в книжном магазине (киоске), расположенном в помещении библиотеки (при наличии помещений)

▪ доступа к единому национальному электронному ресурсу, сформированному в НЭБ;

Национальная электронная библиотека определяет формы и механизм доступа граждан Российской Федерации к оцифрованным материалам библиотек федерального, регионального и муниципального уровня, к ресурсам образовательных и научных учреждений, а также цифровым мультимедийным ресурсам других правообладателей

▪ получения необходимой консультационной помощи;

посредством консультаций, оказываемых в рамках библиотечной деятельности, для осуществления которых в структуре библиотеки могут быть созданы соответствующие подразделения или предоставлено место (помещение) по согласованию с заинтересованными организациями для предоставления консультативных или иных социально-значимых услуг: Публичные центры правовой и иной социально-значимой информации (ПЦПИ), приглашение специалистов – юристов, психологов, врачей, экологов, представителей органов власти, избирательных комиссий, военкоматов и пр.

▪ пользования другими государственными услугами и получения иных социально-значимых и дополнительных услуг;

посредством доступа к сайту государственных услуг и электронного правительства, другим социальным сервисам через терминалы, расположенные в помещениях библиотек

▪ получения возможности проведения интеллектуального досуга и общения, обсуждения прочитанного и увиденного, повышения квалификации и уровня образованности;

посредством предоставления возможности просмотра кинофильмов, создания интеллект-центров, клубов по интересам, площадок для общения, литературных студий, проведения интеллектуальных игр, организации краеведческого и литературного туризма, встреч с литераторами и другими деятелями культуры, концертов, выставок в помещениях библиотек либо через он-лайн сервисы, а также посредством проведения просветительских мероприятий – лекций, семинаров, научных дискуссий, организации курсов изучения языков, информационной грамотности, повышения квалификации и др. услуг, в том числе во взаимодействии с образовательными и др. учреждениями и организациями

4.3. Трансформацию общедоступных библиотек предлагается обеспечить за счет:

· технологического развития, внедрения информационных систем в работу с пользователями и внутренние бизнес-процессы библиотек;

· приспособления внутреннего пространства библиотек к современным потребностям пользователей, создания условий для безбарьерного общения;

· комплектования общедоступных библиотек персоналом, отвечающим технологическим и информационным вызовам времени, в том числе на основе обучения и переподготовки кадров.

5. Перечень основных показателей и критериев качества при предоставлении государственных или муниципальных услуг и выполнении работ общедоступной библиотекой

Объем оказываемых услуг и выполняемых работ должен устанавливаться учредителем для каждой библиотеки индивидуально.

5.1. Услуги.

5.1.1. Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки:

Основные показатели:

Количество:

· документов, выданных библиотекой, в т. ч., удаленным пользователям библиотеки,

· выданных справок и предоставленных консультаций посетителям библиотеки,

· выданных справок и консультаций, предоставляемых в виртуальном режиме удаленным пользователям библиотеки.

Критерии качества:

Динамика количества или доля:

· удовлетворенных запросов пользователей от общего числа запросов,

· пользователей, удовлетворенных качеством услуг библиотеки, от общего числа зарегистрированных пользователей (от общего числа опрошенных пользователей),

Соответствие времени ожидания выполнения:

· заявки/запроса при посещении библиотеки на получение документов, имеющихся в библиотеке, заданным параметрам/контрольным значениям ожидания выполнения заявки/запроса в данной библиотеке,

· заявки/запроса на получение документов или их копий по межбиблиотечному обмену из других библиотек согласно утвержденному библиотекой регламенту выполнения работ (нормативным срокам).

5.1.2. Создание централизованного доступа к единому электронному библиотечному ресурсу Российской Федерации:

Основные показатели:

Количество:

· пользователей, имеющих доступ к единому электронному библиотечному ресурсу,

· автоматизированных точек доступа к единому электронному библиотечному ресурсу Российской Федерации.

Критерии качества:

Динамика количества:

· зарегистрированных пользователей,

· обращений к единому электронному библиотечному ресурсу удаленных пользователей.

Доля:

· удовлетворенных запросов пользователей от общего числа запросов.

5.1.3. Предоставление библиотечных электронных ресурсов (в том числе путем доступа к Национальной электронной библиотеке):

Основные показатели:

Количество:

· выданных электронных документов,

· электронных документов, выданных из фонда удаленным пользователям библиотеки (в виртуальном режиме),

· выданных в виртуальном режиме справок и предоставленных консультаций пользователям библиотеки.

Критерии качества:

Динамика количества:

· зарегистрированных пользователей,

· обращений в библиотеку удаленных пользователей.

Доля:

· удовлетворенных запросов пользователей от общего числа запросов.

5.2.Работы.

5.2.1. Формирование и учет фондов библиотеки:

Основные показатели:

Объем:

· поступлений документов (электронных и на материальных носителях),

· копий документов на всех видах носителей,

· фонда.

Критерии качества:

Динамика изменения:

· объема фонда библиотеки по сравнению с предыдущим периодом (годом),

· оцифрованных документов по сравнению с предыдущим периодом (годом).

Динамика изменения количества:

· оцифрованных (в т.ч. полнотекстовых) документов по сравнению с предыдущим периодом (годом).

5.2.2. Библиографическая обработка документов и организация каталогов:

Основные показатели:

Количество:

· внесенных в электронный каталог библиографических записей,

· отредактированных библиографических записей в электронном каталоге,

· библиографических записей, переданных и/или заимствованных из сводных каталогов,

· отредактированных библиографических записей в карточных каталогах.

Критерии качества:

Динамика изменения:

· объема электронного каталога по сравнению с предыдущим периодом (годом),

· объема документов из фондов библиотеки, библиографические описания которых отражены в электронном каталоге,

· количества отредактированных библиографических записей в карточных и электронных каталогах.

5.2.3. Обеспечение физического сохранения и безопасности фонда библиотеки:

Основные показатели:

Количество:

· отреставрированных документов,

· изготовленных микрокопий документов-оригиналов,

· отобранных документов, нуждающихся в стабилизации.

Критерии качества:

Динамика:

· количества документов, прошедших стабилизацию,

· количества документов, прошедших реставрацию.

Доля:

· документов, прошедших реставрацию, от общего числа документов, нуждающихся в реставрации,

· микроформ, прошедших периодический контроль,

· утраченных документов на материальных носителях от общего числа в связи с несоблюдением правил хранения.

5.2.4. Научно-методическое обеспечение развития библиотек и экспертно-аналитическая работа:

Основные показатели:

Количество:

· выполненных научно-методических работ, прикладных исследований, проведенных мониторингов, опросов и др., разработанных образовательных программ, в т. ч. программ по повышению квалификации, дистанционных курсов по переподготовке кадров для организаций отрасли культуры,

· проведенных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, форумов и др.

Критерии качества:

Внедрение в практику результатов проведенных исследований.

5.2.5. Организация и проведение культурно-просветительских мероприятий:

Основные показатели:

Количество:

· публичных лекций, презентаций, выставок, мастер-классов, творческих встреч и др. культурно–просветительских мероприятий,

· фестивалей, конкурсов, олимпиад и др.,

· конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов и др.,

· участников в каждом мероприятии.

Критерии качества:

Динамика участия.

Устойчивый положительный резонанс.

Повторяемость мероприятий.

Наличие договоров о сотрудничестве с:

· общеобразовательными организациями,

· детскими школами искусств,

· образовательными организациями профессионального образования, вузами,

· учреждениями культуры.

Доля:

· привлеченных детей и молодежи к участию в просветительских и творческих мероприятиях.

· проведенных мероприятий на базе общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального и высшего образования, детских школ искусств в общем количестве мероприятий.

5.3. Виды деятельности (услуги и работы), приоритетные для каждого уровня библиотек

Предлагаемый набор отражает интерпретацию общественных требований к современной библиотечно-информационной деятельности и для региональных и муниципальных библиотек в каждом конкретном случае должен быть уточнен.

Региональная библиотека

Муниципальная библиотека

Обеспечение доступа к ресурсам

Получение ресурсов из НЭБ

Введение ресурсов в НЭБ

Получение регионального ОЭ

Покупка изданий

Подписка на БД (по возможности)

Получение ресурсов из НЭБ

Получение муниципального ОЭ

Покупка изданий

Библиографическая деятельность, предоставление информации об информации

Введение данных в СКБР (по возможности)

Получение данных из СКБР

Ведение собственного ЭК (тематического и т.п.)

Участие в СКЭР

Ведение и редактирование собственного ЭК

Перевод имеющихся каталогов и картотек в электронный каталог

Получение данных из СКБР

Ведение собственных картотек и БД

Сохранность культурного наследия

Реставрация

Стабилизация

Оцифровка фондов

Стабилизация

Оцифровка фондов

Культурно-просветительская деятельность, интеллектуальный досуг

Научно-методическая работа

Экспертно-аналитическая деятельность

Культурно-просветительская деятельность

Образовательные мероприятия

Культурно-просветительская деятельность

Образовательные мероприятия

6. Законодательная и нормативная правовая база

6.1. Законодательную и нормативную базу библиотечной деятельности в Российской Федерации составляют:

Конституция Российской Федерации, устанавливающая права граждан страны на беспрепятственный доступ к информации (ст.29) и права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст.44), что гарантирует для граждан страны свободный доступ к информационным ресурсам музеев и библиотек, удовлетворение информационных потребностей пользователей, распространение информации любым законным способом;

Закон Российской Федерации от 09.10.1992 №3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», определяющий права и свободы человека в области культуры, обязанности государства, разделение компетенций в области библиотечного обслуживания между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти в субъектах Российской Федерации (ст.39, 40), устанавливающий бесплатность для населения основных услуг общедоступных библиотек (ст.30) и не допускающий приватизацию культурного наследия народов России (ст.44);

Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ «О библиотечном деле», регулирующий общие вопросы организации библиотечного дела, государственную политику в области библиотечного дела (ст.14 и др.), а также устанавливающий принципы деятельности библиотек, которые гарантируют гражданам страны права на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность (ст.5 и др.);

Федеральный закон от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», устанавливающий цели формирования национального библиотечного фонда и его общественного использования в целях сохранения культурного наследия и библиотечно-информационного обслуживания пользователей (ст.4);

Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в котором уточняется право на доступ к информации и подчеркивается, что государственные информационные ресурсы, в числе которых информационные ресурсы государственных и муниципальных библиотек, являются открытыми и общедоступными (ст.8);

Раздел VII части IV Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (от 18.12.2006 №230-ФЗ), определяющий границы использования библиотеками произведений, защищенных авторским правом и находящихся в электронной форме;

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»;

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающий полномочия и зоны ответственности государственных и муниципальных органов управления в области библиотечного обслуживания;

Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», определяющий, в том числе, количественные показатели и критерии качества выполнения библиотеками своих функций;

Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг», определяющий основные принципы и положения предоставления государственных и муниципальных услуг;

Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе содержащейся в информационной продукции;

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяющий формы и направления образовательной и просветительской деятельности, в том числе, и для не образовательных организаций;

Федеральный закон от 02.07.2013 №187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», уточняющий вопросы защиты авторских и интеллектуальных прав на произведения и другие продукты творческой, интеллектуальной деятельности;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 №923-р «Изменения, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3июля1996г. №1063-р»;

приказ Министерства культуры Российской Федерации от 20.02.2008 №32 «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)».

6.2. Для определения целей и направлений развития общедоступных библиотек необходимо использовать следующие стратегические документы:

Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р);

Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 №Пр-212);

Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р);

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

Государственную программу «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №2567-р);

Федеральную целевую программу «Культура России (2012 - 2018 годы)» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 №186);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №2606-р «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»;

Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседаний Совета при Президенте по культуре и искусству в 2012-2013 гг.;

Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012-2013 гг.

6.3. При разработке планов деятельности общедоступных библиотек необходимо учитывать положения и требования следующих документов общественных организаций:

Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XIII Ежегодной сессией, 22мая2008 г.);

Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации (принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XV Ежегодная сессия, 20 мая 2010 года, г. Томск);

Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994 г.);

Копенгагенская декларация о публичных библиотеках (1999 г.);

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек;

Модельный Библиотечный кодекс для государств - участников СНГ (постановление МПА СНГ от 15.11.2003 № 22-2);

Конвенция ООН о правах инвалидов (принята в 2006 году, ратифицирована в Российской Федерацией в 2012 году);

Региональные программы развития культуры и библиотечного дела.

6.4. Другими рекомендательными документами, определяющими минимальные параметры деятельности общедоступных библиотек, являются:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 №1063-р «О социальных нормативах и нормах»;

постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.02.1997 №6 «Об утверждении межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 №1683-р «Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры»;

приказ Министерства культуры Российской Федерации от 8.10.2012 №1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда»;

письмо Министерства культуры Российской Федерации от 08.01.1998 №01-02/16-29 «Об Основных положениях организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации»;

решение Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29.05.2002 №10 «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры»;

решение Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 23.04.2014 №5 «О развитии Национальной электронной библиотеки».

6.5. В обеспечении деятельности общедоступной библиотеки необходимо опираться на следующие документы:

Систему международных стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (ратифицированных к применению на территории Российской Федерации);

ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения;

ГОСТ Р 50691-94. Модель обеспечения качества услуг;

ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;

ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения;

ГОСТ 7.50-2002. Консервация документов. Общие требования;

ГОСТ Р 52872-2007 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению;

ГОСТ Р 52874-2007 Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения;

Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390).

__________________________________________



[1]Глоссарий (термины и определения, представленные в сводном плане работы РГБ по библиотечно-информационному обслуживанию пользователей на 2011 г.) / сост.: М.Я.Дворкина, Л.Н.Зайцева, М.Ю.Нещерет. — М.: РГБ, 2011.

[2] ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. П. 3.1.19.

[3] Определение термина «услуга» дано в соответствии с ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Минкультуры России

Читайте также:

07.10.2014 - Центр по краеведению открывается в Калининском районе Новосибирска

13.12.2013 - Разъяснения Минэкономразвития РФ о добровольном характере получения универс ...

13.04.2013 - Состоялось заседание Методического совета по унификации библиографической д ...

08.08.2012 - Государственная поддержка социально-ориентированных некоммерческих организа ...

30.01.2010 - В рамках XVIII Рождественских чтений прошел семинар «Библиотеки духовных уч ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 5824

Ключевые слова: библиотека

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930