|
||||||||||||||
10 марта день рождения отмечает Александр Зацепин, композитор, автор песен к фильмам "Операция "Ы", "Кавказская пленница", "Двенадцать стульев"Разве можно представить себе XX век без песен великого Александра Зацепина. Любимые миллионами шлягеры и песни из комедий Леонида Гайдая сделали его творчество бессмертным. Уже с первых аккордов «Песенки о медведях», «А нам все равно», «С любовью встретиться», «Куда уходит детство» или «Волшебника-недоучки» хочется подпевать. А жизнь выдающегося композитора была не такой безоблачной и веселой, как его композиции. Талантливый сибирякАлександр Зацепин родом из Новосибирска. Он появился на свет 10 марта 1926 года. Родители будущего композитора не имели к творчеству никакого отношения, но немного подросшему сыну наняли преподавателя музыки. Позже его отправили в музыкальную школу, где мальчик с удовольствием учился и в совсем юном возрасте даже стал сочинять небольшие мелодии. Помимо музыки Александр увлекался гимнастикой и акробатикой, занимался в радиотехническом кружке, пока не грянула Вторая мировая война. Отец Александра был хирургом и в самом начале войны его посадили в тюрьму за контрреволюционную деятельность. В госпитале Новосибирска, где работал отец, уже было много раненых. За опоздание на работу на 15 минут отдавали под суд. Сергей Дмитриевич тогда сказал приятелю, что наконец-то советская власть взялась за разгильдяев и лодырей. Слово «наконец-то» стало решающим в его судьбе. Один из знакомых донес на него в НКВД, за что отца Зацепина и посадили. На свободу он вышел только в 1956 году. Александр Зацепин в поисках себяВо время войны Александр Зацепин, как и многие мальчишки-сверстники, пахал поля на тракторе, помогал колхозникам убирать урожай. Одно время он хотел даже пойти работать в цирк, но мама была категорически против этого, и сын продолжил учебу в школе. Там он организовал небольшой оркестр, который играл джазовые композиции Гленна Миллера из «Серенады солнечной долины». Дальше был институт инженеров транспорта, но там не сложилось с математикой и студента Зацепина отчислили за неуспеваемость по этому предмету. В армию Александра призвали в 1945 году. Он попал в пехотное училище в Тюмени, где оказался во взводе под командованием Евгения Матвеева – знаменитого актера и режиссера. В армии Александр освоил игру на аккордеоне и кларнете, играл на рояле, участвовал в самодеятельности, играл на танцах в фойе кинотеатров. Первая популярностьОпыт, полученный в ансамбле песни и пляски Новосибирского округа, пригодился Зацепину. После демобилизации его пригласили работать в филармонию. Весь год он колесил с гастролями коллектива по Сибири. Александр осознавал, что ему не хватает музыкального образования и отправился на учебу в алма-атинское музыкальное училище. Там его прослушали и посоветовали сразу подавать документы в консерваторию. Он поступил на фортепианное отделение, а потом стал совмещать учебу с занятиями на композиторском. Тогда он написал свое первое серьезное произведение, которое с успехом шло на сцене местного театра пятнадцать лет. Это был балет «Старик Хоттабыч». Хотя автор книги – Лазарь Лагин – не очень хотел, чтобы его произведение ставили на сцене.
Творческое триоПосле переезда в Москву Александр Зацепин познакомился с поэтом Леонидом Дербеневым, в соавторстве с которым были написаны многие известные песни – «А нам все равно», «Губит людей не пиво…», «Есть только миг», «Кап-кап-кап», «Костер на снегу», «Любовь одна виновата», «Остров Невезения», «Песня о Купидоне», «Помоги мне», «Разговор со счастьем» и другие не менее великолепные. Долгое и плодотворное сотрудничество Зацепина с режиссером Леонидом Гайдаем началось совершенно случайно. На киностудию «Мосфильм» Александр Сергеевич периодически заходил, чтобы оставить для прослушивания свои композиции. Там его уже знали благодаря песне «Надо мной небо синее» и «Костер на снегу». В один из дней ему позвонил помощник Гайдая и сказал, что Леонид Иович хочет с ним встретиться. К тому времени режиссер поссорился с композитором Никитой Богословским, который написал музыку к комедиям «Пес Барбос» и «Самогонщики». Так началась киноэпоха Гайдая и Зацепина. с Аллой Пугачевой Чего только не придумывал Александр Сергеевич, чтобы музыкой подчеркнуть эксцентричные комедии Леонида Иовича. Он и охотничьи манки использовал для записи мелодий, и судейские свистки, и измерительные рулетки. Песни Зацепина в кинофильмах исполняли такие замечательные артисты, как Нина Бродская, Аида Ведищева, Олег Даль, Олег Анофриев, Андрей Миронов и Юрий Никулин. Ко многим текстам песен придирались беспощадные органы цензуры, но Гайдаю всеми правдами и неправдами удавалось отстаивать композиции. С двумя Леонидами – Дербеневым и Гайдаем – у Зацепина был неповторимый союз. После ухода из жизни двух творцов Александр Сергеевич так и не смог найти своего режиссера и поэта. Женщина, которая поетЕще одним ярким творческим этапом стало сотрудничество Александра Зацепина с Аллой Пугачевой. Началось все с песни «Кто виноват», а продолжилось записью пластинки «Зеркало души» для фильма «Женщина, которая поет». Правда, после записанных двадцати совместных песен, между Пугачевой и Зацепиным пробежала черная кошка, а точнее некий Борис Горбонос. Любители творчества Пугачевой знают, что это один из ее псевдонимов. Певица пришла к композитору и попросила записать в его домашней студии несколько песен, которые она хотела бы под псевдонимом запустить на радио. Зацепин согласился, а потом вышла пластинка, на которой отсутствовала часть его песен, вместо которых стояли песни Пугачевой под псевдонимом. Александр Сергеевич мог бы отказаться работать над фильмом, но не хотел портить отношения со своим любимым «Мосфильмом». Музыкальный фильм вышел на экраны в 1979 году, занял первое место в прокате, собрав невиданное количество зрителей – почти 55 миллионов человек. Песни из кинофильма «31 июня» изначально тоже создавались под Аллу Пугачеву, но после такого поворота событий Зацепин отдал их Татьяне Анциферовой. Кстати, этому фильму тоже немало досталось от цензуры. В знаменитой песне «Жизнь без любимого» высокие чины услышали фразу «жизнь без Любимова». Главный режиссер театра на Таганке тогда был в опале, а один из участников фильма – солист Большого театра Борис Годунов – эмигрировал в Соединенные Штаты Америки. Все это вместе взятое тормозило фильм в прокате. Другим шлягерам Зацепина доставалось на худсоветах не меньше. То много джазового звучания слышалось критикам, то слишком вульгарной казалась песня «Помоги мне». И каждая его песня имела свою историю выживания. Сердечные дела Александра ЗацепинаНасыщенной была и личная жизнь композитора. Первой его женой стала актриса Ревмира Соколова, в браке с которой у него родились сын и дочь. К сожалению, сын Зацепина в очень молодом возрасте умер от рассеянного склероза. Дочь с внуками сейчас живет в Швейцарии. Второй женой мэтра была пианистка Светлана, но в 1982 году Александр Сергеевич овдовел. с последней женой Светланой Зацепину предложили контракт на пять лет для работы в Америке. Он хотел быстрее уехать из СССР, где запрещали его песни или пластинки порой из-за одной строчки. В МИДе его предупредили, чтобы он даже не надеялся на поездку за границу, поскольку самостоятельно он контракт подписывать не имел права. Помощь пришла совершенно неожиданно от соседа Александра Зацепина – француза Алена, который преподавал в Москве русский язык. Он-то и предложил ему жениться на своей сестре и уехать работать во Францию. В юности отец запретил Женевьеве выйти замуж, и она на много лет ушла в монастырь, а потом приехала в Москву, где работала художником. Ален познакомил ее с Зацепиным, они очень понравились друг другу и зарегистрировали брак. Только к жене на временное жительство во Францию Зацепина не выпускали из Советского Союза два года. Когда же ему все-таки удалось уехать, на родине перестали крутить его песни по радио, но запретить популярнейшие фильмы с его музыкой было невозможно. После нескольких лет брака Александр и Женевьева разошлись, но сохранили теплые дружеские отношения. И еще двадцать лет Зацепин прожил с четвертой женой – музыкальным педагогом Светланой, но в 2014 году он снова овдовел. С 1987 года Зацепин работает на две страны – Францию и Россию. Во Франции его никто не знает, но там он отдыхает душой и может полностью отдавать себя любимой музыке. За многие годы творчества он создал более 300 песен, а его музыка звучит в 80 фильмах, мультфильмах и мюзиклах. Александр Сергеевич признается, что во Франции каждое утро садится за пианино и сочиняет музыку, даже если нет работы. Может быть, именно это помогает ему сохранять бодрость и оптимизм в столь уважаемом возрасте. ФАКТЫ Домашняя студия звукозаписи Александра Зацепина считалась лучшей в Москве. Чтобы ее оборудовать, композитор обменял две своих квартиры на одну 180-метровую. Там он улучшил акустику, сделал зал для оркестра на 42 места, оснастил аппаратную комнату. Все песни к киноленте «31 июня» и первые хиты Аллы Пугачевой были записаны именно там. *** Александр Зацепин написал музыку к фильму «Душа», который вышел на экраны в 1981 году. Первоначально планировалось, что петь и сниматься в нем будет Алла Пугачева. После ссоры певицы с Александром Стефановичем, исполнять главную роль пригласили Софию Ротару. В этом фильме также участвует группа «Машина времени». *** Среди любимых мелодий Александра Зацепина – пьеса Дюка Эллингтона «Караван», музыка Гленна Миллера и композиции The Beatles «Michelle» и «Yesterday».
Образование и Православие / http://vmiremusiki.ru/aleksandr-zacepin.html
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3527 |