Представители духовенства и общественности, а также эксперты хотели узнать, как Патриаршая комиссия оценивает указанный закон, усматривает ли во вступлении его в силу какие-либо риски для семей и прав родителей. Поступали также запросы в отношении мнения Комиссии о тех или иных общественных инициативах и предложениях, связанных с указанным законом.
Комиссия отмечает, что разработка проекта указанного закона профильным министерством велась с 2011 года. Различные редакции законопроекта неоднократно публиковались для общественного обсуждения. Законопроект был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 30 марта 2013 года. Закон был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации в декабре 2013 года.
В ходе разработки и рассмотрения проекта данного закона ряд экспертов и общественных организаций, занимающихся защитой семьи и прав родителей, высказывали свои опасения и критические замечания в отношении его текста, направляли свои предложения профильному министерству и законодателям. Отмечалось, что некоторые положения законопроекта неблагоприятны для семьи, могут привести к ущемлению автономии семьи и прав родителей несовершеннолетних детей. Отдельные предложения экспертов были учтены разработчиками проекта закона и законодателями.
В этом году некоторые общественные организации стали распространять информацию о том, что вступление этого закона в силу приведет к принятию в России системы ювенальной юстиции западного образца и широкому вмешательству в дела семьи. По мнению представителей некоторых из этих организаций, для снижения рисков необходимо исключить возможность участия негосударственных организаций в оказании социальных услуг, сделав последние монополией государственных и муниципальных структур.
Эксперты Патриаршей комиссии по вопросам семьи внимательно изучили вступающий в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Несмотря на учет некоторых предложений экспертов, отстаивающих интересы семьи и права родителей, на этапе его разработки, принятый и вступающий в силу закон, к сожалению, не свободен от серьезных недостатков, которые могут создать риски нарушения прав родителей несовершеннолетних детей и привести к ущемлению автономии и законных интересов семьи.
В частности, закон не содержит четкого указания на то, что все юридически значимые решения в отношении несовершеннолетних детей в сфере социального обслуживания должны и могут принимать от их имени и в их интересах только их родители (или иные законные представители). Ст. 14 допускает направление обращения о необходимости социальных услуг гражданину (в том числе и ребенку) в его интересах третьими лицами, сторонними организациями и гражданами, причем это может делаться без ведома и согласия самого гражданина (или родителей ребенка). Без ведома и согласия гражданина (родителей ребенка) может быть принято решение о том, что он «нуждается» в социальном обслуживании (ст. 15). Не предполагается обязательное согласие гражданина (родителей ребенка) на одобрение конкретной, хотя и подготовленной с их участием, индивидуальной программы социального обслуживания. Эти и ряд других положений закона, фактически, в определенной степени ущемляют свободу граждан в сфере социального обслуживания, не вполне согласуются с принципом его добровольности, могут иметь косвенные неблагоприятные юридические последствия для семей и родителей с детьми.
В законе также использован юридически неопределенный и представляющий семью в неблагоприятном свете термин «насилие в семье», что не вполне отвечает приоритетам государственной семейной политики, направленным на повышение общественного престижа семьи и ее социального статуса. Известно, что этот термин широко используется при проведении в жизнь разрушительных и неблагоприятных для семьи подходов и решений. Комиссия считает нежелательным какое-либо использование этого термина (и аналогичных ему терминов «семейное насилии», «семейно-бытовое насилие», «домашнее насилие» и т.п.) в нормативных правовых актах любого уровня.
Предусмотренный законопроектом принцип добровольности социального обслуживания формально не распространяется на оказание дополнительных услуг, не относящихся к социальным (так называемое «социальное сопровождение», ст. 22). Он также формально не охватывает деятельность по профилактике обстоятельств, «обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании» (ст. 29), включающую в себя возможность проведения «обследования условий жизнедеятельности» граждан.
Следует отметить, что, строго говоря, действующее законодательство в других областях не позволяет принуждать граждан к получению каких-либо услуг по «сопровождению». Сам закон не наделяет ни государственные или муниципальные органы, ни какие-либо негосударственные организации полномочиями входить в жилище граждан без их согласия либо принуждать их к получению каких-либо услуг.Однако, указанные положения закона создают все же дополнительные риски нарушения прав граждан, в том числе родителей с детьми. Следствием указанных недостатков может стать формирование неправомерной правоприменительной практики, фактическое принуждение граждан к получению тех или иных услуг или проведению профилактических обследований. Родители, не имеющие специальной юридической подготовки, отстаивая свои права и права своих детей, могут столкнуться с трудностями из-за того, что закон не содержит четких формулировок, направленных на их защиту и гарантирующих их соблюдение. Как представляется, это может также способствовать возникновению коррупционных ситуаций.
Безусловно, было бы значительно уместнее усовершенствовать закон, внеся в него изменения, гарантирующие полную защищенность семьи и всех граждан, включая родителей с детьми, чем устранять впоследствии многочисленные нарушения прав граждан, возникающие в результате применения несовершенных норм.
Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства считает, что было бы целесообразно как можно скорее исправить перечисленные недостатки закона. Экспертами Комиссии, при участии общественности, были подготовлены конкретные предложения по внесению в закон изменений, гарантирующих соблюдение соответствующих прав семьи и родителей с детьми, а также иных граждан. Некоторое время назад эти предложения были направлены Комиссией в Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы РФ. Комиссия считает, что внесение в закон предложенных ее специалистами изменений позволило бы в значительной степени устранить существующие риски, и надеется на поддержку своих усилий со стороны экспертов, православной общественности, а также других здравых общественных сил, проявляющих заботу о защите и укреплении семьи.
Вместе с тем, Комиссия не может согласиться с некоторыми предложениями и замечаниями, звучащими сегодня в публичном поле в связи с обсуждаемым законом. В частности, нельзя одобрить предлагаемое некоторыми закрепление исключительного права государственных и муниципальных организаций на участие в предоставлении социальных услуг. Комиссия обращает внимание на то, что подобный шаг может нанести серьезный ущерб социальному служению Русской Православной Церкви, православных приходских социальных проектов и других православных организаций, оказывающих разнообразную помощь нуждающимся семьям и отдельным людям. При этом подобное решение не обеспечит лучшую защиту семьи, поскольку на практике нарушение прав семьи и родителей допускается представителями государственных и муниципальных структур не реже, чем представителями негосударственных организаций. Комиссия считает, что участие негосударственных организаций в сфере социальных услуг, при условии обеспечения надлежащих законодательных гарантий защиты неприкосновенности жилища, права на отказ от любых нежелательных услуг, прав родителей и т.п., само по себе, является вполне допустимым.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что некоторые негосударственные организации в своей деятельности могут опираться на подходы и ценности, использовать методы работы, несовместимые с уважением к автономии семьи, к правам, авторитету и власти родителей в семье, противоречащие традиционным российским семейным и нравственным ценностям. Речь может идти, например, о недопустимом умалении значения семьи, противопоставлении прав и интересов детей и их родителей и т.д. Было бы, как представляется, целесообразно проработать на законодательном уровне механизмы, позволяющие исключить присутствие такого рода организаций в системе социальных услуг.
Комиссия обращает внимание профильных епархиальных структур Русской Православной Церкви, духовенства, представителей православных и иных общественных организаций, действующих в сфере защиты семьи и прав родителей, на необходимость наблюдать за практическим применением Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Важно не только добиваться устранения существующих недостатков закона, но и содействовать формированию благоприятной по отношению к семье и родителям с детьми правоприменительной практики, соблюдению прав семьи и родителей.
Комиссия также призывает православных христиан к духовно трезвому отношению к различным общественным проблемам, в том числе в сфере законодательства. Православные христиане призваны объединять свои усилия, в том числе сообща с другими здравыми общественными силами, для того, чтобы отстаивать в публичном поле подлинные семейные и нравственные ценности, включая права семьи и родителей. Такого рода совместные действия, вдохновляемые подлинно христианской верой, необходимы современному обществу. Делать это, однако, необходимо в здравом и конструктивном русле.
Православным христианам, участвующим в общественной деятельности, необходимо отличать обоснованные оценки и достоверные факты от недоброкачественной или намеренно искаженной информации, а также избегать заражения паническими настроениями, несовместимыми с мирным христианским устроением духа. В противном случае их благие побуждения и законная озабоченность могут быть использованы недобросовестными политическими и иными силами, манипулирующими людьми для достижения совершенно сторонних политических и других целей, нередко несовместимых с христианскими ценностями.