|
||||||||||||||
Обращение Губернатора к общественности Новосибирской областиТекст выступления "О приоритетах социально-экономического развития Новосибирской области на 2015-2019 годы" Губернатора Владимира Городецкого Собрание по приоритетам социально-экономического развития региона до 2020 года состоялось 23 декабря в государственном концертном зале им А. Каца. Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие земляки! Буквально три месяца назад в этом зале в присутствии многих из вас я вступил в должность губернатора Новосибирской области. Хочу еще раз поблагодарить вас за поддержку, оказанную в ходе выборов главы региона. Огромное вам спасибо! В текущих условиях каждому из нас необходимо понимание того, как, в каких направлениях и на основе каких приоритетов будет развиваться наш регион. Сегодня я представлю вам свое видение развития области в ближайшие пять лет. Предполагаю, что мы вернемся к обсуждению изложенных сегодня задач при подведении итогов работы за 2014 год. Решение четко сформулировать стратегические задачи развития Новосибирской области до 2020 года продиктовано, в том числе, сложившимися сегодня экономическими и политическими условиями. В последние годы наш регион, как и страна в целом, динамично развивался. За 10 лет физический объем валового регионального продукта Новосибирской области увеличился в 1,6 раза, объем инвестиций в основной капитал – более чем в 3 раза. Почти в 2,5 раза увеличились реальные располагаемые денежные доходы населения, реальная заработная плата. Собственные доходы консолидированного бюджета области выросли с 26 миллиардов рублей в 2004 году до 110 миллиардов рублей. Экономический рост позволил в значительной мере компенсировать последствия сложного периода 90-х годов и приступить к модернизации социальной и инженерной инфраструктуры. Считаю, что Новосибирская область за последние десять лет укрепила свое значение важнейшего транспортного узла на Востоке России. Благодаря активной социальной политике государства в Новосибирской области удалось переломить неблагоприятные демографические тенденции. Третий год подряд рождаемость в нашем регионе превышает смертность. Новосибирская область считается одной из самых привлекательных в Сибири для переезда. К нам стремятся жители других регионов и соотечественники из-за рубежа. Объективным показателем привлекательности нашего региона для жизни является то, что мы уверенно лидируем среди других регионов Сибири по масштабам жилищного строительства. Хочу сказать спасибо всем тем, кто сделал возможным достижение таких впечатляющих результатов, кто внес свой вклад в развитие области. Многие из них находятся в этом зале. Особый почет – ветеранам. Промышленный и научный потенциал нашей области созданы Вашими усилиями, знаниями, опытом и самоотверженным трудом. Вы сделали главное - заложили крепкий фундамент для устойчивого развития. Благодаря этому фундаменту мы пережили тяжелые 90-е годы и начали новый рост в 2000-е. И сегодня, мы в полной мере оцениваем ваш вклад, ваши заслуги, уважаемые ветераны. В 2015 году исполнится 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом, который объединяет всех нас. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша надежда. Основной долг всех последующих поколений нашей страны − долг перед поколением победителей − сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг живым ветеранам войны и трудового фронта. Поэтому в Новосибирске должен быть создан музей памяти Великой Отечественной войны имени нашего великого земляка Александра Ивановича Покрышкина. Эта инициатива поддержана Президентом Российской Федерации. И самое главное сейчас – окружить каждого из наших ветеранов заботой и вниманием, с особой чуткостью относиться ко всем их нуждам и пожеланиям. Именно в этом, а не в масштабности праздничных мероприятий, я вижу нашу память о Великой Победе, о героях Великой Отечественной войны и тружениках тыла, о наших с вами отцах, матерях, дедах и прадедах. Сегодня, опираясь, на эту память и заложенную ветеранами традицию стойко переносить лишения, находить выход из сложных ситуаций, мы должны энергично искать пути преодоления возникших трудностей. Новосибирская область не оторвана от мира, на нас в полной мере влияют общероссийские и глобальные изменения. Результатом сочетания неблагоприятных внешнеполитических и экономических условий стало снижение доверия к финансовой системе страны. Это диктует необходимость незамедлительного принятия эффективных антикризисных мер. Наши усилия в первую очередь должны быть сосредоточены на преодолении негативных тенденций в экономике, недопущении разрастания кризиса и его перехода в угрожающую фазу. Областным исполнительным органам государственной власти ставлю задачу в кратчайшие сроки развернуть антикризисные мероприятия по ключевым направлениям. В первую очередь, мы должны обеспечить сохранение социальной и политической стабильности. Важнейшей задачей на ближайшее время я вижу выполнение всех взятых на себя социальных обязательств. От этого зависит и доверие к государству, без которого мы не сможем обеспечить развитие экономики. В нашем бюджете в полном объеме учтены обязательства по заработной плате и мерам социальной поддержки. Они должны соблюдаться неукоснительно. Кроме того, своевременная выплата зарплаты в бюджетных отраслях – это, в том числе, и поддержка потребительского сектора экономики. В политической сфере мы должны отодвинуть наши личные и партийные амбиции и действовать в наших общих интересах, в интересах региона и его жителей. Нельзя допустить, чтобы в сегодняшней ситуации политическая конкуренция переросла в «борьбу на истребление», способствующую дестабилизации ситуации и подрывающую авторитет государственных институтов. Кроме того, мы должны особое внимание уделить широкому и своевременному информированию жителей Новосибирской области о проводимой работе, решаемых задачах и возникающих трудностях. Нам необходимо резко усилить нашу активность в информационной среде. Только гласность, открытость и постоянный диалог с земляками обеспечат вовлечение активных членов общества в совместную работу по преодолению кризиса и минимизации его последствий. Во-вторых, мы должны обеспечить нормальное функционирование всех секторов, влияющих на жизнеобеспечение населения. Это, в первую очередь, продовольственная безопасность региона, недопущение неоправданного роста цен на основные продукты питания и горюче-смазочные материалы путем реализации мер по регулированию рынка. Это обеспечение надежного и эффективного функционирования системы коммунального хозяйства, работы общественного транспорта, учреждений здравоохранения и образования. С бюджетными отраслями связано большое число граждан, от работы государственных и муниципальных учреждений во многом зависит качество жизни населения. Ключевым направлением антикризисной политики должно быть поддержание сбалансированности бюджетной системы. В нынешних условиях политика заимствований затруднена, поэтому нам необходимо как никогда повышение эффективности деятельности органов власти. Поэтому возрастает ответственность каждого руководителя, каждого сотрудника. Мы должны все вместе искать резервы исключения неэффективных расходов бюджета, пути максимально рационального использования выделяемых средств. Необходимо приложить максимальные усилия для поддержки экономики региона, для сохранения промышленного и технологического потенциала. Главное – это стимулирование промышленных предприятий к сохранению и расширению производственной деятельности. Мы должны определить перечень перспективных предприятий, способных к развитию в этих сложных условиях. Предприятий, деятельность которых способна оказать мультипликативный эффект на экономику региона. Они должны получать максимальную поддержку и содействие. Следующее – это обеспечение трудовой занятости. Мы не должны допустить неоправданного сокращения рабочих мест, роста задолженности по заработной плате и других нарушений прав работников. Особое внимание должно быть уделено поддержанию инвестиционной активности предприятий. Мы должны максимально содействовать реализации инвестиционных проектов на территории области, привлекать всех заинтересованных в развитии реального сектора экономики региона. Отдельно хотел бы сказать о сфере жилищного строительства. Традиционно она является наиболее восприимчивой к происходящему в экономике. В этом году план по вводу жилья уже перевыполнен. Но уже сейчас считаю необходимым предпринять меры по поддержанию дальнейшей работоспособности строительной отрасли. Мы не должны допустить падения объемов жилищного строительства. План антикризисных мероприятий должен быть подготовлен в течение месяца. Вместе с тем, кризис – не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации. Более того, именно в такой период закладываются основы будущего роста. В своем Послании Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подтвердил приоритеты развития нашей страны как экономически передового, социально ориентированного, полностью самостоятельного во внешней политике государства. Этот курс сегодня встречает противодействие, которое может длиться не год и не два. Чтобы добиться успеха в этих сложных условиях, мы должны, как сказал президент, «сами заработать свое благополучие и процветание, а не уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру». Перед нами стоит задача создания экономической системы, устойчивой к внешним воздействиям, способной обеспечить сбалансированное развитие территории. Динамика экономического развития Новосибирской области, достигнутые успехи в развитии социальной и инженерной инфраструктуры сформировали серьезный задел для дальнейшей экономической модернизации региона с опорой на собственные производственные силы и технологии. В течение ближайших пяти лет необходимо существенно ускорить развитие основных экономических отраслей, дать более широкие возможности нашему бизнесу, поддержать предпринимательскую инициативу граждан, повысить эффективность государственных расходов. И, вместе с этим – в полной мере выполнить все социальные обязательства государства, в том числе поставленные в Указах Президента. Причем делать все это необходимо и быстро, и эффективно, и открыто. Первоочередная задача на ближайшие 5 лет – обеспечить стабильное развитие традиционных отраслей экономики на основе собственного научно-производственного потенциала. А для этого – выделить локомотивные отрасли, которые позволят осуществить технологический прорыв, повысить производительность труда, освоить новые виды конкурентоспособной продукции. И в итоге – выйти на совершенно новые рынки и занять там достойную позицию. Именно слабость производственного сектора, чрезмерная зависимость от импорта и иностранных технологий сделали нашу страну уязвимой, а экономику – неустойчивой. А отсутствие спроса на новые продукты и технологии со стороны современного промышленного комплекса тормозит развитие инновационной экономики. Комплекс мер по поддержке реального сектора должен обеспечить темпы роста региональной экономики выше среднероссийских. Уверен, что у нас есть все возможности для этого. Задача – к 2019 году объем валового регионального продукта Новосибирской области должен достичь 1 триллиона рублей. Хочу сказать, что этот показатель видится нами как естественный и необходимый результат развития региона. Формирование новой промышленной инфраструктуры Новосибирской области – одна из важнейших задач. Рост конкурентоспособности региональной экономики невозможен без расширения сектора производства наукоемкой продукции и услуг, внедрения современного технологического оборудования. Для этого важно обеспечить увеличение вклада нашего научно-образовательного комплекса в развитие отраслей экономики. Наука – наша гордость, визитная карточка Новосибирска и области. Разработки наших ученых находят применение в других регионах и странах, но пока не оказывают существенного влияния на экономику области. В современных условиях не использовать этот потенциал было бы просто недопустимо. В этих целях в ближайшее время должна быть завершена разработка программы реиндустриализации экономики региона. Уже сейчас необходимо утвердить структуру целей и конкретных задач программы, определить системные возможности их достижения, исходя из технологической основы отраслей, структурных и других особенностей промышленного производства области. Необходимо определить критерии решения каждой задачи. Потребуется определить источники инвестиций для реализации программы. Чтобы добиться успеха в создании и реализации программы, необходимо систематически заниматься мобилизацией внутренних ресурсов и преимуществ области, в первую очередь – человеческого капитала. Следует подчеркнуть, что реиндустриализация коснется не только промышленных предприятий и технических организаций науки и образования. Она окажет существенное влияние и на социальную сферу: ЖКХ, здравоохранение, систему образования, системы управления. Центральным направлением новой индустриализации должны быть высокотехнологичные производства. Определенные заделы для таких производств уже есть в регионе, в первую очередь на основе разработок академических и отраслевых институтов, а также университетов. Существует и уже действующая инновационная инфраструктура, которая апробирована на нашей территории в порядке пилотных проектов: Технопарк в Новосибирском Академгородке, Биотехнопарк в Кольцово, Медицинский технопарк. Мы должны сосредоточить усилия не на точечной поддержке отдельных хозяйствующих субъектов, а на развитии инфраструктуры поддержки, на увеличении количества парковых проектов на территории области и концентрации ресурсов на группах предприятий, кластерах. Это обеспечит в перспективе динамичное развитие экономики нашей Новосибирской области. Наша стратегическая задача – реализация производственных проектов в рамках Новосибирского медтехнопарка, Новосибирского агротехнопарка, промышленного парка строительных материалов на территории Новосибирского и Искитимского районов, индустриального парка в Куйбышевско-Барабинский зоне, промышленно-логистического парка продовольственного направления на территории Новосибирской агломерации, частных промышленных площадок и индустриальных парков. Важной также является интеграция наших проектов в международные технологические цепочки производства наукоемкой продукции. Стратегической задачей пятилетнего периода считаю повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса региона. Обеспечение продовольственной безопасности, снижение критической зависимости от импорта и расширение экспорта являются вопросами государственной важности. Мы реализуем целый комплекс мер в этом направлении, но сегодня нам необходимо повышать эффективность государственной политики в этой сфере. Поэтому сейчас создана и работает рабочая группа по рассмотрению и внесению изменений в областной закон «О мерах государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса Новосибирской области», которая должна представить предложения уже в ближайшее время. Формирование на территории Новосибирской области современного, эффективного агропромышленного комплекса позволит нам успешно решать задачу продовольственного обеспечения нашего региона, а также создаст экономические условия для динамичного развития всех сельских территорий. Одновременно с этим мы должны приступить к реализации Государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий», которая направлена на создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности и должна способствовать закреплению кадров на сельских территориях. Для укрепления конкурентных позиций производственного сектора и АПК необходима модернизация действующего производства, имеющего изношенные, устаревшие фонды. Обновление и создание новых производств – процесс сложный и длительный, требующий значительных финансовых вложений. Из-за ограниченности ресурсов здесь важно выстроить отношения с банками, бизнесом. Эту работу необходимо проводить всем органам власти, консолидируя усилия. Важными направлениями деятельности должны стать рациональное использование и обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также развитие рыбохозяйственного комплекса Новосибирской области. Все мы знаем, что окружающая среда и природные богатства – это бесценные ресурсы, которые, к сожалению, не безграничны. Поэтому необходимо усилить работу по снижению негативного воздействия на окружающую среду и обеспечению экологической безопасности на территории Новосибирской области. Особое внимание необходимо уделять вопросу развития предпринимательства, поощрения предпринимательской инициативы. Сегодня мы должны стремиться к созданию максимально благоприятных условий для малого бизнеса, для самозанятости населения. Развитие в кризис – это не утопия. Специалисты хорошо знают, что именно в кризисные периоды у бизнеса зачастую возникают возможности резкого роста, недоступные ему в более «спокойное» время, а именно малый бизнес по своей природе – самый динамичный и способный на быстрые изменения. Нами разработаны и успешно реализуются различные меры государственной поддержки: как финансовой из различных фондов, так и механизмы бизнес-инкубирования, развития инфраструктуры, меры административной поддержки. Необходимо продолжить практику привлечения федеральных средств на софинансирование проектов развития малого и среднего предпринимательства, содействовать повышению доступности кредитных ресурсов. При этом малый бизнес должен развиваться не только в Новосибирске, но и в районах области. Это важное направление решения проблемы занятости, диверсификации сельской экономики. Поэтому мною поставлена задача вернуться к практике выделения грантов для предпринимателей на открытие своего дела в сельской местности. Чтобы систематизировать наши усилия, предлагаю в кратчайшие сроки разработать и запустить в реализацию программу комплексного стимулирования малого и среднего бизнеса, отвечающую сегодняшним условиям и при этом системно использующую все наши возможности для качественного изменения ситуации в этой сфере. Также должен быть подготовлен целый ряд законодательных и нормативных актов для стимулирования инвестиционных процессов, развития всех видов бизнеса и роста предпринимательской активности. Считаю это очень важным, и хотя такие документы у нас уже есть, но их сегодня недостаточно для будущего развития и роста. Инвестиционный стандарт должен быть внедрен в полном объеме. Нам нужно улучшить позиции Новосибирской области в Национальном инвестиционном рейтинге, существенно увеличить количество инвестиционных проектов, реализуемых в регионе. Мы не сможем решать вопросы развития экономики региона, развития промышленного и сельскохозяйственного производства, если не будет решена проблема подготовки квалифицированных кадров. Должна быть создана система непрерывного профессионального образования, полностью отвечающая требованиям реиндустриализации экономики региона.. Для этого необходимо к 2020 году провести модернизацию не менее 25-ти колледжей, осуществляющих подготовку не менее чем по 50-ти рабочим профессиям и специальностям в соответствии с лучшими стандартами и передовыми технологиями. Важно обеспечить не только развитие профессионального образования, но и его интеграцию в систему образования и экономики региона. С одной стороны, система подготовки кадров должна отвечать потребностям экономики. А с другой, должна быть создана система профессиональной ориентации школьников. В структуре занятого населения доля работающих со средним профессиональным образованием должна постоянно увеличиваться. Особое внимание должно быть уделено трудоустройству граждан с ограниченными возможностями, а также содействию самозанятости безработных граждан, особенно проживающих в сельских территориях. Президентом России поставлена задача по увеличению объема инвестиций. Для нашего региона мы задачу видим следующим образом: к 2019 году ежегодный объем инвестиций в основной капитал в регионе должен достигнуть 300 миллиардов рублей. Налоговые поступления в консолидированный бюджет Новосибирской области за счет реализации инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку, должны составлять 5-6 миллиардов рублей в год в приростном режиме. Для улучшения бизнес-среды и увеличения инвестиционной привлекательности региона усилены государственные институты, нацеленные на работу с инвесторами, утверждена буквально на предпоследнем заседании Правительства инвестиционная стратегия Новосибирской области. Статус специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами закреплен за Агентством инвестиционного развития. В частности, на агентство официально возложены функции по обеспечению режима «одного окна». Я, как Губернатор, готов выступить гарантом прозрачных и честных отношений с инвесторами приходящими на территорию области. В условиях ограничения бюджетных инвестиций необходимо обеспечить приток частных инвестиций в инфраструктурные отрасли и социальную сферу для решения общественных задач. Эффективным инструментом здесь является государственно-частное партнерство при создании объектов инфраструктуры. В нашей области уже показали с лучшей стороны такие формы государственно-частного партнерства, как концессионные соглашения, инвестиционные договоры, аренда государственного и муниципального имущества. Реализуются пилотные проекты в таких отраслях, как здравоохранение, образование, туризм, культура, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Такая практика должна получить широкое распространение. Для развития экономики региона, повышения ее конкурентоспособности критически важным является обеспечение опережающего развития транспортной и инженерной инфраструктуры. Считаю, что основными направлениями, на которых мы должны сосредоточиться, являются: создание оптимально действующей транспортной сети, объединяющей работу всех видов транспорта, введение разумной тарифной политики, обновление изношенных основных фондов, обеспечение нормативного состояния дорог и безопасности движения. Проблема несоответствия состояния дорожной сети темпам автомобилизации стоит очень остро, и поэтому мы ставим перед собой задачу удвоить за 5 лет объем вводимых дорожных объектов. Ставлю задачу уделить особое внимание развитию сельских дорог. На финансирование их строительства и реконструкции средства будут выделяться целевым образом, с помощью поддержки федерального бюджета. На смену грунтовым дорогам должны прийти дороги с гравийным покрытием. Должен быть сформирован транспортный каркас Новосибирской агломерации, где Новосибирск выступает в качестве транспортного узла, оказывающего влияние на развитие не только близлежащих муниципальных образований, но и соседних субъектов Российской Федерации. В наших планах строительство четвертого моста через Обь, сейчас заканчивается разработка проектной документации, Восточного обхода и Юго-Западного транзита. В период 2016–2018 годов необходимо приступить к реализации проекта по строительству участка Дзержинской линии Новосибирского метрополитена от станции «Золотая Нива» до станции «Молодежная». Для децентрализации деловой активности необходимо завершить планирование и приступить к реализации в рамках Новосибирской агломерации проектов «АэроСити» и «Сибирский наукополис». Большое значение для нас имеют партнерские отношения с акционерным обществом «Российские железные дороги». Это развитие пригородного железнодорожного транспорта, который обеспечивает стабильную связь городов и сел области, и формирование Западной, Восточной и Южной транспортно-логистических зон в рамках Новосибирского транспортного узла. Проекты с участием РЖД являются для нас приоритетными и будут получать максимальную поддержку. Сегодня подписано соглашение о взаимодействии на ближайшие пять лет. Необходимо учитывать факторы, которые могут сдерживать темпы нашего развития. В их числе нехватка энергетических мощностей. Поэтому важной задачей считаю развитие энергетического комплекса, обеспечение энергобезопасности и энергоэффективности, в том числе за счет преимущественного развития когенерации. Мы должны обеспечить скоординированное строительство и ввод в эксплуатацию объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей. Необходимо предусмотреть оптимальные направления развития генерирующих источников и всего сетевого комплекса, а также рациональный баланс между производством и потреблением в энергосистеме региона. Ставлю задачу в кратчайшие сроки скорректировать схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области на период до 2020 года. В увязке со схемой и программой перспективного развития единой энергетической системы России должны быть учтены ориентиры, намеченные Схемой территориального планирования Новосибирской агломерации, рассмотрены вопросы увеличения электрической мощности центров питания, проанализированы и показаны основные направления развития электрических и тепловых сетей. Следующая задача – развитие строительства и создание доступного рынка жилья. Решение этой задачи лежит в основе достижения нашей главной стратегической цели – сделать регион максимально привлекательным для людей и для инвестиционного развития. Чтобы развиваться так, как мы хотим, нужна другая мобильность населения, а для этого нужно иметь очень большой жилищный рынок, большой выбор для покупки и аренды жилья – настолько большой, чтобы его ценовые показатели были ограничены. Пока что у нас этот рынок развивался как рынок финансовых вложений, в какой-то степени спекулятивный рынок. А нам нужно развивать этот рынок как социальный – это необходимо для развития региона. Несмотря на наличие в этой сфере множества рисков, необходимо рассматривать рынок жилья как самую сильную производную от состояния финансово-кредитного рынка. Все наши управленческие инструменты должны быть задействованы на повышение доступности кредитных ресурсов для населения. В следующем году мы столкнемся с целым рядом дополнительных финансовых ограничений. В частности, будет снижаться рентабельность строительства. Поэтому свою доходность отрасль должна формировать за счет больших объемов ввода жилья. Нужны дополнительные, более энергичные усилия по развитию производства строительных материалов и конструкций. Задачи по строительству нового жилья, капитальному ремонту жилого фонда, а также расселению жителей из аварийных домов, должны быть максимально увязаны между собой. Поэтому многие наши планы здесь требуют уже сегодня определенной корректировки. Я напомню, нам предстоит в рамках региональной программы по капитальному ремонту до 2020 года отремонтировать почти 5,5 тысяч многоквартирных домов. К концу 2020 года планируется расселить из аварийного фонда более 8 тысяч человек и ликвидировать 125 тысяч квадратных метров аварийного жилищного фонда. На эти цели необходимо предусмотреть субсидии из областного бюджета муниципальным образованиям более 4 миллиардов рублей. И еще. Здесь присутствуют главы городов и районов, руководители, которые непосредственно контактируют с управляющими компаниями, занимаются организацией процесса эксплуатации жилого фонда. Убежден, что этот процесс будет эффективным, если мы сможем добиться заинтересованности самих жителей. Необходимо повысить общественную активность, создать такие регламенты, по которым именно граждане определяли бы все условия содержания и эксплуатации своих домов. Чтобы было ясное понимание, что никто не имеет право давить на них с какими-то технологиями, подходами. Не управляющая компания задает тон, а жители. Мы должны создать эффективную систему контроля за деятельностью управляющих компаний на территории всего региона. Полномочия и штат государственной жилищной инспекции для этого уже существенно расширены в 2014 году. С учетом сложных климатических условий, низкого уровня использования природного газа в экономике региона, газификация стала одним из ключевых факторов успешного решения целого ряда острых социально-экономических проблем. В перспективе до 2020 года необходимо продолжить развитие газификации территории Новосибирской области не только в райцентрах, но и в близлежащих сельских поселениях. Продолжить предоставление государственной поддержки гражданам на газификацию жилья. Одной из самых острых задач в области в сельских территориях на сегодняшний день является проблема обеспечения населения качественной питьевой водой. На решение этой задачи в рамках соответствующей целевой программы сейчас запланировано более 8 миллиардов рублей. К 2020 году ставлю задачу завершить программу и обеспечить всех жителей области чистой водой, соответствующей всем санитарным нормам. В сфере обращения с отходами производства и потребления необходимо решить задачу по внедрению глубокой переработки твердых бытовых отходов. В рамках пилотного проекта уже принято решение о строительстве 2-х перерабатывающих комплексов для Новосибирской агломерации. Реализацию этого проекта надо осуществить за счет внебюджетных источников, ввести до конца 2016 года. Важнейшим направлением государственной социальной политики является сохранение положительных темпов демографического развития. За счет миграции население области ежегодно увеличивается почти на 20 тысяч человек. Одновременно в последние годы мы наблюдаем позитивную динамику основных демографических показателей в Новосибирской области. Растет рождаемость, снижается смертность. Государственные программы доказали свою эффективность, и мы продолжим их реализацию в полном объеме. Здесь основной нашей задачей на ближайшие пять лет является закрепление этой положительной динамики и сохранение естественного прироста населения. Важную роль в этом играет система здравоохранения. И главной ее целью является обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи на территории Новосибирской области. Нам необходимо осуществить реконструкцию Барабинской, Маслянинской, Венгеровской центральных районных больниц и Обской центральной городской больницы, а также построить не менее пятнадцати новых объектов. Среди них перинатальный центр, поликлиники в городе Новосибирске, фельдшерско-акушерские пункты в районах области, Новосибирский областной онкологический диспансер. Все меры, направленные на достижение показателей здоровья населения и ожидаемой продолжительности жизни в Новосибирской области, предусмотренные майскими Указами Президента Российской Федерации, должны быть безукоризненно выполнены. 2015 год объявлен Президентом как «Национальный год борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями», которые сегодня являются основной причиной смертности. В настоящее время на территории Новосибирской области функционирует 8 сосудистых центров, но до сих пор не всем жителям может оказываться специализированная помощь. Решением данной проблемы является открытие дополнительных первичных сосудистых отделений. Мы хотя и достигли в этом году снижения смертности от сердечно-сосудистой патологии на 8%, но этот показатель не может нас удовлетворить, поскольку является выше, чем в среднем по стране. Ключевыми направлениями для решения задач на ближайшие пять лет в сфере здравоохранения должны стать: профилактика заболеваний, развитие первичной медико-санитарной помощи, развитие службы охраны здоровья матери и ребенка, развитие медицинской реабилитации населения. Отдельная задача – развитие высокотехнологичной медицинской помощи. Хотя это федеральные полномочия, тем не менее, в интересах жителей Новосибирской области нам необходимо еще более тесно сотрудничать с федеральными лечебными учреждениями, расположенными в регионе. Такое сотрудничество с федеральными центрами должно служить также целям повышения профессиональной компетентности работников общей лечебной сети. Необходимо продолжить совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях. Укреплению здоровья населения способствует развитие физической культуры и спорта. Важной задачей считаю повышение доступности спортивных сооружений, развитие массовой физической культуры. Здесь нужно серьезно обновить подходы и механизмы, довести до завершения работу по созданию и привлечению частных инвестиций в строительство спортивных сооружений. В течение пяти лет необходимо построить не менее 35 специализированных объектов для занятий физической культурой и спортом. Кроме этого, необходимо привлечь дополнительные федеральные средства на строительство в городе Новосибирске крупных объектов регионального значения: центра волейбола, спортивно-оздоровительных центров по гимнастике, единоборствам и сноуборду, Дворца игровых видов спорта. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации разработан и утвержден план мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Это важное направление воспитания подрастающего поколения. Новосибирская область обладает богатым и не до конца используемым рекреационным потенциалом. Обское водохранилище, озеро Чаны, Караканский бор – список можно продолжать. Ставлю задачу сформировать программы развития этих территорий с целью организации отдыха жителей как нашего, так и соседних регионов. Качественное и доступное образование является необходимым условием развития человеческого потенциала. Позитивные демографические тенденции и образовательная миграция последних лет усиливают значимость развития системы образования. Мы должны создать систему, которая обеспечивает получение по-настоящему качественного образования: детьми – в системе общего образования, а молодежи – в системе профессионального образования. При этом важно смещать акцент от простого «оказания образовательной услуги» в сторону воспитания. Разумеется, для этого необходимо поднять на качественно новый уровень процессы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Здесь первостепенную роль должны сыграть соответствующие учреждения, которые «учат учителей». Работа с педагогическим составом и руководителями учебных заведений должна быть также ориентирована на формирование ответственной гражданской позиции и профессиональной мотивации. Это, в частности, будет способствовать ликвидации такого явления, как поборы в образовательных организациях, на что часто жалуются родители учащихся. Должна быть решена проблема обеспеченности детскими дошкольными учреждениями. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет, состоящие на учете для получения места в дошкольных образовательных организациях, к 2016 году должны иметь возможность получать дошкольное образование. И мы эту программу выполним за 2015 год. В системе общего образования к 2019 году всем ученикам необходимо предоставить возможность обучаться в современных условиях. В числе прочих ставлю задачу подготовить предложения по сокращению обучения во вторую смену. Сегодня 58 тысяч учеников еще обучаются во вторую смену. Новосибирская область на сегодняшний день является мощным научным и образовательным центром России. Олимпиады, конкурсы, гранты, специальные профильные школы, развитие инженерных классов, физматшколы, бизнес-инкубаторов, внешкольного дополнительного образования, уникальное послевузовское образование – все это и в будущем должно бурно развиваться с нашим управленческим и бюджетным участием. Пора перестать гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с организациями реального сектора экономики. При этом сами учебные заведения следует побуждать к развитию таких связей. Усилению развития научной сферы и взаимодействия науки, образования и бизнеса будет способствовать формирование «Наукополиса», как зоны опережающего развития в Агломерационном комплексе. Наряду с уровнем образования значимым индикатором развития человеческого капитала является культура. Здесь я вижу две взаимосвязанные задачи. Во-первых, необходимо обеспечить возможность удовлетворения культурных потребностей населения, а во-вторых, создать условия для профессионального занятия культурной деятельностью. Развитие профессиональной культуры должно максимально содействовать улучшению культурной среды. Именно она во многом отличает наш Новосибирск. Поэтому здесь я прошу минимум формализма, больше внимания к развитию всех элементов профессиональной культуры. Для создания творческой атмосферы мы должны проводить больше масштабных культурных мероприятий всероссийского и международного уровня. Важным элементом культурного общения могут стать центры культурного развития, которые необходимо создать на селе. Необходимо также разработать типовые проекты культурно-досуговых центров, чтобы удешевить и ускорить их строительство. Развитие информационных технологий в библиотеках области, переход на корпоративные электронные технологии, участие в создании сводного каталога библиотек России, а в ближайшей перспективе – участие в создании Национальной электронной библиотеки, – вот важная задача, стоящая перед библиотеками Новосибирской области. Значительное количество библиотек в районах области до сих пор не имеет доступа к интернету. К 2018 году ставлю задачу стопроцентного подключения муниципальных библиотек к интернету, что позволит создать сеть виртуальных читальных залов. В предстоящие годы планируется создать адаптивную сеть правового просвещения и гражданского участия для людей с физическими, в том числе сенсорными ограничениями, через создание публичных центров правовой информации. Продолжится укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры. Формирование государственной молодежной политики в Новосибирской области должно осуществляться при максимальном участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных общественных организаций. Молодежь в Новосибирской области достойна того, чтобы получить и реализовать новые возможности для построения своего будущего и будущего страны. Мы должны создать условия для максимального вовлечения молодежи в социальную, экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь. В итоге мы получим снижение уровня правонарушений среди молодежи; повысим деловую, предпринимательскую, творческую и спортивную активность молодежи. Особая роль в этом принадлежит патриотическому воспитанию молодежи. Вместе с тем, мы понимаем, что качественное профессиональное образование, возможность найти работу по призванию и рынок жилья – важнейшие элементы закрепления молодежи на территории нашей области. Работающая молодежь сегодня – это стратегический ресурс развития города Новосибирска и Новосибирской области в целом. Понимая складывающийся дисбаланс в профессиональной подготовке молодых людей, ещё в 2006 году мы начали работу с этой группой молодёжи, и сегодня в контексте задач, стоящих перед областью, мы видим, что были правы в этом начинании. Работающая молодежь с одной стороны, нуждается в государственной поддержке для решения своих проблем, а с другой стороны, многое зависит от активной гражданской позиции современного молодого рабочего, его умения грамотно отстаивать свои права и участвовать в общественной и производственной жизни. Сегодня молодежные организации на многих крупных предприятиях стали вполне равноправными субъектами молодежной политики, которые занимаются вопросами улучшения жилищных условий молодых специалистов, повышения квалификации. Это способствует успешной адаптации молодежи и росту профессиональной карьеры молодых специалистов. Накопленный ресурс необходимо использовать в области поддержки и развития Новосибирской агломерации, популяризации профессий, кадровый дефицит которых неизбежно появится в результате реализации проекта. И подобные инициативы должны получать приоритетную поддержку. Поэтому, ставлю задачу Правительству области в первом квартале 2015 года разработать новую государственную программу молодежной политики Новосибирской области, отвечающую современным вызовам, и ориентированную в первую очередь на практическую работу с молодежью нашего региона. Актуальна задача дальнейшего развития системы социальной поддержки населения, людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Хочу подчеркнуть, что общим инструментом повышения качества социальной поддержки должен стать рост эффективности и результативности использования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Вопрос стоит не о нехватке денег – если покажете, где дополнительная социальная поддержка будет действенной, мы найдем на нее дополнительные средства, потому что они помогут людям Основной акцент в реализации социальной поддержки населения по-прежнему должен быть в повышении адресности оказания социальных услуг. Качество обслуживания должно быть повышено. Мы должны создать условия для активной жизни пенсионеров, помочь им в организации досуга и творчества. Площадками для этого могут стать учреждения культуры. В 2014 году Новосибирская область стала четвертым регионом в Российской Федерации по уровню семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К началу 2020 года доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от общей численности детей этой категории, должна достигнуть 87%. Это свидетельство гражданской зрелости и человечности наших земляков. На новый уровень необходимо поднять работу по решению проблем людей с ограниченными возможностями. Более оперативно необходимо решать вопросы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным для них объектам и услугам. Мы намерены усилить контроль за работой лиц, ответственных за создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями: ведь это тоже важный показатель развития общества. Вся социальная политика, равно как и экономическая, должна быть направлена на повышение качества жизни жителей региона, укрепление его конкурентоспособности. С этих позиций прошу подходить к выработке всех конкретных механизмов управления. Все обозначенные задачи должны найти свое отражение в обновленной стратегии социально-экономического развития региона, программе реиндустриализации экономики, наших плановых документах и программах. Поручаю правительству в месячный срок подготовить конкретный план действий по достижению поставленных целей. Для воплощения наших амбициозных планов в непростых экономических и внешнеполитических условиях требуется укрепление гражданского единства. Новосибирская область всегда отличалась достаточно высоким уровнем толерантности, как в национальных, так и в религиозных вопросах. У нас человек воспринимался и воспринимается в первую очередь как личность, как гражданин, как специалист. И мы должны стремиться сохранить стабильность в этой сфере, способствовать дальнейшей гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений, одновременно создавая все необходимые условия для этнокультурного развития всех народов, проживающих на территории Новосибирской области. Я искренне убежден, что озвученные приоритеты и задачи являются выполнимыми, несмотря на сложный период. Их реализация в намеченные сроки позволит существенно улучшить качество жизни жителей, обеспечит стабильность в кризисной ситуации и позитивную динамику социально-экономического развития нашего региона в будущем. Любые, даже самые тщательно продуманные планы невозможно реализовать без поддержки лидеров общественного мнения, которым доверяют люди, к мнению которых прислушиваются. Чтобы добиться успеха, сегодня нам необходима консолидация усилий всего общества, всех ветвей власти, депутатского корпуса, политических партий, общественности, бизнес-сообщества. Примером такого сотрудничества стало сформированное в период выборной кампании движение «Наш губернатор». Уверен, что движение должно продолжить свою работу в это сложное время и стать одним из самых массовых и влиятельных региональных общественных объединений Новосибирской области. Сегодня все большее значение приобретает активность рядовых граждан. Они принимают участие в разработке и реализации государственных программ, направленных на развитие и поддержку института семьи, защиту материнства и детства. Объемы государственной поддержки проектов некоммерческих организаций по решению социально значимых проблем также возросли. Реализация общественных инициатив – связующее звено между органами власти и общественностью. Поэтому ставлю задачу сформировать «Фонд общественных инициатив», который возьмет на себя финансирование социально значимых проектов на территории области. Таким образом мы найдем ответ для общественных организаций: как помочь оказать финансовую поддержку их деятельности. Для достижения намеченных результатов требуется активное применение новых инструментов взаимодействия органов власти с некоммерческим сектором. При Правительстве Новосибирской области создана рабочая группа по мониторингу и оценке лучших практик гражданского участия. Позитивные тенденции в социально-экономическом развитии региона хорошо видны на примере многих наших городов и районных центров. Несмотря на все проблемы муниципальных образований, система местного самоуправления в Новосибирской области сложилась и способна обеспечивать стабильное развитие местных сообществ. Сегодня важнейшей задачей является дальнейшее совершенствование институтов местного самоуправления. Это – самый близкий к населению уровень власти, и от его эффективности, от квалификации и энергии его руководителей и работников во многом зависит успех реализации стоящих перед нами задач. Уже давно шла речь о необходимости дифференцированного подхода к местному самоуправлению, к учету региональных особенностей. Законодатель на федеральном уровне предоставил такую возможность, мы разработали и приняли областной закон о местном самоуправлении. Теперь необходимо сделать все, чтобы он заработал в полную силу. В связи с этим обращаю внимание глав муниципальных образований и крупных, и небольших, что в текущих условиях вырастает уровень вашей ответственности за социально-экономическую ситуацию на территории, реализацию поставленных задач и общую эффективность деятельности органов местного самоуправления. Я хорошо знаю, что такое работать на местном уровне в сложных экономических условиях. Я вместе с коллегами это проходил и в начале 2000-х, и в период мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов. Сейчас ситуация, несмотря на всю ее сложность, несколько яснее: у муниципалитетов есть четко очерченный круг полномочий, источники пополнения местных бюджетов, сформированный аппарат управления. Сегодня каждый из вас должен определить свою роль, найти те решения, которые помогут сохранить достигнутое и создать задел на будущее, пусть небольшой, но надежный. В это сложное время мы просто обязаны усилить мониторинг деятельности местной власти. В тех муниципалитетах, где ситуация в сфере управления будет явно ухудшаться, будет чувствоваться рост недовольства жителей, мы будем принимать меры. Соответствующие полномочия у субъекта Федерации сейчас имеются. Сегодня есть потребность в обновлении действующих общественных экспертных советов и, может быть, создании новых, чтобы потенциал экспертного сообщества использовался по максимуму при принятии решений. Экспертные советы должны стать инструментом общественного контроля работы органов власти, препятствуя проявлениям коррупции и способствуя повышению эффективности их деятельности и оптимизации структуры управления. Скажу несколько слов о работе Общественной палаты Новосибирской области. Необходимо качественное и полное обеспечение проведения на территории Новосибирской области общественных слушаний, гражданских форумов, конференций, круглых столов по общественно важным проблемам, актуальным вопросам общественной жизни и социально-экономического развития. В 2015 году нам предстоит сформировать новый состав Общественной палаты Новосибирской области. Эффективность палаты зависит от ее членов, и поэтому необходимо сделать так, чтобы она стала реальным местом обсуждения и экспертной оценки законопроектов, принимаемых в Новосибирской области. В завершении, хочется еще раз отметить, что общественное согласие и мир – это безусловные ценности, без которых невозможно ни развитие экономики, ни повышение качества жизни. Мы обязаны сделать все для их сохранения, тем более – в кризисное время. Думаю, что это возможно только в том случае, если мы будем стремиться услышать друг друга, будем вести конструктивный, содержательный диалог, основанный на уважении и доверии. Уважаемые коллеги! Впереди нас ждет большая совместная работа. Это серьезный экзамен на профессиональную и политическую зрелость. Я не сомневаюсь, что у нас есть все необходимое, чтобы преодолеть трудности, сделать Новосибирскую область динамично развивающимся, благоустроенным и устремленным в будущее регионом. Благодарю за внимание!
Правительство Новосибирской области |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2164 |