|
||||||||||||||
Ю.А. Орел Урок гармонии в 10, 11 классахТема урока: П.Г.Чесноков. Хор «Приидите, ублажим Иосифа». (Целостный анализ). Ученики 10-11 классов разучивают и исполняют хор П.Г.Чеснокова «Приидите, ублажим Иосифа» в рамках учебного предмета хоровой класс. Цели данного урока по гармонии – продемонстрировать возможности и разнообразные методы комплексного анализа, дать такой пример разбора текста и музыки хора П.Г.Чеснокова «Приидите, ублажим», который поможет ребятам глубже вникнуть в суть этого произведения, понять и почувствовать его музыкально-поэтический образ.Думается, что предпринятый нами целостный анализ хора П.Г.Чеснокова будет способствовать более осмысленному, заинтересованному и творческому отношению к работе над этим сочинением в рамках хорового класса, а также поможет улучшить качество его исполнения. Данный урок выявляет межпредметные связи таких дисциплин как гармония, литература, история, хоровой класс, анализ музыкальных произведений.
Ход урока. 1.Приветствие, объявление темы урока (слайд 1). 2.Краткая беседа о творчестве П.Г.Чеснокова (слайд 2). 3.Чтение и анализ текста: место и значение текста в православном богослужении,перевод с церковнославянского языка, краткая характеристика библейских персонажей, упоминаемых в тексте, показ изображений данных персонажей на православных иконах и картинах известных мастеров(слайды 3-9). 4.Обсуждение выбора композитором исполнительского состава для данного произведения (женский хор, существуют переложения для мужского и для смешанного; вероятно, это связано с различными вариантами составов хора в православной церкви:мужской хор в мужском монастыре, женский – в женском, смешанный – в приходской церкви). 5.Анализ музыки хора П.Г.Чеснокова «Приидите, ублажим» в связи со структурой и образным строем текста. Учитель играет раздел, затем он предлагает ученикам высказать свои образные ассоциации, после чего помогает ребятам выявить в музыкальном тексте те средства, которыми композитор создает этот образ. Особое внимание при анализе музыки хора обращается на тональный план и выбор гармонических средств. Наиболее характерные гармонии подписываются учениками в музыкальном тексте хоровой партитуры, по которой они исполняют это произведение на уроках хорового класса (слайды 10-12). 6.Выводы об особенностях воплощения текста в музыке при помощи следующих выразительных средств: · музыкальная форма – прозаический текст нашел выражение в сквозной музыкальной форме, имеющей черты трехчастной репризной с кодой; · тональность – основная тональность d-moll выражает общий скорбный характер текста, появление мажорных тональностей D-durи B-dur связано с упоминанием в тексте о грядущем воскресении; · фактура – аккордовая, отражающая собранный и сдержанный тон молитвенного высказывания (отметим, что данный тип фактуры, в целом, характерен для церковного многоголосия); · гармония – плагальные обороты как типичная черта русской музыки, а также, в данном произведении, как выражение обреченности, неизбежности, предопределенности; аккорды уменьшенной и полууменьшенной структуры, разнообразные эллиптические сочетания как средства, передающие страдание и душевную боль; органный пункт как прием, рисующийнастроения скованности, сдержанности, предрешенности и смирения; · жанр – характерные признаки сарабанды – испанского траурного танца, который отличают мерная трехдольность, сдержанный темп, минорная тональность. 7.Слушание хора П. Г. Чеснокова «Приидите, ублажим Иосифа» в исполнении хора Московского Сретенского монастыря (слайд 13). 8.Итоги урока. a) художественные: Что может музыка в процессе воплощения поэтического текста? b) методические: Понравился ли такой подход к сочинению П.Г.Чеснокова? c) перспективные: Был ли интересен и полезен такой анализ? Какие произведения вы хотели бы проанализировать таким образом? Хор Московского Сретенского монастыря - Приидите, ублажим Иосифа. Послушать запись.
|
Поддержите наш сайтСердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию. |