«На самом деле место-то лютое»
В российский прокат вышел фильм про Летова и «Гражданскую оборону» — Новосибирск в нем предстает вольным городом панк-революции.
В прокат выходит документальный
фильм «Здорово и вечно» — о зарождении главной панк-группы страны
«Гражданская оборона» и культа личности ее лидера Егора Летова.
Основанная 30 лет назад в Омске, «ГО» еще в ранние годы стала символом
беспредела на концертах и самым точным музыкальным аналогом русского
бунта — и почти сразу вошла в историю. «Здорово и вечно» рассказывает,
как «ГрОб» связан с Новосибирском и как здесь появились самые злобные и
отчаянные песни своего времени. Корреспондент НГС.АФИША посмотрел, как
канонизируют отцов-основателей сибирского панка.
Справка: «Здорово и
вечно» (Россия, 2014) — документальный фильм. Реж. — Наталья Чумакова,
Анна Цирлина. Продюсер — Борис Хлебников («Короткое замыкание»,
«Сумасшедшая помощь»). Бюджет: 1 млн руб. 78 мин. 16+
«Здорово и вечно» анонсирован как «первый и единственный фильм,
посвященный ранним годам группы «Гражданская оборона» (хотя любительские
компиляции интервью и живых выступлений появлялись и раньше). Вдова
Егора Летова (и басистка «Гражданской обороны») Наталья Чумакова
работала над «Здорово и вечно» 5 лет. Формально, то, что получилось, —
это рок-биография по всем законам жанра: участники событий сидят и
вспоминают о главном, архивные съемки передают атмосферу времени и
места, а герой медленно, но верно вырастает в глыбу. Вот Летов слушает
первые пластинки. Через 5 минут — попадает в психушку. Через 15 —
создает группу, через час — распускает ее. «Жить как Летов — это
самоубийство», — говорит один из рассказчиков о будущем символе
советских анархистов, который, судя по воспоминаниям, искал приключений и
ставил над собой опасные эксперименты ежедневно.
Хроника это подтверждает: на чудом
уцелевших первых записях первых концертов «Обороны» видно, как Летов за
считанные секунды превращается в стихийное бедствие и, кажется, вот-вот
начнет харкать кровью.
Серость советского застоя воспроизведена в фильме самым буквальным
образом: почти вся лента выдержана в черно-белых тонах. Так уравниваются
в правах съемки первых лет «ГО» и уже наших дней — тем более что здесь
их примерно поровну. И для Натальи Чумаковой, и для второго режиссера —
Анны Цирлиной это дебют. И дебют без оговорок впечатляющий. Из
разговоров на кухне, восстановленных записей, съемок в зимнем лесу,
писем и обрывков советской кинохроники складывается на удивление внятная
человеческая история с живыми лицами и мощными характерами.
История, в которой всё ясно как день — и непонятно ровным счетом ничего.
Режиссер — хоть и имеющий к ней непосредственное отношение — открывает
эту историю для себя одновременно со зрителем. Чумакова присоединилась к
группе лишь в конце 90-х годов и о «классическом», обросшим мифами и
легендами, периоде «ГО» знала только понаслышке — правда, из уст самого
Егора. Поэтому для нее это ровно такой же элемент фольклора, как и для
любого уличного музыканта, исполняющего «Все идет по плану» в метро.
Когда Чумакова общается с идолами ранней «Гражданской обороны» (Черный
Лукич, Кузя УО, Манагер) они говорят с ней как со «своей», и потому не
сухо пересказывают факты, а с комом в горле заново переживают истории
30-летней давности.
Но Чумакова не просто «своя», она еще и «местная», что в системе
координат «ГО» было залогом особой, корневой связи. Человек по всем
параметрам не случайный и как будто завещанный: она познакомилась с
Летовым на похоронах Янки Дягилевой — второй ключевой фигуры сибирского
панка и бывшей гражданской жены Летова; играла в новосибирской группе
«Начальники партии» и, в целом, была плоть от плоти этой лихой среды.
Новосибирска, кстати, в «Здорово и вечно» ничуть не меньше, а то и больше, чем родного для Летова Омска.
В Омске — лес, безлюдная пустошь, стихи, первые озарения, болезни,
клиническая смерть, КГБ, подполье; в Новосибирске — первый
рок-фестиваль, Академгородок, панк-революция, взрыв творческой силы,
новые горизонты. В официозных кадрах хроники, где Омск «широко
раскинулся на берегу великой реки», а Академгородок занят разработкой
«самых высоких в мире технологий», угадываются современные виды. Корпуса
НИИ, общежития, Красный проспект, площадь Ленина, ДК Чкалова —
паломнический путеводитель по местам боевой славы «ГО» практически
готов.
Примечательно, что прямых объяснений, в чем состояло величие
«Гражданской обороны», в фильме нет. Он начисто лишен
искусствоведческого анализа и даже проблесков музыкальной критики.
Звучит разве что: «Годы пройдут, всё забудут, а это останется — как
элемент национальной культуры, внутреннего космоса». Но ведь в том и
фокус: если присмотреться, заснеженные сибирские пейзажи, увиденные из
окон поезда, описывают суть «ГО» точнее любых экспертов. «ГрОб» — это
снег, брошенный за шиворот, прогулка по рельсам без оглядки и внезапный
мороз по коже.
«На самом деле место-то лютое», —
слышится в кадре, где непролазный ельник и студеная пурга не щадят
ничего живого. Этот стык вечной мерзлоты и душевного окоченения в
«Здорово и вечно» гениально схвачен на уровне формулы: «ГрОб» — это
сугроб.
В ранней «Обороне» Летов не столько пел и сочинял, сколько
манифестировал другой (по отношению ко всему) образ жизни, дух свободы и
важность выхода за буйки — причем не столько социальные, сколько
личностные, метафизические. «Здорово и вечно» фиксирует путь самурая и
окончательно утверждает Летова в ранге иконы отечественной
контркультуры: то, о чем раньше здесь говорили вполголоса, теперь можно
посмотреть в кинотеатре. Своеобразное продолжение истории, кстати, будет
в новом фильме Владимира Козлова («Гопники») о сибирском панк-роке
1980-х «Следы на снегу» — он выйдет в декабре.
Александр Морсин
Кадры из фильма — kinopoisk.ru
http://afisha.ngs.ru/news/more/1992191/
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|