|
||||||||||||||
Мария Строганова. 9 лет для ОПК: Много, мало, в самый раз?Чтобы выяснить, насколько необходимо продление курса ОПК до 9 лет и как это отразится на школьной программе и учебном процессе, мы побеседовали с преподавателями ОПК и родителями школьников 4-х классов. Автор не ставил целью охватить все регионы России, но нам удалось побеседовать с учителями и родителями из нескольких городов, чтобы составить максимально полную картину мнений. Сегодня курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподается в 4-м классе. У школьников и родителей есть выбор, что изучать в рамках курса: основы православной культуры, основы исламской, буддийской, иудейской культур, историю религий или светскую этику. Сначала предмет вводился экспериментально в 19-ти регионах России. После трёхгодичного цикла апробации, Минобрнауки выяснило, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» и модуль в рамках этого курса по православной культуре оказался востребованным учителями и родителями и вызвал интерес у школьников. С 1 сентября 2012 года курс был введен во всех регионах РФ. Теперь Минобрнауки задумалось о расширении преподавания курса до 9 лет – со 2-го по 10-й класс, если такое предложение пройдет апробацию и поддержку «всех заинтересованных сторон», в том числе учителей и родителей. Причем изначально речь шла о продлении школьного курса «Основ православной культуры». О соответствующем поручении правительства заявила пресс-секретарь министра образования и науки РФ Анна Усачева. На следующий день в пресс-службе Минобрнауки РФ уточнили, что преференций только для православной культуры в рамках возможного расширения курса по основам религиозных культур и светской этики сделано не будет.
Москва
На уроках затрагиваются такие жизненно важные темы, которые на других предметах не обсуждаются. Не каждый взрослый человек и не каждый родитель может ответить на смысложизненные вопросы детей. Поэтому у ребят возникает некая жажда ответов и поиск истины, чем мы отчасти занимаемся на уроке ОПК. На наших уроках дети открывают душу: хотят поделиться своей радостью или огорчением, рассказывают о непростых ситуациях в жизни, когда им приходилось делать свой пока еще маленький выбор между добром и злом. Совсем недавно в нашей школе была проведена олимпиада по предмету «Основы православной культуры», что явилось хорошим стимулом для учащихся в изучении своей культуры. Ученики 4-х классов с удовольствием приняли участие, а также интересовались, когда же будет региональный тур. Нельзя не сказать о том, каких колоссальных усилий от учителя требует подготовка к уроку, чтобы содержание было наполнено смыслом, и урок стал полезным и интересным для учащихся. Уроки проходят в форме беседы, экскурсии, дискуссии, поиска истины. В связи с повышенным интересом четвероклассников к данному предмету, а также в связи с общественной неграмотностью в области нашей русской православной культуры мне видится необходимым введение курса основ православной культуры во всех классах. Но надо отметить, что в средней школе у учащихся будут возникать более серьезные вопросы, на которые ответить педагогу без богословского образования станет невозможным. Но, собственно говоря, в этом случае необходимо наладить систему помощи со стороны духовенства. Отношение родителей к данному предмету различно. Сторонники радуются за успехи своих детей, благодарят учителей. Противники же выбирают модуль «Основы светской этики», что тоже неплохо, ведь оба предмета учат прежде всего добру и любви.
Десятов Константин Алексеевич, учитель начальных классов в общеобразовательной школе, преподаватель ОПК: На сегодняшний день ОПК в рамках модуля ОРКСЭ преподается в 4-х классах по одному уроку в неделю. За основу взят УМК А.В. Кураева и А.Я. Данилюка. На мой взгляд, данная программа является довольно сложной для усвоения детей, поскольку перед учителем стоит задача дать полноценное представление о православной культуре в течение одного года. Здесь возникает ряд проблем как со стороны подготовки педагогов, так и с восприятием детьми нового знания. Для объяснения сложных тем уходит несколько уроков, что не укладывается в учебный план – в результате не все темы пройдены за год. В настоящее время для того чтобы преподавать ОПК, учителю необходимо иметь документ о прохождении им специальных курсов (в моем случае подошел диплом об окончании Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета). Однако часто случается, что преподавать курс ОПК приходится невоцерковленным учителям, поэтому возникают трудности в объяснении сложных богословских понятий или в ответе на вопросы детей. Мне приходилось проводить собрание, где набирались группы на текущий учебный год. Стоит отметить, что на собрание пригласили человека, который должен был рассказать о содержании курса ОПК. Была представлена презентация с рекламой курса. Содержание и форма такого выступления вызвало у некоторых родителей массу негативных эмоций – родителям не понравилось, что кто-то хочет навязать им свое мнение и помочь сделать «правильный» выбор. Поэтому я пришел к выводу: не стоит выделять какой-либо курс как особый. Когда я провел повторное собрание, через 2 месяца после первого, для окончательного выбора курса ОРКСЭ, большинство родителей выбрали курс ОПК. Что касается инициативы Минобрнауки о продлении курса, то здесь возникает ряд вопросов: продлевать только ОПК или весь курс ОРКСЭ? Как отнесутся родители? Нужно обратиться к опыту европейский стран, в которых курс религии излучается несколько лет. Введение ОПК до 10-го класса имеет плюсы и минусы: с одной стороны, длительное изучение ОПК даст возможность детям получить полноценное представление о православной культуре, а также заложит мощный нравственный стержень. Но выделение курса ОПК из ряда других предметов может вызвать протест родителей. В случае невоцеоковленности или недостаточной подготовки учителя, важные аспекты христианства могут быть раскрыты неправильно. На мой взгляд, преподавание ОПК является важной составляющей школьного образования. Продление будет полезно для лучшего усвоения знаний, так как настоящий экспресс-курс ОПК непрост для полноценного усвоения его младшим школьником, знания не будут фундаментальными и быстро забудутся. Поэтому в идеале курс необходимо продлить и разработать программу с учетом особенностей возраста школьников (от простого к сложному). Санкт-Петербург Виктория Гусакова, преподаватель ОПК: Курс ОПК должен стать таким же предметом, как русский язык и литература. Его вообще нужно преподавать с 1-го по 11-й класс. Этот курс способствует формированию мировоззрения, сложению картины мира. Ограничение преподавание курса ОПК рамками 4-го класса, по сути, приводит к тому, что педагог успевает лишь познакомить ребенка с «азами» того, что ему будет жизненно необходимо потом. Если семья далека от традиций православной культуры, то в средней и старшей школе эти азы забудутся, впечатления рассеются. И если даже останутся какие-то знания, то они будут иметь характер владения информацией, а не, пусть малого, но духовного опыта. Это можно приравнять к тому, что мы на пороге храма постояли и, может, дверь приоткрыли, а зайти не хватило времени. Курс ОПК способствует утверждению ценностной картины мира в духе проверенных отечественных традиций, то есть, изучая православную культуру, ребенок получает возможность самоопределиться в разных сферах жизни. В 4-м классе в силу возрастных особенностей такое самоопределение просто невозможно, а вот к старшим классах оно и актуально, и необходимо. Непрерывность курса ОПК с 2 по 10 класс с последовательным развертыванием перед учащимся смысла человеческой жизни, как пути к Истине, на мой взгляд, позволит решить многие насущные проблемы современного образования. Главной проблемой среди них мне видится формирование полноценной личности, стремящейся не к материальному достатку и комфорту, а к самоопределению в профессиональной, гражданской и других сферах жизни через непрерывное созидание во имя Бога, отечества, людей. Православная культура дает огромное количество примеров (идеалов) таких созидателей, людей, в полной мере реализовавшихся в своем служении, и потому счастливых, или как сейчас бы сказали, «успешных». Учителя и родители могут отнестись неоднозначно к продлению курса. Обществу всегда свойственно настороженно воспринимать нововведения, тем более что сегодня их очень много. Но это не означает, что нужно ждать или отказываться от этой идеи. Когда родители и педагоги увидят результат, они сами поймут, что это хорошо. Я знаю образовательные учреждения, где есть 100-процентный выбор курса ОПК, но есть такие, где этот процент крайне низок, где родители предпочли основы мировых религий – как информационно-развивающий курс или основы светской этики. Их мнение таково: пусть знает обо всем понемногу, чем что-то одно, а этику вообще нередко путают с этикетом, говоря: «хочу, чтобы мой ребенок был воспитанным». Очень многое зависит от педагога. Сможет ли он тактично и вдохновенно донести до ученика и его родителя суть курса – введение в мир той культуры, которая, по сути, создала Россию, отечество, или нет? В целом, я считаю, курс ОПК необходимым и обязательным для всех граждан России, как русский язык. Эти два предмета – и язык и культура – на разных возрастных ступенях формируют определенные фрагменты целостной картины мира. Если в младших классах ребенка может привлечь красота обрядов, то в старших он сможет найти ответы на жизненно важные для него вопросы, в частности вопрос о смысле своего предназначения. Я бы сравнила процесс преподавания ОПК с созданием произведения искусства – на каждом этапе своя задача в раскрытии художественного образа. В 4 классе мы только подмалевок делаем, а что потом будет изображено сверху – не известно: икона или черный квадрат? Мария Майская, воспитатель детского дома: В первую очередь многое зависит от того, какая будет программа и кто (и как) будет преподавать этот курс. Найдётся ли такой большой кадровый состав, способный качественно, интересно и доступно для детей, учитывая возрастные и иные особенности, вести эти уроки? И потом – какая цель ставится перед теми, кто выступает за такую инициативу? Думаю, что миссионерская задача здесь будет реализовываться в меньшей степени, а вот культурологическая – вполне, для этого больше инструментов, и это может быть весьма полезным. Но не зная программы, сложно о чём-то говорить – пока не очень понятно, чем можно занять 9 лет этого курса, хотя идею в целом оцениваю положительно. Ещё, возможно, стоило бы не вводить в этом предмете балльную систему отметок, а, например, просто – зачёт-незачёт. Гороховец Виктория Кржижановская, преподаватель ОПК: К продлению курса ОПК отношусь положительно: только религия дает полноценное знание и понимание законов нравственности. Без религиозных понятий слову «нравственность» невозможно дать точного определения (хотя у нас в советское время пытались это делать), но в других странах определение понятие нравственности даже в законодательстве связано с религией. Светская этика учит ребенка самого выбирать, что хорошо, а что плохо. Но рано или поздно этого становится недостаточно, особенно в подростковый период, когда на все идет протест. Именно поэтому детям обязательно нужно давать религиозное понятие о мире в рамках школы, но, конечно, не в основном компоненте, а в дополнительном. И на разные возрасты должны быть разные программы с интеграцией в школьные предметы. Правильная подача понятия и воспитание нравственности должны исходить от государства, быть частью государственной политики. В противном случае мы получаем то, что имеем: ранний алкоголизм, разврат в подростковом возрасте и полное отсутствие понятий о нравственности у большинства молодежи: «это вы взрослые так решили, а мы считаем по-другому, ваши понятия устарели». Но что еще хуже – сегодняшние родители выросли в этом безнравственном государстве. Поэтому религиозное понятие нравственности должно обязательно доводиться до всех учащихся на всех этапах школьного воспитания, независимо от того, хотят этого родители или нет. Программа официального учебника А.В. Кураева имеет некоторые минусы. Православие дистанцируется от людей: «у православных принято, православные считают» и т.д. А ведь на ОПК отдают своих детей именно православные родители. Получается, что мы сами православных детей от Православия дистанцируем. Что касается учителей, то все зависит от личности человека – надо воспитывать преподавателей ОПК. Сейчас профессионально этим занимается только ПСТГУ, у меня там учится старшая дочь и рассказывает, что очень мало кто из студентов сдает на второй диплом – учитель ОПК. Что же говорить про остальные ВУЗы. Без системы подготовки кадров смысла говорить об ОПК в школах нет. Те, кто сейчас пытаются решать эту проблему, как, например, у нас в области – единичные личности, которые тащат на «голом энтузиазм» титаническую работу, создавая кадры из учителей-энтузиастов старых поколений. Орел Нина Степанова, преподаватель ОПК: На мой взгляд, курс в школе необходим, и чем дольше его будут преподавать, тем лучше. Проблема заключается в следующем – его нельзя вводить насильно, без согласия родителей и учителей. Поэтому, предварительно в каждой школе надо проводить опрос, который поможет выяснить отношение родителей к этому вопросу. И еще – учитель, который будет вести ОПК, должен иметь навыки жизни в церкви, а это почему-то не приветствуется у нас в городе. Я сама столкнулась с ситуацией, когда меня пригласили вести ОПК в начальных классах одной из орловских школ. Мне удалось провести только один урок. А потом директор узнала, что я являюсь верующим человеком и заявила, что это недопустимо — курс должен вести нецерковный человек.
Усть-Луга Людмила Васильева, директор школы: Я уверена, что и родители, и учителя отнесутся положительно к продлению курса ОПК на 9 лет, единственное, что даёт силу человеку – его вера. Это нужно и нашей школе, чтобы научиться уважать и понимать культуру народов России. Эта дисциплина направлена на духовно-нравственное просвещение. У нас в школе в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» школьники и родители выбирают только «Основы православной культуры». Детям предмет нравится. Особенно нравится то, что это курс без оценок. Преподаватели подбираются специально – это люди, прошедшие курсы в Ленинградский областной институт повышения квалификации.
Москва Светлана Маркелова: Моя дочь прошла предмет «Основы православной культуры» в 4-м классе. Учительница просто предложила разные варианты, более половины класса выбрали Православие. Учебник А. Кураева очень грамотный, учиться было легко – говорили о святых, составляли презентации, мы очень довольны.
Санкт-Петербург Юлия Иванова: В рамках предложенного курса «Основы религиозных культур и светской этики» мы выбрали для сына модуль «Основы мировых религиозных культур», и если честно, я до сих пор не поняла, насколько нужен этот предмет. К продлению курса на 9 лет отношусь равнодушно, посмотрим, будет ли толк в этом году, вперед не загадываем. Преподаватель – не специальный предметник, а классная руководитель, я так понимаю, на них это спустили и обязали. Ребёнку пока нравится. Челябинск Сергей Логиновский, кандидат философских наук, отец двоих школьников: Мои дети учатся в православной гимназии. Однако таких учебных заведений, к сожалению, очень и очень мало. Конечно, главной школой приобщения к таинству веры были и останутся Церковь и семья, но в современном обществе существуют задачи, решать которые лучше всего может школа, как начальная и средняя, так и высшая. Поэтому продление курса ОПК мне представляется более чем обоснованным и даже насущно необходимым. Кроме того, в школе каждый новый год – это новое состояние ребенка. Дети растут очень быстро, постоянно меняются и все время открывают что-то новое, даже в уже, казалось бы, известном. Даже получив в младших классах определенную информацию о Православии, они смогут открыть в старших классах его новые стороны. С продлением курса ОПК возникнет своего рода герменевтический круг: вновь и вновь возвращаясь на каждом новом возрастном этапе к пройденному материалу, дети, имея уже определенный багаж знаний, получат оптимальную возможность для постижения православной веры, для приобщения к её богатству.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2921 |