|
||||||||||||||
Курская глава жития святого ОнуфрияВ апреле исполнилось 125 лет со дня рождения архиепископа Онуфрия (Гагалюка). Он управлял Курской епархией с 1933 по 1935 годы. А в 2000 году был прославлен в сонме новомучеников и исповедников российских. Священномученик Онуфрий В
перечне важнейших событий и дат из истории Курска, изданном на излете
советской эпохи, год 1933-й представлен всего двумя событиями: началом
выдачи паспортов и сооружением «на средства трудящихся» памятника
Ленину. Монумент отцу-основателю нового государства установили на
Красной площади, неподалеку от упраздненного советской властью Курского
Знаменского мужского монастыря.Несмотря на то что уже существует несколько вариантов жития этого святого, курский период его жизни исследован недостаточно подробно. И эта маленькая заметка – лишь приглашение к серьезному исследованию. Главный храм обители – Знаменский собор, официально закрытый годом ранее, был обречен по решению Курского горсовета на переоборудование в кинотеатр. Он еще сохранял отблеск былого величия. Еще не лишился своих двух колоколен и четырех маленьких куполов. Но годы борьбы с религией уже отложили печальный отпечаток на его облик. Собор перестал быть духовным центром города еще в ту пору, когда его захватили обновленцы. И к началу 1930-х годов Знаменская церковь была всего лишь архитектурным памятником, напоминавшим курянам о богатой событиями дореволюционной церковной жизни Курска: о знаменитом крестном ходе с Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение», о визитах в город царственных особ, об архипастырях Курских, служивших в соборе. Архиепископу Дамиану в свою бытность на Курской кафедре (1928-1932 годы) уже не довелось послужить в Знаменском соборе. Не служил в нем и епископ Памфил (Лясковский), с 20 октября 1932 года временно управлявший Курской епархией. 11 августа 1933 года владыка Памфил был назначен епископом Краснодарским и Кубанским и его на Курской кафедре сменил епископ Онуфрий (Гагалюк). Новый архиерей прибыл в Курск 21 августа. Его приезд в город и следует считать важнейшим событием церковной жизни курского края, которым памятен для нас 1933-й год. Владыка Онуфрий стал для верующих курян (причем не только для своих современников, но и для современных прихожан курских храмов) тем маяком в житейском море, один облик которого уже являлся безмолвной проповедью: и наставлением, и утешением и побуждением к доброй христианской жизни. Для самого архиерея, с 1934 года возведенного в сан архиепископа, Курск стал последним городом, где он жил в условиях хоть и относительной, но все-таки свободы. Владыка мог совершать богослужения, произносить проповеди с амвона, принимать у себя дома духовенство и верующих, оказывать помощь нуждающимся, в том числе и материальную. Своей жизнью он являл пример ревностного служения Богу и людям, опровергая ложные обвинения, на которых во многом строилась пропаганда воинствующих безбожников. Ни у кого не мог повернуться язык, чтобы назвать владыку мироедом или лицемером. Он жил более чем скромно, воздержанно. Мог отдать последнее тому, кто испытывал нужду. И всецело уповал на волю Божию, веря, что те испытания, которые выпадают на его долю, приведут его ко спасению, если он будет переносить их без ропота. И саму мученическую кончину он принял со спокойной душой, приложившись к сонму святых новомучеников земли русской с титулом «архиепископ Курский и Обоянский». Говорят, большое видится на расстоянии. Но и тех десятков лет, которые прошли со дня расстрела священномученика Онуфрия, еще явно не достаточно, чтобы увидеть весь масштаб личности этого святого. О нем снимаются фильмы, издаются книги, пишутся статьи и научные работы. Наконец, увидели свет уцелевшие труды, написанные самим архиепископом Онуфрием. Однако мы еще далеки от того, чтобы заявить о своем полном вступлении в духовное наследство владыки. Многие главы его жития еще могут быть существенно дополнены, в том числе и глава «курская». Ведь в Курске священномученик Онуфрий прожил более двух лет. Здесь сохранился дом, где он одно время квартировал (ул. Челюскинцев, 10). Пережил богоборческое лихолетье и нижний Троицкий храм, в котором владыка служил в последние месяцы перед арестом. В семьях верующих бережно хранятся фотопортреты святого с его дарственной надписью. Ценнейшим историческим источником является следственное дело священномученика Онуфрия, заведенное на него в июле 1935 года органами НКВД и ныне хранящееся в архиве управления ФСБ по Курской области. За два с половиной месяца, пока длилось следствие, владыка был допрошен 17 (!) раз. Дважды его вызвали на очные ставки со свидетелями. Среди материалов дела имеются не только протоколы допросов святого, но и его собственноручное заявление, в котором даются существенные поправки к творчеству стенографов НКВД. Кроме того, дело содержит сведения о жизни священно-и церковнослужителей, осужденных вместе с архиепископом: игумена Мартиниана (Феоктистова), диакона Василия Гнездилова, псаломщика Александра Вязьмина, протоиерея Ипполита Красновского и священника Виктора Каракулина. Двое последних, к слову сказать, так же канонизированы Русской православной церковью в сонме святых. Венчает трехсотстраничное дело протокол закрытого судебного заседания Спецколлегии Курского облсуда, проводившегося в Курске 8 и 9 декабря 1935 года. Именем Российской Социалистической Федеративной Республики Спецколлегия приговорила курского архиерея к лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях сроком на 10 лет. К такому же наказанию были приговорены о. Ипполит, о. Виктор и о. Феоктист. Диакон Василий получил 7 лет ИТЛ, а псаломщик Александр – 5. Но это был не последний неправедный суд над архиепископом Онуфрием. Весной 1938 год, еще не успев отбыть прошлое наказание, он вновь был привлечен к ответственности в качестве обвиняемого и переведен из совхоза НКВД в тюрьму города Благовещенска. В этот раз владыку приговорили к высшей мере наказания – расстрелу, который и был приведен в исполнение в первый день лета. Куряне об этом не знали. Да и никто не знал. Дальнейшая судьба владыки обрастала домыслами. Ходили слухи, что он был освобожден и поселился отшельником в горах Кавказа. Кто-то утверждал, что его видели на этапе среди других заключенных после войны. Однако с каждым годом, прошедшим с момента прощания архиепископа Онуфрия с курской паствой, становилось все очевиднее, что владыку следует поминать об упокоении. Некоторые из современников священномученика Онуфрия дожили до того времени, когда была отслужена последняя панихида о его упокоении и первый молебен с прошением его святых молитв. В наши дни, к сожалению, всех, кто видел архиепископа Онуфрия, бывал на его службах и может что-то рассказать об этом, можно пересчитать по пальцам. События далеких 1930-х годов мы зачастую воссоздаем по историческим источникам и исследованиям, в которых уже задан большевистский угол зрения на события. Советские историки, составлявшие свою версию перечня важнейших событий, выбрали свое. Церковный историк, не упуская из виду всего, что произошло с нашим Отечеством, имеет право напомнить о важности того, что историк светский (а тем паче неверующий) оставляет за скобками. Напомнить о душе. Хоть юридически церковь отделена от государства, но ее нельзя отделить от общества. И церковь русская, перефразируя Ахматову, была со своим народом там, где ее народ, к несчастью, был. Кстати, торжественное открытие памятника Ленину на Красной площади состоялось 1 сентября 1933 года, когда епископ Онуфрий уже прибыл в Курск. Владимир РУСИН, священник, председатель Историко-архивной комиссии Курской епархии. P.S. Мы не впервые печатаем материалы о новомученике Онуфрии. Тем, кому интересны подробности жизни святого, могут найти на сайте «КП» (kpravda.ru) статьи «Судьба курского архиерея, или Мученик с улицы Челюскинцев (номер газеты за 21 ноября 2008 года) и «Здесь жили и молились курские святые» (номер за 20 февраля этого года).
Образование и Православие / http://www.kpravda.ru/article/society/029069/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2337 |